Выставки / Выставки / Виртуальные выставки / Законодательная Дума Томской области: 25 лет в жизни региона и страны (выставка-рассказ, выставка-исследование, выставка-размышление) / Законодательная Дума Томской области V Созыва (2011–2016)

Формирование правовых основ стратегического планирования в Российской Федерации

Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ11 определил современную систему государственного стратегического планирования в стране. В соответствии с Законом, стратегическое планирование является деятельностью участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, решения задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации (уже было).

Стратегическое планирование в Российской Федерации осуществляется на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и уровне муниципальных образований. Закон определил полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере стратегического планирования, систему стратегического планирования, задачи стратегического планирования, участников планирования, и их полномочия. Было закреплено, что основными задачами стратегического планирования являются: 1) координация государственного и муниципального стратегического управления и мер бюджетной политики; 2) определение внутренних и внешних условий, тенденций, ограничений, диспропорций, дисбалансов, возможностей, включая финансовые, социально-экономического развития Российской Федерации и её субъектов и муниципальных образований, отдельных отраслей и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; определение приоритетов социально-экономической политики, целей и задач социально-экономического развития; 3) выбор путей и способов достижения целей и решения задач социально-экономической политики Российской Федерации;
4) формирование и проведение комплекса мероприятий, обеспечивающих достижение целей и решение задач социально-экономического развития Российской Федерации и т.д. Также законом был определён статус документов стратегического планирования, которые разрабатываются в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации и на уровне муниципальных образований. Координация разработки и реализации документов стратегического планирования осуществляется Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации по вопросам, находящимся в их ведении.

Также органами государственной власти РФ была сформирована подзаконная нормативно-правовая база документов, определяющая правила разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования. К ней относятся: Постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2015 г. № 631 «О порядке государственной регистрации документов стратегического планирования и ведения федерального государственного реестра документов стратегического планирования»; Постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2015г. № 1278 «О федеральной информационной системе стратегического планирования и внесении изменений в Положение о государственной автоматизированной информационной системе «Управление»; Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. № 1559 «Об утверждении Правил общественного обсуждения проектов документов стратегического планирования по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации, с использованием федеральной информационной системы стратегического планирования»; Постановление Правительства Российской Федерации от 8 августа 2015 года № 823 «Об утверждении Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации стратегии социально-экономического развития Российской Федерации» и т.д.

В Томской области был принят закон от 12 марта 2015 года N 24-ОЗ «О стратегическом планировании в Томской области», определивший систему и участников стратегического планирования в Томской области, их полномочия.

 

Литература:

  1. Романюк М.А. Личко К.П. О стратегическом планировании в Российской Федерации // Известия Тимирязевской сельскохозяйственной академии. – 2015. – Вып. 6.
  2. СтратегическоепланированиевРоссийскойФедерации: состояние методического обеспечения. Аналитический доклад (по результатам мониторинга реализации Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «ОстратегическомпланированиивРоссийскойФедерации») [Текст]: препринт WP8/2016/02 / А.В. Клименко, В.А. Королев, Д.Ю. Двинских, Н.А. Рычкова, И.Ю. Сластихина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2016. – (Серия WP8 «Государственное и муниципальное управление»). –
    60 с.