В 2023 – 2024 гг. Томский областной краеведческий музей имени М.Б. Шатилова в рамках программы «Родные музеи» при поддержке Фонда социальных инициатив «Родные города» и ООО «Газпромнефть – Восток», представил проект «Гармония природы кистью художника. Акварели хирурга Дмитрия Николаевича Лаврова (с. Новый Васюган)»
По этому проекту, Томский музей разработал выставку художественных работ ныне совершенно забытого мастера акварельного пейзажа – Дмитрия Николаевича Лаврова. Он был непрофессиональным художником, хотя некоторое время учился даже в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. По своей основной профессии он был врачом-хирургом. После войны оставшуюся жизнь провёл на севере Томской области, в Каргасокском районе, с 1952 года – работал хирургом в больнице посёлка Новый Васюган. Здесь им было создано большое количество лирических пейзажей, отражающих особую хрупкую красоту привасюганской тайги. Старшее поколение жителей этих районов до сих пор хранят благодарную память о замечательном сельском докторе, хирурге – «золотые руки», спасшем немало жизней. Однако его художественное творчество мало известно и в этих краях.
В 1960-х годах в Томске и Колпашево проходили персональные выставки Д.Н. Лаврова, снискавшие интерес и одобрение посетителей музеев. Но впоследствии его имя было забыто. Прошедшая выставка решала в том числе задачу пробудить общественный интерес к личности и творчеству этого неординарного человека.
В ходе работы над проектом постепенно восстанавливались более точные данные о биографии художника, ярче выступал из небытия суровый драматизм его судьбы. По воспоминаниям людей, заставших врача Лаврова в живых, в том числе приходивших к нам на выставки, человеком он был скромным до болезненности, но очень нуждавшимся в общении и искреннем отклике на своё творчество. В каком-то смысле, наш проект стал таким откликом, хотя и не при жизни автора.
Подготовительная работа над проектом шла в 2023 году (отбор акварелей из коллекций ТОКМ и ККМ, оцифровка, цветокоррекция, печать; исследовательская часть – поиск и изучение документальной базы для восстановления биографии Лаврова Д.Н. и др.).
Презентация выставки публике состоялась сначала в Томске – в декабре 2023 г.
Зимой-летом 2024 года выставка экспонировалась в запланированных райцентрах томского севера – Парабели, Каргаске, Колпашево, Стрежевом (При организационной и финансовой поддержке АО «Томскнефть» ВНК, Стрежевского историко-краеведческого музея).
Работа нашего выставочного проекта изначально была нацелена на представление в тех местах, где проходила значимая часть жизни Дмитрия Николаевича Лаврова, где были созданы большинство его пейзажей – на севере Томской области.
В результате исследовательской работы, которой очень способствовало знакомство сотрудников ТОКМ с людьми, лично знавшими врача и художника Лаврова, удалось обнаружить некоторые неизвестные документы, касающиеся биографии нашего героя. По результатам работы выставочного проекта написана статья в научно-популярный краеведческий сборник «Земля Каргасокская» (в печати).
Наконец, настало время выполнить обещание, данное нами посетителям выставки – представить виртуальный вариант экспозиционного проекта, на сайте Томского областного краеведческого музея. Неоднократно приходилось слышать сожаления, что жителям отдалённых посёлков северных районов Томской области трудно добраться даже до своих районных центров, чтобы познакомиться с акварельными работами своего земляка. Поэтому, мы постараемся сделать художественный мир Дмитрия Лаврова доступнее для знакомства с ним всем желающим, где бы они не находились.
Выражаем огромную благодарность за возможность прикоснуться к прекрасному творчеству удивительного человека – нашего коллеги Д.Н. Лаврова. Удивительные работы!... талантливый врач, талантливый художник, оставивший огромный след в творчестве и вклад в здоровье людей, многих людей!!...
