Выставки / Выставки / Виртуальные выставки / Законодательная Дума Томской области: 25 лет в жизни региона и страны (выставка-рассказ, выставка-исследование, выставка-размышление) / Законодательная Дума Томской области VI Созыва (2016–настоящее время)

Проведение мониторингов правоприменения ключевых законов Томской области

Положение о проведении мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Томской области, принятых Законодательной Думой Томской области, разработано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 года № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года № 694 «Об утверждении Методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации» и утверждено Постановлением Законодательной Думы Томской области от 25.06.2015 № 2768.

Мониторинг правоприменения нормативных правовых актов Томской области, принятых Думой, представляет собой осуществляемую в пределах полномочий Думы систематическую комплексную и плановую деятельность по сбору, обобщению, анализу и оценке информации для обеспечения принятия, изменения или признания утратившими силу нормативных правовых актов Томской области.

Целями мониторинга являются совершенствование законодательства Томской области, а также повышение качества и эффективности нормотворческой и правоприменительной деятельности в Томской области.

Мониторинг проводится Думой в лице комитетов Думы в отношении конкретного объекта мониторинга в соответствии с планом мониторинга на очередной календарный год, утверждённым постановлением Думы. Утверждаются результаты мониторинга постановлением Законодательной Думы Томской области.

В ходе осуществления мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Томской области, принятых Думой, основными задачами являются не только определение соответствия нормативных правовых актов законодательству Российской Федерации, выявление коллизий, восполнение пробелов, устранение дублирования в  правовом регулировании, но и выявление факторов (в том числе коррупциогенных), снижающих эффективность реализации нормативных правовых актов, выявление невостребованных или не применяемых на практике положений нормативных правовых актов и др.

Так, итоги мониторинга правоприменения Закона Томской области от 13 августа 2012 года № 149-ОЗ «Об оказании бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации на территории Томской области» свидетельствуют, что практика реализации указанного Закона в целом является эффективной, оказываемая бесплатная юридическая помощь – востребованной у граждан. Результаты показали неуклонный рост количества случаев оказания такой помощи и рост числа граждан, которым такая помощь оказывается (результаты утверждены постановлением Законодательной Думы Томской области от 22.12.2016 № 198).

Результаты мониторинга правоприменения Закона Томской области от 9 августа 2011 года № 176-ОЗ «Об отдельных вопросах организации предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Томской области» также свидетельствуют, что практика реализации указанного Закона в целом является эффективной. Вместе с тем, по результатам работы были внесены предложения по совершенствованию отдельных положений закона (результаты утверждены постановлением Законодательной Думы Томской области от 22.12.2016 № 197). В последствии предложения были реализованы и соответствующие изменения были внесены Законом Томской области от 06.03.2017 № 14-ОЗ «О внесении изменений в Закон Томской области «Об отдельных вопросах организации предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Томской области».

С момента принятия постановления Законодательной Думы Томской области от 25.06.2015 № 2768 «Об утверждении Положения о проведении мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Томской области, принятых Законодательной Думой Томской области» мониторинг правоприменения был проведён в отношении более чем 12 Законов Томской области. Итоги работы Думы по мониторингу показывают, что этот механизм в настоящее время актуален и эффективно способствует совершенствованию законодательства Томской области.

 

Литература:

  1. Черепанова Е.В. Осуществление правового мониторинга в субъектах Российской Федерации // Журнал Российского права. – 2010. – № 2.
  2. Законодательная Дума Томской области. Мониторинги правоприменения НПА // https://duma.tomsk.ru/content/itogi_monitoringov_pravoprimenenija