Выставки / Выставки / Виртуальные выставки / Законодательная Дума Томской области: 25 лет в жизни региона и страны (выставка-рассказ, выставка-исследование, выставка-размышление) / Законодательная Дума Томской области I Созыва (1994–1997)

Определение муниципальных образований Томской области, выборы органов местного самоуправления

/Законы Томской области «О местном самоуправлении в Томской области», «О выборах органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в Томской области»

Согласно Конституции 1993 г., принятой всенародным голосованием, местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти, но государство выступает гарантом осуществления местного самоуправления (ст. 12 Конституции РФ). В свою очередь, ст. 130 Конституции закрепляет положение, которым местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. В 1995 г. для обеспечения конституционных гарантий осуществления народовластия посредством местного самоуправления был принят Федеральный закон № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который регламентировал общие принципы местного самоуправления, его организационно-правовые формы; правовые, экономические и финансовые основы МСУ, разграничил предметы ведения и полномочия между ФОГВ и органами государственной власти субъектов РФ и ОМС, определил территориальный субъектмуниципальное образование – и возможность субъекту Федерации определить собственную модель МСУ. Как отмечают исследователи, документ носил рамочный характер, поскольку намечал решение важных вопросов территориального устройства и порядок функционирования местного самоуправления лишь схематично. Регионы, принимая свои законы о местном самоуправлении, сформировали собственные модели местного самоуправления.

В Томской области соответствующий Закон был принят 25 июля 1996 г. «О местном самоуправлении в Томской области» (принят решением Государственной Думы Томской области 25 июля 1996 г. N 301). Согласно Закону (ст. 65), на территории области до декабря 1999 года был установлен переходный период, в течение которого должны были осуществляться мероприятия по практическому переходу к реальному местному самоуправлению. На первом этапе переходного периода муниципальными образованиями были определены города: Томск, Кедровый, Северск, Стрежевой и все сельские районы области в границах существующего административно-территориального деления. Таким образом, для Томской области была избрана одноуровневая система местного самоуправления.

Законом Томской области регламентировался порядок подготовки Устава муниципального образования, его разработки и принятия, определялись предметы ведения местного самоуправления. Подробно регламентировались система и организация местного самоуправления в Томской области, определялись роль и значение представительных органов местного самоуправления – полномочия и организация их деятельности. Отмечалось, что глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на его территории, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо на собрании (сходе) граждан. Предусматривалась возможность проведения местного референдума, общих собраний (сходов), определялись роль и значение народной правотворческой инициативы, а также экономическая основа местного самоуправления. Особо подчеркивались ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, возможность контроля за их деятельностью.

28 марта 1996 г. был принят Закон Томской области от 28 марта 1996 г. «О выборах органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в Томской области», который регламентировал процесс избрания органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления. Закон указал, что выборы населением непосредственно органов местного самоуправления осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы глав муниципальных образований, других должностных лиц местного самоуправления могут проводиться на собрании (сходе) граждан в соответствии с уставом муниципального образования. Выборы глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления проводятся по единому одномандатному избирательному округу, включающему в себя всю территорию муниципального образования в установленных границах. В соответствии с уставом муниципального образования выборы органов местного самоуправления осуществляются по одномандатным, двухмандатным округам либо по единому многомандатному округу, включающему в себя всю территорию муниципального образования.

Решением Государственной Думы Томской области от 26 сентября 1996 № 338 выборы представительных органов местного самоуправления были назначены на 22 декабря 1996 года.

 

Литература:

  1. Чехладзе Л.Т. Развитие местного самоуправления в рамках концепции федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г №154-ФЗ и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ // Вестник Московского университета МВД России. – 2015 –
    № 4. – С. 40–48.
  2. Лапин В., Любовный В. Реформа местного самоуправления и административно-территориальное устройство России. – М.: Дело, 2005. – 240 с.