С ув. Коллектив ОГБУЗ «Парабельская РБ»
Я имела возможность видеть выставку Д.Н. Лаврова в 60-е годы, по рекомендации Дмитрия Николаевича. Была, безусловно, очень впечатлена, хотя видела его картины и ранее. Когда я вдруг узнала, что краеведческий музей вновь открывает выставку, была потрясена, что имя нашего неординарного талантливого земляка не забыто. Выражаю глубочайшую признательность и благодарность всем организаторам выставки…
Мои земляки, проживающие в других городах, очень сожалеют, что не смогут посетить эту выставку…
10.12. 23 (подпись)
Работы кайф, завидую, но я смогу также в будущем…
29.02.24 (учащиеся художественного отделения
Каргасокской детской школы искусств)
Сегодня на выставке открыла для себя удивительного человека и самобытного художника, нашего земляка Д.Н. Лаврова. Богата наша земля талантливыми людьми! Работы Дмитрия Николаевича – это радость от прикосновения к суровой, но такой любимой природе Васюганья. Огромное спасибо организаторам выставки!
22.02.2024 г. (подпись)
Сегодня я случайно зашла в музей г. Колпашева и невероятно удивилась. Выставка акварелей доктора Лаврова для меня открытие. Очень интересная жизнь, волшебные работы, сохранившиеся записи, мне понравилось абсолютно всё в этой выставке. Захотелось узнать побольше об авторе и других художниках края. Это отличный проект и вклад в культуру. Спасибо
1.06. 2024 (подпись)
Благодарим за выставку!!! Замечательная!!! Такие чудесные работы!!!
06.07.2024 Гости из Хакассии, Тывы
В самом начале работы над проектом мы знали об авторе акварелей совсем немного, несмотря на то, что личность Д.Н. Лаврова, по отрывочным крупицам его биографии, представлялась яркой и настолько драматичной, что невзгод, потрясений и борьбы хватило бы, наверное, на две-три «обычных» человеческих судьбы.
К нашему счастью, интерес к нему проявляли журналисты каргасокской и томских газет, в том числе и светила томской журналистики 1960-1970-х годов, которые в те годы были частыми гостями на томском севере, поскольку шло активное освоение этих территорий – например, в посёлке Новый Васюган, в котором жил Дмитрий Николаевич Лавров, базировалась Западная нефтеразведочная экспедиция, чьи работники были людьми энергичными и любознательными. Благодаря томским мастерам пера, в распоряжение исследователей теперь имеются довольно развёрнутые интервью Д.Н. Лаврова, в которых затрагивались разные аспекты его жизненного пути.
Ещё одним источником сведений о Лаврове является записанная с его слов биография, которую сделали пионеры-тимуровцы Нового Васюгана. Затем эти сведения были систематизированы сотрудником Колпашевского музея В.Е. Добычиным и её директором Е.М. Ефимовой. Так что для составления достоверной биографии хирурга и художника Д.Н. Лаврова мы изначально располагали весьма ограниченным числом источников неофициального характера.
В ходе работы над проектом, копилка сведений о нашем герое заметно пополнилась. Нововасюганская сельская библиотека передала нам небольшой документальный видеофильм «Сельский доктор», в котором бывшие коллеги-медики вспоминают о Дмитрии Николаевиче, его характере, о его воспоминаниях плена в годы Великой Отечественной войны. И ещё, на открытия выставок в Томске и в районах приходили люди, которые были знакомы с Лавровым – лечились у него, учились, соседствовали с ним, заглядывали к нему домой. Мы услышали много интересной и живой информации, которая рисует нам эту неординарную личность с разных сторон и с большей полнотой. Наконец, нам удалось познакомиться и с некоторыми документальными источниками о жизни и деятельности Д.Н. Лаврова, которые хранятся ныне в архиве Каргасокского района и в архиве Каргасокской районной больницы, так что у жизнеописания Лаврова теперь имеется документальная основа.
Некоторые сведения о Лаврове-военнослужащем недавно появились на ресурсе «Память народа». Правда, сведения, приведённые в интервью Лаврова журналистам, и сведения из его автобиографии не во всех деталях совпадают, и сейчас сложно сказать, кто и когда допустил ошибку.
Наконец, в нашем распоряжении есть письма Лаврова – томским и колпашевским музейщикам, коллегам по врачебной деятельности, некоторым нововасюганским знакомым. Но, несмотря на уже немалое число выявленных источников, приходится признать, что на сегодняшний день жизнеописание Д.Н. Лаврова может быть намечено только пунктиром и требует дополнительного исследования. Поэтому так часто нам придётся прибегать к выражениям «вероятно», «скорее всего», «возможно», «предположительно». Что же касается профессионального анализа его художественного наследия, то он просто отсутствует как таковой, поскольку творчество художников-любителей редко когда привлекает внимание искусствоведов. Хотя, как станет понятно в дальнейшем, считать Д.Н. Лаврова простым любителем, неправомерно.
