Выставки / Выставки / Виртуальные выставки / Законодательная Дума Томской области: 25 лет в жизни региона и страны (выставка-рассказ, выставка-исследование, выставка-размышление) / Законодательная Дума Томской области III Созыва (2001–2007)

Реформа местного самоуправления

Реформа местного самоуправления, осуществлённая в России в 2000-х гг. на основе ФЗ Федеральный закон № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вступившего в силу 1 января 2006 г., предполагает разделение структуры муниципальной власти на два уровня: городское или сельское поселение и муниципальный район или городской округ. Муниципальный район объединяет несколько поселений, а городской округ – крупный город.

В компетенцию МО первого уровня входят, в частности, электро-, тепло-, газо- и водоснабжение, транспорт, содержание автодорог, утверждение генпланов поселений, выдача разрешений на строительство, утверждение правил землепользования, продажа и сдача в аренду земли, благоустройство, содержание жилого фонда. За муниципальными районами закреплены такие полномочия, как строительство и содержание автодорог между населёнными пунктами, организация транспортного сообщения, поддержание общественного порядка, здравоохранение, образование, экологический контроль. Основными источниками формирования бюджетов поселений, согласно федеральному законодательству, должны стать земельный налог, средства от продажи и аренды земли, налог на имущество физических лиц и 10 % собираемого на территории МО первого уровня налога на доходы физических лиц. В бюджеты МО второго уровня должны поступать, в частности, 90 % собираемого на территории района единого налога на вменённый доход, 20 % налога на доходы физических лиц, 40 % штрафов за нарушение экологических норм, а также все пошлины за осуществление государственных полномочий.

Закон был направлен на масштабную реорганизацию местного самоуправления в противовес действовавшему прежде законодательству. Он передаёт контроль над местным самоуправлением в основном на уровень федерального законодательства и детально регулирует организацию местного самоуправления, его финансирование, полномочия и предметы ведения.

До 1 марта 2005 г. были установлены границы муниципальных образований и наделение их статусом (муниципальный район, городское поселение, сельское поселение). Осенью 2005 года прошли выборы в представительные органы (в муниципальных районах доля мест одного поселения не может превышать 40 %). По данным Минфина России по состоянию на 15 октября 2005 года, в России образованы 24508 муниципальных образований, из них 1817 муниципальных районов, 526 городских округов, 1823 городских поселения, 20106 сельских поселений, 236 внутригородских муниципальных образований.

Результатом реформы стала унифицированная модель местного самоуправления, вводимая на всей территории страны, определяющая с большой точностью формы, порядок образования и функционирования местных органов власти вне зависимости от особенностей субъекта Федерации.

 

Литература:

  1. Михеева В.И. Реформы местного самоуправления 1995 и 2003 гг. Как фактор, определяющий количество избираемых органов местного самоуправления // Общество и право. – 2008. – № 1(19).
  2. Занина Т.М., Кузнецов Д.О. Правовое регулирование гарантий деятельности органов исполнительной власти местного самоуправления на современном этапе // Вестник Воронежского института МВД России. – 2008. – № 6.