Антропоморфные и древовидные изображения – одно из самых оригинальных проявлений в кулайском искусстве. В них отразились представления таёжных охотников о мире и своём месте в нём. Человек не отделял себя от окружающей природы. Он был неразрывно связан с нею, так же, как и созданные им, образы лесных духов-покровителей, «проросших» мордами лосей и птиц.
Человек-зверь и зверь-человек были едины в этом замкнутом лесном мире. Человек хорошо «знал» этих духов и места их обитания. Они помогали ему на охоте, приходили в его дом, вступали с ним в супружескую связь, приносили охотничью удачу и счастье. Идея оборотничества, как результат растворённости в природе, нашла отражение в антропоморфных отливках, в которых прослеживаются и звериные черты.
Соединение трёх птиц в единой композиции, загадочные «подковы» с лосиными головами на концах, с головами лосей и птицей посередине, птиц и человека – всё это – символы плодородия, они же – отдельные страницы древних мифов. Существа, отлитые в бронзе, отражают стремление найти компромисс между представителями всех миров, быть услышанными духами поднебесья, земного и подземного миров. Поэтому они и представляют собой их единение. Вероятно, такие предметы специально изготавливали для обрядовых действий – при испрашивании плодородия, возобновления рода и изобилия промысловых животных.
В глубокой древности человек воспринимал окружающий мир в виде горизонтальной модели. Подобно реальной реке, имеющей верхнее, среднее и нижнее течение, мифическое пространство делилось: на Верх – небо, где обитали добрые духи, герои и легендарные предки; Среднюю часть – землю, обжитую людьми и животными, Низ – подземелье, в котором обитали фантастические злобные существа и покойники.
Позднее появились представления о вертикальном членении мира, отражавшие стратифицированность Космоса. Каждому ярусу мироздания соответствовал свой набор знаков и образов. Дерево – ось Вселенной (Мировая ось) связывает все сферы мироздания – Верхнюю, Среднюю и Нижнюю. В жизни человека оно обретало конкретное воплощение с реальным деревом – лиственницей, кедром, березой. В мифологии западносибирских народов эти деревья назывались «священными». Им поклонялись жители тайги: на их ветви вывешивали дары духам, у корней приносили в жертву животных, в стволах деревьев или на ветвях хоронили умерших детей и шаманов.
По традиционным представлениям селькупов (наследников кулайцев), считалось, что солнце и луна висят на ветвях священной березы, которая растет возле дома прародительницы – Небесной Старухи/Дарительницы Жизни. На кончике солнечного луча она посылает на землю душу человека, который должен родиться, выдаёт новорожденному люльку, а умершему гроб. Превращаясь в птиц, души умерших улетают на родовое дерево.
Особое отношение и почитание священных деревьев у кулайцев воплощалось в бронзовых отливках. Бронзовые древовидные изделия V–II вв. до н. э., с ответвлениями в виде голов животных, птиц и людей являются символическими образами Древа Жизни – Мирового Древа.
По материалам сибирской этнографии образ дерева почти всегда отражал идею размножения, жизненного начала, связи между предками и потомками.
«Человек» стоит, широко расставив ноги. Вместо рук у него лосинные головы, на плечах – представители водной стихии – бобры, в области бедер – изображения птиц. Этот синкретичный образ воплотил в себе мифологические представления кулайцев о таёжных духах, принимающих при встрече с охотником образ человека – мужчины или женщины. В их руках сосредотачивалась власть над всеми птицами, лесным зверем и речными водоёмами. От их благосклонности зависело благополучие людей. У селькупов существовали представления о том, что брак простого человека с лесной женщиной делал его невероятно удачливым и в охоте, и в жизни. Они относились к таким существам с особым почтением, устраивали жертвоприношения и поклонялись им.
– Кулайские находки. ТОКМ колл. № 2281/102