Родился он в Томске 19 сентября 1888 г., был сиротой, не помнил своих родителей. Воспитывался во Владимирском приюте, куда попал фактически в грудном детском возрасте. В приюте детей содержали до 15-летнего возраста, после чего отправляли «в большую жизнь». Дмитрий Лавров, вышедший из ворот приюта с котомкой за плечами, устроился работать в типографию Макушина, сначала учеником печатника, а потом рабочим. Типографские рабочие той поры, рубежа ХIХ – начала ХХ вв., были, как это называлось в советское время, «передовым отрядом рабочего класса». Не остался в стороне от классовых битв периода Первой русской революции и молодой рабочий Дмитрий Лавров. По его воспоминаниям, он был знаком с И.Л. Нахановичем и С.М. Кировым и даже принимал участие в известной историкам демонстрации рабочих и студентов 18 января 1905 года в Томске, которая была расстреляна полицией.
Интерес к рисованию у Мити Лаврова проснулся, вероятно, ещё в юности. В какой-то период своей жизни он посещал в Томске классы рисования (вероятно, имелись в виду мужские классы рисования при Обществе попечения о начальном образовании), а позже – кружок рисования художницы Августы Степановны Капустиной. Видимо, это занятие его увлекло, поэтому Дмитрий Лавров попытался стать профессиональным художником, для чего поехал в Екатеринбург, где выдержал экзамен в художественно-промышленную школу. Герой нашего повествования надеялся попасть на курс обучения со стипендией, но стипендии так и не дождался. Тогда он уехал в Москву, где в течение года обучался в Училище живописи, ваяния и зодчества. Средства на проживание и обучение приходилось изыскивать юноше самому, подрабатывал ученик-художник малярными работами. Биографическая записка в колпашевском музее относит эти попытки стать профессиональным художником к 1906-1907 годам.
Последующие годы рисуют нам довольно резкий поворот судьбы Лаврова; от обучения живописи – к получению медицинского образования и врачебной профессии. Как и когда вызрела у молодого человека – выходца из самых социальных низов эта мысль, остаётся неизвестным. Ведь чтобы поступить в Томский Императорский университет, необходимо было иметь гимназическое образование, которого у выпускника приюта, очевидно, не было. Но для особо настойчивых в те годы существовали некоторые обходные пути. В автобиографии Дмитрий Лавров указал, что 4 года учился на общеобразовательных курсах и экстерном сдал экзамены за курс гимназии. Мы можем предположить, что именно в этот период он хорошо освоил немецкий язык, пристрастился к классической художественной литературе и классической музыке, особенно немецкой. Бах, Бетховен навсегда стали его любимыми композиторами. Вероятно, тогда же Лавров научился играть на фортепиано. Полученное гимназическое образование дало ему право и возможность поступать в Томский Императорский университет, который был представлен в те годы только медицинским факультетом. Не очень понятно (в автобиографии Лавров не пишет об этом), когда именно он поступил в Томский Императорский университет.
В документах упоминается его призыв в армию по достижению 21 года (тогда годом призыва должен был бы стать 1909 год), а его служба рядовым продолжилась до самого окончания Первой мировой войны, т.е. до 1918 года.
Есть и другая версия, озвученная в интервью журналистам – Лаврова призвали уже с 3-го курса Томского Императорского университета, и служит он фельдшером полевого лазарета. В личном листке по учёту кадров дата начала службы неразборчива, скорее всего «1911» год (но может быть и 1914), но дата окончания вполне понятна – это 1918 год. Д.Н. Лавров получил контузию и был отправлен в тыл, где находился на излечении, и после этого он вернулся в Томск. В этот период, как вспоминал Дмитрий Николаевич, он брался за любую работу чтобы выжить – матросом, конюхом, даже садовником. И это объяснимо: в стране царила разруха, население косил тиф, демобилизованные с великой войны солдаты учились мирной жизни заново.
С этого периода, примерно с 1918-1919 годов мы обнаруживаем большую лакуну в биографии нашего героя примерно лет на пятнадцать. В автобиографии Лавров пишет, что все эти годы работал в типографии. Почему он не продолжил обучение в университете сразу же, или в ближайшие годы совершенно непонятно. Занимался ли он рисованием, была ли у него какая-то личная жизнь, чем вообще жил и дышал Дмитрий Лавров в эти годы, осталось неизвестным.
