В альбоме к 4-му июня относится всего одна фотография.
Сюжетом этой конкретной фотографии стала сцена распространения печатной агитационной продукции эсеровской партии, точнее, если правильно называть, партии социалистов-революционеров. Об этом нам сообщает плакат с лозунгом, на фоне которого сидит распространительница газет и брошюр – интеллигентного вида молодая женщина. Лозунг «Земля и воля» – это характерный опознавательный знак эсеровской партии, выдающий в них наследников российских народнических движений 1860-1880-х годов. В конце ХIХ века народничество как некая организационная структура была разгромлена, а новые реалии в виде развития капиталистического уклада в России разрушили цельность народнической идеи. Тем не менее, к началу ХХ века, возникают неонароднические движения, которые в 1902 оформляются в партию социалистов-революционеров, сокращённо СР (откуда и взялось это аббревиатурное прозвище «эсеры»; кстати, как и «эсдеки» – СД – социал-демократы). От своих предшественников, эсеровская партия восприняла представления об особой роли революционного крестьянства в России; о возможности здесь некоего «особого» пути к социализму, минуя капитализм и пристальный интерес к развитию кооперативного движения. От предшественников эсеры унаследовали и принятие, в качестве возможных методов борьбы с режимом, революционного террора, который был направлен на высших сановников, чинов полиции и других людей, кто был заподозрен в жестокости по отношению к народу и к революционерам. Самые громкие теракты в Российской империи в первое десятилетие ХХ века совершены особой боевой организацией, созданной в эсеровской партии.
При всём своём интересе к крестьянскому сословию, при том, что лучшие умы изучали уклад жизни крестьян, социологию и экономику деревни, и, пожалуй, лучше, чем представители других российских партий представляли себе, чем живёт и дышит российская деревня, по своему социальному составу партия была скорее партией служащих, интеллигентов и офицеров. По подсчётам исследователей, именно из этих категорий граждан выдвигались эсерами депутаты в разные органы власти и представительства, из них состояли основные работоспособные комитеты и организации. В Томске в интересующий нас период «между двумя революциями» социальный «расклад» эсеров выглядел примерно так: 65 % - интеллигенция, служащие; по 10 % офицеров и солдат; около 6 % рабочих, 8 % студентов и всего 0,5 % крестьян. Откуда же тогда общераспространённое мнение о том, что эсеры были «партией крестьян» и почему за них отдавал свои голоса в выборных баталиях этого периода массовый крестьянский «электорат»?
Эсеровские организации, появившись в Сибири в 1904 году, после активного участия в событиях первой русской революции 1905-1907 годов, отошли от активного участия в политике, и вплоть до конца 1916 года основной их деятельностью было участие в кооперативном движении и работа в легальных органах печати. Революция, по свидетельствам самих видных представителей этой партии, была для них «как гром среди ясного неба». Но уже с первых дней после Февраля партия социалистов-революционеров быстро увеличивается в размерах; это касается и числа ячеек, и числа членов. Программа партии, в которой было много общих положений «за всё хорошее, против всего плохого», вызывала симпатию у самых разных людей, а для того, чтобы стать членом партии, нужно было всего лишь выразить своё согласие с программными положениями. К каким-то активным специальным действиям членство не обязывало. У партии эсеров вообще была чрезвычайно рыхлая аморфная организация, очень долго вообще не было никакого устава, поэтому к эсерам пошли самые разные люди, которые даже и программы не читали, а были привлечены знаменитым со времён народничества лозунгом «Земля и воля». Трактовать этот лозунг каждый мог, как хотел. Но политика эсеров по увеличению численности своих членов, активная пропаганда в массах, особенно в деревне, сделала эсеров самой «узнаваемой» партией именно в среде крестьян, наиболее многочисленного сословия бывшей Российской империи.
Для пропагандистско-агитационной работы использовались разные способы. Самый распространённый и обычный способ – это, конечно, издание своих газет и другой периодики.
В Томске эсеры издавали газеты «Путь народа» и «Крестьянский союз». В ряде городов Томской губернии были свои периодические издания, как, например, в Ново-Николаевске и Мариинске. Распространение периодики не всегда выглядело так, как на нашем снимке, продажей или раздачей на лавочке. В кооперативах и кооперативных объединениях существовали отделы, занимавшиеся не торговлей, а сопутствующими важными делами, например организацией изб-читален и бесплатных библиотек. Инструкторами в таких кооперативных неторговых отделах часто выступали эсеры (или «им сочувствующие»), неудивительно, что в таких библиотеках было много изданий именно эсеровского содержания и идейного наполнения.
Другой важный канал идеологического влияния социалистов-революционеров на массы был создан благодаря активной работе в организованном партией губернском учительском бюро, а также их активностью в молодёжных и студенческих клубах.
Все эти энергичные агитационные действия сказались уже весной, когда в Томске и Томской губернии прошли выборы в народные собрания. В Томском Губернском собрании оказалось около 75 % эсеров или «им сочувствующих»; в Томском Городском собрании из 98 избранников было 43 эсера, т.е. почти половина. Так что, несмотря на рыхлость и аморфность организационной структуры партии эсеров, несмотря на то, что значительное большинство её новых членов, так называемых «мартовских эсеров» (тех, кто вступил в партию на волне революционного энтузиазма в марте 1917 г.) не вели никакой работы и, зачастую, знали всего лишь только партийные лозунги, узнаваемость социалистов-революционеров в широких массах была значительно большей, чем известность других партий. А это привлекало весомый, как сейчас бы сказали, электорат. Вот что пиар, как говорится, животворящий делает!