Выставки / Выставки / Виртуальные выставки / Законодательная Дума Томской области: 25 лет в жизни региона и страны (выставка-рассказ, выставка-исследование, выставка-размышление) / Законодательная Дума Томской области IV Созыва (2007–2011)

Переход к среднесрочному бюджетному планированию (трёхлетний бюджет)

Рост российской экономики создал объективную основу для повышения значимости планирования как в рамках среднесрочного прогноза социально-экономического развития страны, так и в рамках среднесрочного финансового планирования. Правовую основу для перехода на такое бюджетное планирование создали внесённые в Бюджетный кодекс РФ изменения. Соответственно, и российские регионы в 2008 г. начали планировать главный финансовый документ года, исходя из трёхлетки. В Томской области первый трёхлетний региональный бюджет был утверждён Законом Томской области от 29 декабря 2007 года № 305-ОЗ «Об областном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов».

Во время обсуждения Закона была создана согласительная комиссия из представителей законодательной и исполнительной ветвей власти.  В рамках согласительной комиссии были созданы рабочие группы для рассмотрения особо важных направлений: капитальные вложения, финансирование областных целевых программ, государственные инвестиции в развитие агропромышленного комплекса. Специальное заседание согласительной комиссии было посвящено межбюджетным отношениям и повышению заработной платы работникам учреждений бюджетной сферы. Как минимум в 1,6 раза по итогам трёх лет планировалось увеличить фонд оплаты труда бюджетников. К 2011 году минимальный размер оплаты труда в бюджетной сфере должен был оказаться на уровне прожиточного минимума по области. Согласно прогнозам, это около 5200 рублей. Средний рост заработной платы бюджетников должен был составить 52 %, при увеличении доходов самых низкооплачиваемых работников в 2,5 раза. Депутаты также поддержали инициативу президента РФ об увеличении зарплаты бюджетников на 14 % с февраля 2008 года, а не с сентября, как то планировалось ранее. Увеличение расходной части бюджета произошло и после принятия думой закона о ветеранах Томской области, бюджетное обеспечение реализации которого в 2008 году составило 150 млн. рублей, аналогичные расходы были запланированы на 2009 и 2010 годы. На 137,3 % должны были возрасти расходы на социально-культурную сферу Томской области: с 8,3 млрд. рублей в 2007 году до 11,4 млрд. рублей в 2010.

Как отметил председатель бюджетно-финансового комитета, член фракции «Единая Россия» Владимир Пономаренко, принятый бюджет гарантирует выполнение социальных обязательств государственной власти, но нисколько не меньше будет сделано и для экономического развития Томской области. В частности, в бюджете созданы резервы для реализации программы поддержки малого и среднего бизнеса, к утверждению которой готовится дума. Увеличены расходы на инновационную деятельность, адресную поддержку венчурного предпринимательства со стороны областной власти. Объёмы капитальных вложений в развитие инфраструктуры жизнедеятельности Томской области также существенно превышают показатели прошлых лет. В качестве примера Владимир Пономаренко привёл расходы на дорожное строительство и реконструкцию – 2,5 млрд. рублей только в 2008 году! Как председатель бюджетно-финансового комитета думы Владимир Пономаренко выразил некоторую озабоченность тем, что размеры госдолга Томской области и дефицит регионального бюджета близки к предельному: «Проблем нет, но эти два показателя ограничивают возможность депутатов «маневрировать» при исполнении бюджета, определять новые адреса поддержки». За три года существенно планировалось увеличить объём трансфертов в бюджеты муниципальных образований – на 138,7 % или с 7,1 млрд. рублей в 2007 году до 9,9 млрд. рублей в 2010. Динамика расходов на развитие агропромышленного комплекса в трёхлетнем бюджете также положительная. В общей сложности на поддержку АПК предполагалось направить около 2,4 млрд. рублей. Увеличение ассигнований по решению согласительной комиссии произошло почти на 300 млн. рублей. Это стал возможным, как отметила сопредседатель согласительной комиссии, первый вице-губернатор Оксана Козловская, благодаря активной позиции фракции «Единой России» в областной думе и «сельским» депутатам – представителям районов области. В частности, на всесторонней поддержке личных подсобных хозяйств как одного из факторов быстрого развития сельского хозяйства настаивал представитель Асиновского района, депутат Олег Громов. В итоге 20 % в структуре расходов на развитие АПК должно было направить именно в данный сектор.

 

Литература:

  1. Куликов М.В. Хотулев Е.Л. Вопросы качества бюджетного планирования в условиях перехода к трехлетнему бюджету // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2008. – № 1.
  2. Законодательная Дума Томской области: официальный сайт// http://old.duma.tomsk.ru/page/8371/