К продолжению же медицинского образования Д.Н. Лавров вернулся, когда ему было уже около 46 лет. Вообще-то, заставить себя сломать свой какой-то уже сложившийся распорядок жизни, взвалить на себя немалые умственные и физические нагрузки во время учёбы, чтобы получить профессию, требующую сумасшедшей самоотдачи – нужно быть очень волевым и мотивированным человеком. Дмитрий Николаевич, очевидно, в себе эти качества имел, поэтому медицинская тема в его жизни получила продолжение.
С 1934 по 1939 годы Дмитрий Николаевич учился в Томском медицинском институте, получил узкую специализацию врача-хирурга. Подчёркивал, что экзамен по хирургии сдавал самому А.Г. Савиных. Этот период своего студенчества Д.Н. Лавров вспоминал с большим теплом, в послевоенные годы иногда приезжал в Томск на встречи выпускников.
По окончании Томского медицинского института Лавров получил распределение в Алтайский край. Как заведующий Залесовской районной больницей в июне 1941 года находился в Новосибирске на курсах повышения квалификации.
Именно оттуда, из Новосибирска, на следующий же день после объявления войны, т.е. 23 июня 1941 года, Дмитрий Николаевич Лавров ушёл в Красную армию. В некоторых интервью упоминается, что он уходит добровольцем; в автобиографии записано, что был мобилизован (но версия добровольчества выглядит вполне вероятной, прежде всего в силу возраста нашего героя – на момент начала войны ему было уже 53 года).
По воспоминаниям Лаврова, он спустя 10 дней после мобилизации оказался на фронте в качестве хирурга полевого госпиталя. В сражениях он участвовал до ноября 1941 года, затем оказался в окружении под Вязьмой, раненым попал в плен. Сначала Лавров находился в лагере военнопленных на оккупированной территории СССР, а в 1942 году группу военнопленных перевели в Германию, где Лаврова несколько раз перемещали из лагеря в лагерь. Как врача, его заставляли работать в лагерных медпунктах. Бывало, что квалифицированных врачей из военнопленных под конвоем привозили оперировать и в немецкие тыловые госпитали; Дмитрию Николаевичу приходилось оперировать и так, под дулом автомата в прямом смысле этого слова (конвоир стоял всегда рядом).
Освобождён он был из плена летом 1945 года. В автобиографии он пишет, что лагерь освобождали союзные войска, а в августе Лавров был репатриирован на родину. Видимо, наш герой успешно прошёл фильтрацию, которую проводили органы НКВД, поскольку Лавров в том же году продолжил службу в рядах Красной армии. Последний полевой госпиталь, в котором он служил – базировался на Дальнем востоке, во время войны с Японией в августе-сентябре 1945 г. Однако нигде – ни в официальных документах, ни в его интервью – мы не нашли сообщений о его работе в ППГ-458; эта информация появилась лишь в наши дни на сайте «Память народа». Скорее всего, Д.Н. Лавров при назначении на советско-японский фронт подписывал документы о неразглашении, поскольку боевые операции против Японии планировались в глубочайшей тайне. И даже в 1960-1970-е годы Дмитрий Николаевич считал себя не вправе разглашать этот факт своей биографии.
В 1945 году Д.Н. Лавров после демобилизации возвратился в Томск и получил распределение на работу в Каргасок, заведующим районной больницей. Через 4 года по личной просьбе, Лаврова перевели в Бакчарскую районную больницу, также заведующим. Из Бакчара Дмитрий Николаевич уехал в Пудино по семейным обстоятельствам, там работал в должности хирурга. Наконец, в 1953 году Дмитрий Николаевич Лавров получил назначение в посёлок Новый Васюган, который был до 1959 г. районным центром Васюганского района. Там он работает сначала главврачом васюганской районной больницы, а с1954 года перешёл на должность хирурга.
Время от времени, на периоды отъезда в отпуск или в командировки заведующего райздравом, Лавров замещал его должность. Д. Н. Лаврову за отличную работу неоднократно объявляли благодарности, его фотография несколько лет подряд размещалась на районной Доске почёта.
