Выставки / Выставки / Виртуальные выставки / Предметный разговор

Тургайская «писаница»

20 / 52

Эта история произошла во время экспедиции Андрея Петровича Дульзона, профессора Томского педагогического института, в деревню Тургай Асиновского района. В августе 1946 года близ деревни археологи раскопали городище и курганы – погребения, принадлежавшие древним жителям Нижнего Причулымья. Обилие находок (топоры, железные и костяные наконечники стрел, гривны, серьги) и их своеобразие позволяло сделать вывод о том, что курганы эти были возведены в XVI–XVII вв. Причём, возведены на месте заброшенного поселения, сильно пострадавшего от пожара.

Когда же, всё-таки, люди жили в посёлке? На этот вопрос мы можем с уверенностью ответить благодаря находкам в насыпях и культурном слое 71 обломка глиняных лепных сосудов (18 венчиков, 53 фрагмента тулов – 17 с орнаментом, 36 – без орнамента). А время их бытования – развитое средневековье (X–XIV вв.). То есть нас отделяет от того времени едва ли не целое тысячелетие!

Подобные находки для археологов – дело обыденное, если бы не одно обстоятельство: среди найденных фрагментов, не имеющих орнамента, оказался ОДИН, на внешней поверхности которого сохранилось изображение парнокопытного животного, нарисованного красной охристой краской!

Рассматривая сейчас этот фрагмент, осознаёшь, что время не пощадило рисунка: верхняя часть изображения туловища стёрлось, но всё-таки рисунок угадывается. А в 1946 году в полевых условиях на изображение обратил внимание историк Виталий Степанович Синяев – бывший фронтовик, тогда студент Томского университета. Он же в своём полевом дневнике сделал схематическую прорисовку изображения.

И здесь же, в дневнике, Виталий Степанович описал это изображение следующим образом:

«…обломок тонкостенного сосуда, без орнамента, хорошего обжига; на внешней поверхности рисунок типа наскальных изображений…»

«Рисунки типа наскальных изображений» – это не что иное, как писаницы – изображения животных, нарисованные древними художниками охристой краской на каменных поверхностях пещер и скал. Таких писаниц в мире множество. Наиболее близкая к Томску находится на обрывистых скальных берегах реки Томи недалеко от Кемерова – Томская писаница.

И вот, в этой же манере рисунка, только не на камне, а на глиняном сосуде и нанёс удивительный рисунок охрой средневековый художник, возможно, охотник, житель древнего Причулымья.

Кто изображён на сосуде? Об этом мы можем только предполагать. Возможно, олень, поскольку на этих животных издавна велась здесь охота. А, может быть, «живописец» нарисовал охрой корову или быка. Ведь неслучайно же археологи обнаружили во время раскопок, как было отмечено в отчёте об экспедиции, большое количество «костей и поделок из них» и предположили, что древние жители здесь «имели домашний скот».

Но где же «тургайцы» брали охру для своей живописи? Ответ на этот вопрос даёт экспедиционный отчёт, в котором так описывается комплекс Тургайского городища и его окрестностей:

«Среди находок первое место по количеству занимает керамика, представленная только в черепках… По материалу керамика довольно однородна. Цвет теста от светложелтого до совершенно черного, причем на темноглиняных черепках довольно часто имеется слой ангобы (обмазки) различных оттенков желтого и коричневого цветов.

Вероятно, для обмазки использовалась охра, комочки которой изредка попадались в культурном слое; в III квадрате, на глубине третьего штыка, был найден целый «склад» охры в виде пласта, 10 см толщиной и 80 см в диаметре, примыкавшего непосредственно к небольшому кострищу. Естественные выходы охры имеются на полпути от городища до деревни Тургай, в обнажении материковой террасы; она добывается там местным населением и идёт на различные хозяйственные нужды».

Вот так! Ещё в 1946 году местные жители добывали вблизи деревни охру и использовали её «на различные хозяйственные нужды».

Нужно заметить, что, по материалам археологических исследований, древние сибиряки ещё со времён неолита употребляли охру в гончарном производстве: делали охрой обмазку сосудов, втирали охру в желобки

нанесённых на керамику орнаментов и, как выясняется, расписывали глиняные сосуды. Пример тому – тургайская «писаница»!

Литература и источники

Гребнева Г.И. Каталог археологического собрания Томского областного краеведческого музея. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2017. – С. 430–432.

Дубовцева Е.Н. Использование охры в керамическом производстве севера Западной Сибири // Самарский научный вестник. Самара. Изд-во: Самарский государственный социально-педагогический университет. 2015. № 4 (13). С. 37–47.

Дубовцева Е.Н. и др. Природные минеральные пигменты (охра) в керамическом производстве эпохи неолита на территории таёжной зоны Зауралья и Западной Сибири // Экология древних и традиционных обществ. Материалы V Международной научной конференции. 2016. Тюмень. Изд-во Тюменский государственный университет. 2016. С. 44–48.

Дульзон А.П. Поздние археологические памятники Чулыма и проблема происхождения чулымских татар // Уч. зап. ТГПИ. Томск, 1953. Т. X.

Дульзон А.П. Отчёт об археологической экспедиции на Чулым летом 1946 г. // Архив Института археологии Российской академии наук. Ф-1. Р-1. № 53. Л. / URL: https://www.archaeolog.ru/ru/archive/elektronnye-polevye-otchety-1944-1948-godov .

Лингвистико-археологическая экспедиция на Средний Чулым летом 1946 г. Описание раскопок курганов // Архив ТОКМ. О. 9. Д. 2.

Полевые записи археологической экспедиции на Чулым летом 1946 г. // Архив ТОКМ. О. 4. Д. 99.

Синяев В.С. Материалы к археологической карте Нижнего Чулыма // Советская археология. М., 1950. № 13.

Филатова И.В. Глиняные сосуды с окрашенной поверхностью в гончарной традиции неолита Нижнего Приамурья // Евразийский журнал региональных и политических исследований. Челябинск, 2008. № 13 (144). С. 75–81.



Боброва А.И., кандидат исторических наук, с.н.с. ТОКМ;

Рассамахин Ю.К., с.н.с. ТОКМ.