23 июня 1917 года в Томске проходила ещё одна из многочисленных демонстраций и манифестаций этих революционных месяцев – демонстрация солдаток, как называли в то время женщин, мужья которых были призваны в армию и во время войны находились на фронте. На фотографии видна сравнительно немногочисленная группа женщин, построенных в колонну, впереди колонны идут две женщины, несущие большой транспарант с требованием, с которым они обращаются к властям и общественности:
«Нуждающиеся солдатки хотят работать на оборону. Дайте работу».
Эта демонстрация проходит, так сказать, «в гордом одиночестве» - в кадр не попали зрители, сочувствующие, представители Советов, профсоюзов, многочисленных комитетов и исполкомов того времени, видимо, из-за отсутствия таковых на мероприятии. Да и газеты, вышедшие в этот день, не обратили на него внимания.
Эта демонстрация отличается от многих других отсутствием политических лозунгов и даже антивоенных требований, а только одним чётко сформулированным экономическим.
В связи с этим возникает закономерный вопрос об экономическом и социальном положении женщин-солдаток в период Первой мировой войны. Этот вопрос долгое время не попадал в поле зрения историков, однако в последнее время то направление, которое принято называть «историей повседневности», слегка приоткрыло «завесу тайны» и над интересующей нас проблемой.
Пожалуй, самое главное, на что обращают внимание исследователи, это расширение доступа к профессиям, которые ранее считались исключительно мужскими. К числу таких профессий, по специальному разрешению Министерства путей сообщения, были отнесены не только должности конторских служащих, но и должности проводников, истопников, чистильщиков паровозов, и даже в мастерские и на участки тяги. А Министерство земледелия допустило женщин к работам в казённых лесах на должности нарядчиков, десятников и старших рабочих. Женщины в это время чрезвычайно расширили спектр доступных им профессий, работали дворниками, парикмахерами, рассыльными, лесорубами; даже Святейший Синод не выдержал под напором реалий военного бытия и разрешил епархиальному начальству допускать женщин к исполнению обязанностей псаломщика. Требование, с которым выступают солдатки в Томске, относится, надо полагать именно к предоставлению работы на оборонных предприятиях, по выпуску военной продукции.
Большое значение в годы войны приобрёл вопрос об обеспечении жён военнослужащих казённым пособием. Важность этого пособия для солдатки и её семьи зависела от разных обстоятельств: исходного материального положения семьи, от того, оставалась ли женщина с детьми в составе большой семьи, или оказывалась единственной опорой для детей, от места проживания солдатки (в городах у женщин нередко была необходимость оплачивать съёмное жильё, цены на которое взлетели в годы войны, как говорится, «до небес»), наконец, от того, удавалось ли найти работу и размера заработка. В деревне, в большой семье казённое пособие было неплохим вспомоществованием, которое даже меняло положение женщины в глазах родственников – солдатка из «нахлебницы» становилась «кормилицей». Женщина в таких случаях, иногда впервые, имела возможность самостоятельно распоряжаться деньгами, покупать что-то для себя и детей, в том числе одежду, обувь. Не всегда эта самостоятельность приветствовалась родственниками, особенно старшими, которые считали неоспоримым своё право единолично формировать бюджет семьи.
Каков был размер государственного пособия? Ещё в 1912 году был принят закон о призрении семей солдат, призванных в армию. Размер пособия по этому закону был привязан к ценам на определённое количество трёх товаров – муки, соли и крупы. Уже в революционные месяцы Томское Губернское народное собрание установило размер пайка солдатским жёнам, равного постоянной сумме в 6 рублей, что вызывало постоянные нарекания со стороны самих солдаток и в том числе Совета солдатских депутатов, который критиковал собрание за такое решение:
«При теперешней дороговизне такой суммы не только мало, но это прямо-таки издевательство. Мыслимо ли теперь прожить 6 рублями, если даже откинуть квартирные и расходы на дрова?»
В июне месяце Временным правительством даже была создана комиссия по установлению размера пайка для солдаток. В работе комиссии призваны были принять участие представители всех Советов солдатских депутатов, в том числе и томского. Кроме того, на заседании Совета солдатских депутатов отмечалась трудность получения пайка: длинные очереди, грубость, невнимательность служащих, работающих на выдаче пайков. Было выдвинуто предложение увеличить штат сотрудников по выдаче пайков и выдавать их в нескольких пунктах для уменьшения очередей.
Нередко в прессе того времени обсуждаются ещё несколько вопросов, связанных с жизнью солдаток. Это вопрос о праве на государственное пособие женщин, состоявших с военнослужащими в так называемом «гражданском браке» (то есть заключённом без церковного согласия и освящения). В военные годы зафиксированы были многочисленные венчания пар, состоявших в таком браке по многу лет, именно для того, чтобы солдатка, став законной женой, имела право на пособие. Но надо полагать, не все пары успели это сделать, поэтому нередко эта проблема обсуждалась в разных инстанциях.
Второй вопрос, имевший к житью-бытью солдатских жён определённое отношение, касался «борьбы с самосидкой», т.е. с самогоноварением. В ряде публикаций отмечалось, что довольно многие женщины-солдатки вынуждены, чтобы свести концы с концами, заниматься выгонкой самогона, но корреспонденты отмечали, что не они приносят наибольший ущерб хлебным запасам, а деревенские богатеи, которые организуют целые предприятия, наподобие как-то упоминавшихся паровых заводов в деревне Вороново.
Так или иначе, но положение женщин в годы первой мировой войны изменилось более чем значительно. Изменилась социальная роль очень многих российских женщин, которые должны были взять на свои плечи ответственность за оставшиеся в тылу семьи, заменить многие вакансии в производственной сфере, научиться организовываться в различные советы и комитеты по защите своих прав. Мужчины-современники, на чьих глазах происходили эти трансформации, позволяли себе шутить, что после окончания борьбы с германским засильем, мужчинам предстоит ещё борьба с засильем бабским.