В те годы районная газета «Северная правда» время от времени публиковала письма от благодарных пациентов, рассказывающих, из каких тяжёлых состояний, буквально с того света «вытаскивал» их родных и близких этот скромный сельский доктор. То охотника подрал шатун, то аппендицит у беременной на большом сроке, то трудные роды…
Васюганский район и в первые послевоенные десятилетия, и сейчас – тайга, болота и бездорожье. Лавров постоянно должен был выезжать к больным в ближайшие или отдалённые деревни и посёлки, к охотникам, геологам. Сейчас трудно даже примерно представить, сколько километров было преодолено Дмитрием Николаевичем в таёжно-болотном Васюганье. И даже выйдя на пенсию, в 1957 году, Лавров постоянно и регулярно оказывал помощь больным, консультировал молодых врачей и даже делал операции, как тогда говорили, «на общественных началах», поскольку врачей-хирургов не хватало в отдалённых районах области. О докторе Лаврове говорили как о «хирурге от Бога». Даже в весьма преклонном возрасте, когда его приглашали оперировать в неотложных случаях, он успешно делал сложные операции. Конечно, здесь сказывался огромный опыт, но, что не менее важно, и что специально отмечали коллеги-медики, – у Лаврова никогда не наблюдался старческий тремор рук, движения его были всегда точны.
В своём посёлке, уже на склоне лет, Дмитрий Николаевич занимался не только помощью коллегам-медикам. Как член общества «Знание» он вёл большую просветительскую работу. Лавров выступал с концертами в школе и клубе, читал лекции на медицинскую тематику и лекции по истории искусства!
Женился Д.Н. Лавров уже будучи немолодым человеком, после войны. Однако в Новый Васюган Дмитрий Николаевич Лавров приехал один, без жены, с маленьким сыном на руках. Недолгий брак был в жизни Лаврова, насколько можно судить, с 1946-1947 по 1953 годы. Супругой Д.Н. Лаврова, по свидетельству односельчан, стала женщина из ссыльных молдаван; отдельно отмечалось, что она была очень красива. Первый ребёнок в этом браке умер в младенчестве, но это горе супругов не сблизило, а наоборот, разобщило. Вскоре после рождения второго ребёнка, что произошло в 1950-м году, супруги разошлись. В данном довольно редком случае сын Александр после развода остался с отцом. Для Дмитрия Николаевича Саша – это первый кровный родной человек в его жизни, которым он особенно дорожил, поэтому проявления отцовской любви и заботы стороннему наблюдателю могли показаться чрезмерными (например, отец провожал и встречал мальчика в школу, прибегал туда и днём, чтобы проследить за тем, как сын поест). Для большинства обычных детей всё это казалось странным. О мальчике все односельчане вспоминали, что он все время был с отцом, даже в поездках к больным в соседние деревни доктор Лавров брал Сашу с собой, потому что его просто не с кем было оставить. Мальчик вырос, как писали журналисты, «у операционного стола». Брал отец своего сына и в тайгу, на пленер, иногда на несколько недель.
Пока мальчик был маленьким, гиперопёка отца воспринималась им более или менее приемлемо. Но в подростковом возрасте начались проблемы. Об этом мы узнаём из писем самого Дмитрия Николаевича, в которых он сетует, что сын связался с плохой компанией, плохо учится; опасается, что не сдаст экзамены. Звучит даже горькое: «Школа и друзья сделали сына чужим». Думается, сын Дмитрия Николаевича проявлял типичное подростковое бунтарство, пытаясь отстоять своё право на проявления самостоятельности. Подростку вообще трудно быть «не как все», а для Саши этих отличий от большинства однокашников хватало с избытком – очень возрастной отец, человек уважаемый, но не без странностей. Опасения отца, что сын пойдёт по кривой дорожке, к счастью, не оправдались, уже из интервью журналисту Э. Стойлову 1974 года мы узнаём, что Александр отслужил в армии и учится в институте.
