Стратегия 2020 – так называется Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. Концепция обозначала общие цели, которые предлагалось достичь Правительству Российской Федерации до 2020 года. Разработка концепции была начата в июле 2006 года Правительством по поручению Президента России. Окончательный текст был утверждён Правительством РФ 17 ноября 2008 г.
Подготовка нового варианта стратегии с учётом последствий мирового кризиса 2008 г. была начата в декабре 2010 года. На площадках НИУ ВШЭ и РАНХиГС были созданы 21 экспертная группа под руководством ректоров Ярослава Кузьминова и Владимира Мау. В работе над Стратегией 2020 приняли участие более 100 зарубежных экспертов. Итоговый доклад объёмом 864 стр. был подготовлен в декабре 2011 г. Стратегия 2020 была сформулирвоана в марте 2012 года под названием «Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года Стратегия 2020: Новая модель роста – новая социальная политика».
Стратегия 2020 базируется на двух основаниях: новой модели экономического роста и новой социальной политике. Новая модель роста была необходима, поскольку исчерпала себя прежняя модель, опиравшаяся на быстрый рост внутреннего спроса и цен на товары российского экспорта. При этом это должен быть рост, не основанный на экспорте сырья и государственном перераспределении ресурсов из сырьевого сектора в сектора экономики с низкой эффективностью и высокой занятостью. Одна из основных идей стратегии – манёвр, который позволяет задействовать неиспользованные ранее факторы конкурентоспособности – высокое качество человеческого потенциала, научный потенциал. Новая социальная политика должна учитывать не только интересы незащищённых слоёв населения, но и тех, которые способны реализовать потенциал инновационного развития. Это средний класс, который с экономической точки зрения характеризуется возможностью выбирать модели трудового поведения и потребления.
Новая модель роста может быть выстроена при последовательном снижении инфляции и принятии бюджетных правил, регулирующих расходы бюджета в зависимости от долгосрочной цены нефти. Это необходимо для того, чтобы бюджет был стабилен и сбалансирован, чтобы остановить неоправданный и неэффективный рост расходов. Второй комплекс мер, связанных с формированием новой модели, связан со снятием институциональных барьеров для экономического роста. Это попытка сделать внешнюю среду менее агрессивной по отношению к бизнесу, улучшить деловой климат, развить конкурентную среду. Стратегия-2020 выделяет основные проблемы и препятствия в госрегулировании, сдерживающие экономический рост и спрос экономики на инновации. В основе предложений Стратегии 2020 в социальной сфере – стремление восстановить и закрепить сравнительные преимущества страны в сфере образования, культуры, медицины.
Такой подход требует «бюджетного манёвра» – частичной смены приоритетов в расходах бюджета. К 2020 году предлагается увеличить финансирование инфраструктуры и человеческого капитала на 4 % ВВП для поддержания сбалансированности бюджета, сократив при этом другие расходы на 4 % ВВП (в основном за счёт расходов на оборону и безопасность, трат на госаппарат и субсидий предприятиям).
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее – Стратегия) разработана на основе положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее – Концепция) в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике». Утверждена распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.». Стратегия призвана ответить на стоящие перед Россией вызовы и угрозы в сфере инновационного развития, определить цели, приоритеты и инструменты государственной инновационной политики. Вместе с тем Стратегия задаёт долгосрочные ориентиры развития субъектам инновационной деятельности, а также ориентиры финансирования сектора фундаментальной и прикладной науки и поддержки коммерциализации разработок.
Кроме того, Стратегия опирается на результаты всесторонней оценки инновационного потенциала и долгосрочного научно-технологического прогноза. Положения Стратегии должны учитываться при разработке концепций и программ социально-экономического развития России. Инновационная политика, проводимая Правительством РФ, дала возможность открыть Инновационный центр «Сколково», который является современным научно-технологическим инновационным комплексом по разработке и коммерциализации новых технологий, наукоградом. Впервые о необходимости создать современный технологический центр было завялено 12 ноября 2009 года в ежегодном послании Президента России Федеральному Собранию. 31 декабря 2009 года Д. А. Медведев издал распоряжение
№ 889-рп «О рабочей группе по разработке проекта создания территориально обособленного комплекса для развития исследований и разработок и коммерциализации их результатов». Руководителем рабочей группы был назначен
В. Ю. Сурков, который заявил о том, что Россия создаст национальный аналог Кремниевой долины. Правовые основы организации и деятельности центра регулирует Федеральный закон Российской Федерации от 28 сентября 2010 г.
№ 244-ФЗ «Об инновационном центре „Сколково“», подписанный президентом Российской Федерации
Д. А. Медведевым.
Литература: