Выставки / Выставки / Виртуальные выставки / Законодательная Дума Томской области: 25 лет в жизни региона и страны (выставка-рассказ, выставка-исследование, выставка-размышление) / Законодательная Дума Томской области VI Созыва (2016–настоящее время)

Определение ключевых региональных брендов как инструментов стратегического развития

19 декабря 2017 г. Председатель Совета Федерации Валентина Ивановна Матвиенко провела заседание Совета по вопросам интеллектуальной собственности при верхней палате российского парламента. На заседании было обращено внимание сенаторов на возможности, которые дают местные бренды для экономического развития регионов и защиты интересов локальных производителей. По инициативе спикера верхней палаты был разработан проект федерального закона «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации (о географических указаниях)». Нормы законопроекта предполагают упрощение системы регистрации регионального бренда для производителей.

Тем не менее, в стране существуют единственный правовой режим использования бренда – наименование места происхождения товара (НМПТ). При этом зарегистрировать НМПТ довольно сложно, для этого необходимо получить заключение профильного федерального министерства. По существующим правилам, НМПТ могут получить только широко известные товары. При этом нужно доказать, что они обладают уникальными свойствами, которые сложились благодаря географическому расположению или особенным человеческим ресурсам. По мнению законодателей, облегчение режима брендирования и чёткое его географическое закрепление («томским» можно будет назвать только то, что произведено в пределах области и т.д.) даст импульс развития малым предприятиям на местах и защитит их от проблемы «внешнего копирования» привлекательных с исторической или географической точки зрения брендов.

В настоящее время готовятся поправки в ГК РФ, согласно которым к существующим средствам индивидуализации товара (товарный знак и место производства) добавляется так называемое «географическое указание». Речь идёт о коллективном товарном знаке, право на который получают все производители этой области. Географическое указание предлагает гораздо более простую схему: можно будет явочным порядком зарегистрировать любой товар, у которого хотя бы одна стадия производства проходит на территории, к которой его хотят привязать.

О необходимости комплексного плана по продвижению региональных брендов заявил сенатор от Томской области
В. Кравченко рассказал по итогам расширенного заседания Совета по вопросам интеллектуальной собственности при Председателе Совета Федерации Валентине Матвиенко. Планируется разработать программу, представляющую из себя комплексный план с организационными, финансовыми, правовыми мерами поддержки компаний, продвигающие «томские бренды». В Минпромторг подана заявка на регистрацию бренда «Томская береста». Ещё одним брендом стала томская компания, занимающаяся разработкой программного обеспечения. В Томске есть уникальное деревянное кружево, народные промыслы, оригинальные продукты питания. На сегодняшний момент есть возможность зарегистрировать более десяти томских брендов.

Визитная карточка области – традиционные региональные праздники («Праздник топора», «Братина», «Янов день»), которые признаны не только межрегиональными, но даже международными. Эти «фирменные знаки» дают реальный импульс экономическому развитию региона и муниципальных образований. Именно вокруг них активно развивается событийный и познавательный туризм. А это – ещё и дополнительные рынки, рабочие места, налоги в местные бюджеты. Товарный знак «Праздник топора – Томск» принадлежит Ассоциации организаторов мероприятия Томского района, а товарный знак «Томск – студенческая столица России» – Мэрии Томска. Эти нематериальные активы охраняются федеральным законодательством.

 

Литература:

  1. Законодательная Дума Томской области. Официальный сайт. Поддержка региональных брендов может стать импульсом для развития целых сегментов рынка // https://duma.tomsk.ru/news/news_zdto/podderzhka_regionalnykh_brendov_mozhet_stat_impulsom_dlja_razvitija_celykh_segmentov_rynka
  2. Шиптенко Д. Законодатели озаботились проблемой региональных брендов. В Совете Федерации активно прорабатывается тема закрепления и продвижения региональных и местных брендов.http://gt.tomsk.ru/news/zakonodateli-ozabotilis-problemoj-regionalnyx-brendov/
  3. ГАРАНТ.РУ: информационно-правовой портал. Правовая охрана и продвижение региональных брендов – серьезный ресурс для развития экономики регионов // https://www.garant.ru/ia/opinion/author/kiriy/1181178/
  4. Законодательная Дума Томской области: официальный сайт. Выступление Оксаны Козловской на 29 собрании Законодательной Думы Томской области// https://duma.tomsk.ru/speech/view/36