Образ жизни врача и художника Лаврова был несколько необычен для своего времени и места: вспоминавшие его односельчане говорили, что Лавров был «как толстовец», ходил в тёплый сезон в рубахе, а иногда и без неё, в одних трусах, особенно в своей «усадьбе». Зимой в кирзовых сапогах, старом пальто и шапке. Само жилище сельского доктора поражало воображение нормального жителя северной деревни. На берегу небольшого озерка под названием «Банное» Лавров выстроил дом с огромными застеклёнными окнами и даже застеклённой крышей. Дом, видимо, строился с учётом художественных занятий хозяина – как фактическая мастерская. Также все отмечали крайний бытовой аскетизм Дмитрия Николаевича. Посетителям его жилища бросалось в глаза, что в доме минимум мебели (кровать, стол и шкаф), зато стояло пианино и кругом были развешаны акварельные пейзажи и наброски. В своём огороде он выращивал овёс, которым кормил больничных лошадей. Так что среди жителей посёлка Д.Н. Лавров, очевидно, воспринимался чудаковатым человеком.
О Лаврове говорили, что он не курил и никогда не пил, что вообще-то для медицинской, а особенно хирургической, общественности тех лет совершенно не характерно. Считал, что нужно быть ближе к природным естественным оздоровителям – воздуху, солнцу, воде. До самого последнего года своей жизни ходил купаться на реку:
«Некоторые меня считают глубоким стариком – восемьдесят шесть лет. А я летом Васюган переплываю», – писал он.
Сиротство и бедность, очевидно, сильно повлияли на формирование характера молодого человека. Чувство отверженности, одиночества, как кажется, стали проявляться у него ещё в раннем детстве, когда он стал осознавать факт своего сиротства. Когда к некоторым детям в приют приходили навещать их родственники, маленький Митя весь день смотрел на дверь в пустой надежде, а ночью тихо плакал в кровати. Даже когда он вырос, приобрёл важную и нужную профессию, это глубоко заложенное ощущение своей ненужности и одиночества преследовало его.
Дмитрий Николаевич, видимо, относился к тем людям, которые очень нуждаются в общении, но не умеют его принять. Д.Н. Лавров очень живо интересовался отзывами на свои работы, если предоставлялась возможность, читал книги отзывов после выставок. После одной из выставок Лаврова в Колпашево девушка-секретарь перепечатала ему отзывы и отослала в Новый Васюган. Это Лаврова почти потрясло и растрогало, он в письме просил колпашевских музейщиков обязательно оплатить ей эту работу.
С годами чувство ненужности и одиночества только усиливалось. В одном из писем он писал:
«Я устал от долгих лет забот, тоска по всему, что не сбылось! Не пришло, только снилось, мечталось».
Поэтическое восприятие красоты мира было ему присуще в полной мере, и не только в минуты работы за этюдником:
«У нас сейчас глубокая осень, тишина особенная, не шелохнется оставшийся листик. Туманы стоят весь день, река – зеркало. Все засыпает. Красота – сказочная. Я хожу по берегу реки, озера и не насмотрюсь на эту прелесть. Это ведь очень трогательно, Земля кормилица, усталая от летних трудов, отдыхает и прощается с солнцем. Она накормит всё живое, всех добрых и злых, хороших и подлецов, кротких и хищников. Пусть она, мать родная, отдыхает» (из письма Д.Н. Лаврова).
Все люди, знавшие Дмитрия Николаевича Лаврова, отмечали его огромную застенчивость и гипертрофированную скромность. Характерная деталь – на немногочисленных фотографиях врачебных коллективов Лавров всегда стоит в самом дальнем и тёмном углу.
Занятия рисованием, как мы уже упоминали, вошли в его жизнь ещё в юности. Но до Каргасокского периода его жизни у нас нет никаких его произведений. Поэтому мы можем судить о его творчестве только по коллекциям из ТОКМ и ККМ.
Главным жанром Д.Н. Лаврова был лирико-поэтический пейзаж, который он избрал, вероятно, от любви к природе и склада характера.
В его живописи практически нет картин с каким-то действием или событием (работы «Заблудилась», «У старой больницы» или «Детство моего Саши» редкое исключение). Техника его рисунка, насколько можно судить, смешанная. Он прекрасно владел классической акварельной техникой «влажной кистью по влажной бумаге» и передавал отражения деревьев и облаков в воде, переливы закатов или очертания берега реки в тумане. Но нередко в его работах очень чётко прорисован передний план – сухие листья, торчащие ветви, острые листья осоки. Иногда прорисовка делалась краской, иногда карандашом. Возможно, эта наблюдательность – особенность зрения, натренированного на хирургическую работу – чёткое видение ближнего плана.
