Переговорный процесс о присоединении России к Всемирной торговой организации длился 18 лет, с 1993 года по 2011 год. Россия стала членом ВТО 22 августа 2012 года. В 1993 году уже Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к ГАТТ (Генеральному соглашению по тарифам и торговле). В 1995 году начались переговоры по вступлению России в ВТО, из них наиболее важную роль играли переговоры с США, Евросоюзом и Китаем. Самыми сложными были переговоры с США, которые велись в течение шести лет. Основные разногласия касались вопросов финансовых рынков, поставок в РФ сельскохозяйственной продукции и защиты прав интеллектуальной собственности. Россия и США подписали протокол о присоединении РФ к ВТО 20 ноября 2006 года. В июне 2009 г. Россия отказалась от индивидуальных переговоров по присоединению к ВТО и объявила о переговорах по вступлению в ВТО от лица единого Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. 7 декабря 2010 года в Брюсселе накануне саммита Россия–ЕС министр экономического развития РФ Э. Набиуллина и комиссар ЕС по торговле Карел де Гюхт подписали меморандум о завершении переговоров по вступлению России в ВТО.
16 декабря 2011 г. на Министерской Конференции Всемирной торговой организации пакет документов о вступлении России в ВТО был одобрен и после эпопеи о проверке конституционности Протокола в Конституционном Суде РФ, которая была инициирована группой депутатов Госдумы, Федеральный закон «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» был принят Государственной Думой 10 июля 2012 года, Советом Федерации –
18 июля и подписан Президентом Владимиром Путиным 21 июля.
Согласно условиям присоединения, таможенные пошлины на потребительские товары, массово производящиеся в России, практически не изменялись (за исключением автомобилей и обуви), были отменены пошлины на компьютеры и элементную базу, снижены пошлины на бытовую электронику и электротехнику, лекарства, технологическое и научное оборудование. Государство могло оказывать сельскому хозяйству помощь на сумму не более 9 млрд. долларов в год. Наиболее существенные изменения правового режима доступа и работы иностранных лиц на российском рынке произошли в сфере страховых, финансовых, телекоммуникационных услуг.
Евразийский экономический союз является международной организацией региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью и учреждённой Договором о Евразийском экономическом союзе. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, а также услуг, капитала и рабочей силы и проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики. Государства-члены ЕАЭС: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия. Государством-наблюдателем ЕАЭС является Молдавия. Каждый год председателем союза избирается страна-участница союза.
Статьёй 4 Договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 года в Союзе обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, или «четыре свободы», а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.
Общий макроэкономический эффект от интеграции постсоветских стран: снижение цены на товары благодаря уменьшению издержек перевозки необходимого сырья/экспорта своего готового товара; стимулирование «здоровой» конкуренции на общем рынке ЕАЭС за счёт равного уровня экономического развития; увеличение конкуренции на общем рынке стран-членов Таможенного Союза благодаря вхождению на рынок новых игроков из общего пространства; рост средней з/п благодаря уменьшению издержек и повышению производительности; наращивание производства благодаря увеличению спроса на товары; увеличение благосостояния народов стран ЕАЭС благодаря снижению цен на продукты и увеличению занятости населения.
Литература: