Выставки / Выставки / Виртуальные выставки / Томск 1917 года: от Февраля к Октябрю (по страницам музейного фотоальбома)

Агитация и пропаганда. Эсеры летом 1917 года

14 / 25

 

В альбоме к 4-му июня  относится всего одна фотография.

Продажа газет и брошюр в Городском саду. 4 июня 1917 г.

Сюжетом этой конкретной фотографии стала сцена распространения печатной агитационной продукции эсеровской партии, точнее, если правильно называть, партии социалистов-революционеров. Об этом нам сообщает плакат с лозунгом, на фоне которого сидит распространительница газет и брошюр – интеллигентного вида молодая женщина. Лозунг «Земля и воля» – это характерный опознавательный знак эсеровской партии, выдающий в них наследников российских народнических движений 1860-1880-х годов. В конце ХIХ века народничество как некая организационная структура была разгромлена, а новые реалии в виде развития капиталистического уклада в России разрушили цельность народнической идеи. Тем не менее, к началу ХХ века,  возникают неонароднические движения, которые в 1902 оформляются в партию социалистов-революционеров, сокращённо СР (откуда и взялось это аббревиатурное прозвище «эсеры»; кстати, как и «эсдеки»  – СД – социал-демократы). От своих предшественников, эсеровская партия восприняла представления об особой роли революционного крестьянства в России; о возможности здесь  некоего «особого» пути к социализму, минуя капитализм и пристальный интерес  к развитию кооперативного движения. От предшественников эсеры унаследовали и принятие, в качестве возможных методов борьбы с режимом, революционного террора, который был направлен на высших сановников, чинов полиции и других людей, кто был заподозрен в жестокости по отношению к народу и к революционерам.  Самые громкие теракты в Российской империи  в первое десятилетие ХХ века совершены  особой боевой организацией, созданной в эсеровской партии.

При всём своём интересе к крестьянскому сословию, при том, что лучшие умы  изучали уклад жизни крестьян, социологию и экономику  деревни, и, пожалуй, лучше, чем представители других российских партий представляли себе, чем живёт и дышит российская деревня, по своему социальному составу партия была скорее партией служащих, интеллигентов и офицеров. По подсчётам исследователей, именно из этих категорий граждан выдвигались эсерами депутаты  в разные органы власти и представительства, из них состояли основные работоспособные комитеты и организации. В Томске в интересующий нас период «между двумя революциями»   социальный «расклад» эсеров выглядел примерно так: 65 % - интеллигенция, служащие; по 10 % офицеров и солдат; около 6 % рабочих, 8 % студентов и всего 0,5 % крестьян.  Откуда же тогда общераспространённое мнение о том, что эсеры были «партией крестьян» и почему за них отдавал свои голоса  в выборных баталиях этого периода массовый крестьянский «электорат»?

Эсеровские организации, появившись в Сибири в 1904 году, после активного участия в событиях первой русской революции 1905-1907 годов, отошли от активного участия  в политике, и вплоть до конца 1916 года основной их деятельностью было участие в кооперативном движении и работа в легальных органах печати. Революция, по свидетельствам самих видных представителей этой партии, была для них «как гром среди ясного неба». Но уже с первых дней после Февраля партия социалистов-революционеров быстро увеличивается в размерах; это касается и числа ячеек, и числа членов. Программа партии, в которой было много общих положений «за  всё хорошее, против всего плохого», вызывала симпатию у самых разных людей, а для того, чтобы стать членом партии, нужно было всего лишь выразить своё согласие с программными положениями. К каким-то активным специальным действиям членство не обязывало. У партии эсеров вообще была чрезвычайно  рыхлая аморфная организация, очень долго вообще не было никакого устава, поэтому  к эсерам пошли самые разные люди, которые даже и программы не читали, а были привлечены знаменитым со времён народничества лозунгом «Земля и воля». Трактовать этот лозунг  каждый мог, как хотел. Но политика эсеров по увеличению численности своих членов, активная пропаганда в массах, особенно в деревне, сделала эсеров самой «узнаваемой» партией  именно в среде крестьян, наиболее многочисленного сословия бывшей Российской империи.

Для  пропагандистско-агитационной работы использовались  разные способы. Самый распространённый и обычный способ – это, конечно, издание своих газет и другой периодики.

В Томске эсеры издавали газеты «Путь народа» и «Крестьянский союз». В ряде городов Томской губернии были свои периодические издания, как, например,  в Ново-Николаевске и  Мариинске. Распространение периодики не всегда выглядело так, как на нашем снимке, продажей или раздачей на лавочке.  В  кооперативах и кооперативных объединениях существовали отделы, занимавшиеся не торговлей, а сопутствующими важными делами, например организацией изб-читален и бесплатных библиотек. Инструкторами в таких кооперативных неторговых отделах часто выступали эсеры (или «им сочувствующие»), неудивительно, что в таких библиотеках было много изданий именно эсеровского содержания и идейного наполнения.

Другой важный канал идеологического влияния социалистов-революционеров на массы был создан благодаря активной работе в  организованном партией губернском учительском бюро, а также их активностью в  молодёжных и студенческих клубах.

Все эти  энергичные агитационные действия сказались уже весной, когда в Томске и Томской губернии прошли выборы в народные собрания. В Томском Губернском собрании оказалось около  75 %  эсеров или «им сочувствующих»; в Томском Городском собрании из 98 избранников было 43 эсера, т.е. почти половина.  Так что, несмотря  на рыхлость и аморфность организационной структуры партии эсеров,  несмотря на то, что значительное большинство её новых членов, так называемых «мартовских эсеров» (тех, кто вступил в партию на волне революционного энтузиазма в марте 1917 г.) не вели никакой работы  и, зачастую, знали всего лишь только партийные  лозунги, узнаваемость социалистов-революционеров в широких массах была значительно большей, чем известность  других партий.  А  это  привлекало  весомый, как сейчас бы сказали,  электорат. Вот что пиар, как говорится, животворящий делает!