Опыты его с масляной живописью, хранящиеся в Колпашево, следует признать не слишком удачными. Это несколько ночных пейзажей. Рискнём высказать предположение, чего он пытался достичь: вид ночного звездного неба глубоко потрясал романтическую натуру Дмитрия Лаврова. Несколько акварельных рисунков с попытками передать особую бархатистую глубину ночи есть среди его рисунков. Результат, можно предполагать, автора не слишком удовлетворял, всё-таки акварель лучше работает там, где есть световые переливы.
Одна тема в его живописи присутствует постоянно: это «дорога, путь», которая предстаёт и тропой в зимнем лесу, и заполненной водой колеёй в поле осенью или весной. Этот художественный образ – дорога, колея, запряжённая лошадь, тянущая повозку или сани – очень был важен для Дмитрия Николаевича Лаврова, повторяется он во многих его работах. Лошадь, ожидающая седока у заснеженного дома в маленькой деревне в две-три избы, старая больница, в которой сейчас, в эту минуту идёт борьба за жизнь пациента – всё это характерная для нашего героя повседневность, отпечатавшаяся в его рисунках. Значительную часть жизни это был его путь, его служение. Лавров говорил о себе, что счастье ощущает, когда удаётся передать в красках гармонию природы, и когда он возвращается домой поздно ночью под звездами, зная, что в больничной палате остался спасённый его трудом и знанием человек.
Его акварельные пейзажи обладают какой-то особой притягательной силой, в них хочется вглядываться ещё и ещё. Поэтическое выражение «вложить душу» в свои произведения не кажется здесь преувеличением. Наверное, Дмитрий Николаевич Лавров, человек необычайно драматичной судьбы, обретал внутреннюю душевную гармонию через обращение к прекрасному, к величию и красоте природы Севера, которую он очень любил, тонко чувствовал и умел передать.
Ушёл из жизни Дмитрий Николаевич Лавров в 1974 году 20 сентября. Ещё много тогда цвело цветов, о чём вспоминали жители Нового Васюгана. Провожало сельского доктора масса народа («всем селом»). В последние годы жизни просил знакомых отвезти его хоронить «на лошадке»…
По происшествии времени, с дистанции в полстолетия, мы можем оценить масштаб личности героя нашего рассказа. Человеком он был, безусловно, разносторонне одарённым. Конечно, тяжёлые «стартовые условия» его жизни неоднократно тормозили его профессиональный рост и наложили неизгладимый отпечаток на его личность. Но, несмотря на множество препятствий, и в целом, необычайно драматичную канву своей биографии, наш герой всё время пробивался к знанию, к высокой культуре, буквально тянул себя вверх, прилагая значительные усилия. Высшее образование и приобщение к классической культуре считал очень большой ценностью, а принадлежность к интеллигенции – высоким и обязывающим званием. В силу характера и особенностей воспитания был застенчив и раним, из-за чего часто испытывал чувство гнетущего одиночества, особенно в поздние годы жизни. Всегда чрезвычайно важным для Д.Н. Лаврова было ощущать свою нужность людям.
Личность Дмитрия Николаевича Лаврова являет собой ярчайший пример негромкого, но деятельного гуманизма («Два счастья» о которых он говорил в своих интервью). Как художник, Лавров создал узнаваемый обобщённый образ природы севера Томской области, Среднего Приобья, с его характерным «острым» частоколом таёжных массивов, яркими «бездонными» вечерними зорями на северном небе. Каргасокская земля, Васюганье стала его домом, где он смог реализоваться в двух своих главных ипостасях, «дорисовав» свою жизнь «кистью и скальпелем».
Некоторые акварели Дмитрия Николаевича Лаврова отражают в своих сюжетах линию судьбы художника, правда, из общего массива работ нашего героя таких рисунков совсем немного.
Надпись на оборотной стороне:
«Случай из моей практики. Привезли из посёлка за 20 километров женщину с тяжёлой патологией родов ночью на бедной деревенской лошадёнке старик ямщик. Я оперировал, было кесарево сечение, всё окончилось хорошо. А теперь прошло 27 лет, кажется нежной романтикой всё прошлое…»
Акварели Дмитрия Николаевича Лаврова мы решили представить зрителю в соответствии с их датировкой, в тех случаях, когда она известна, или предполагается.