Налоговая и бюджетная реформа конца 1990-х гг. была связана с необходимостью оптимизации бюджетного планирования и системы налогообложения с целью интенсификации социально-экономического развития России. В 1998 г. были приняты Бюджетный кодекс Российской Федерации, а также Концепция реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999–2001 гг., которыми были сформулированы общие принципы межбюджетных отношений в Российской Федерации: сбалансированность интересов всех участников межбюджетных взаимоотношений, самостоятельность бюджетов разных уровней, законодательное разграничение расходных полномочий и ответственности и доходных источников между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и муниципальных образований, объективно обусловленное и транспарентное перераспределение средств между бюджетами в целях выравнивания уровня бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований, единство бюджетной системы. В частности, концепция устанавливала перечень расходов, финансируемых исключительно из федерального бюджет, из бюджетов субъектов РФ, из бюджетов муниципальных образований, перечень расходов, финансируемых в соответствии с Конституцией РФ, федеральным законодательством, договорами о разграничении предметов ведения и полномочий совместно за счёт средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. В области межбюджетных отношений были перераспределены налоговые поступления в пользу доходов федерального бюджета по отношению к доходам региональных бюджетов. Таким образом, в рамках Концепции произошло чёткое разграничение расходных полномочий между уровнями власти и ответственности между органами власти и управления разных уровней.
Что касается налоговой реформы, то ещё 8 мая 1996 г. Указом Президента РФ № 685 «Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платёжной дисциплины» были обозначены основные направления её реализации: снижение общего налогового бремени, создание справедливой и нейтральной по отношению к экономическим решениям налоговой системы, её упрощение, улучшение налогового администрирования и повышение уровня собираемости налогов. Подспорьем для реформы стало принятие и вступление в действие 1января 1999 г. первой (общей) части Налогового кодекса. Основой для реформы стала программа налоговых реформ, подготовленная группой Е. Гайдара в 1997 году. Реформа предусматривала: снижение ставок основных налогов, отмену индивидуальных налоговых льгот, зачётов и отсрочек, специальных соглашений с налогоплательщиками. Наиболее значимое решение – введение единой ставки налога на доходы физических лиц в размере 13 %, установление регрессивной шкалы ставок единого социального налога и их дальнейшее существенное снижение, отмена налога на наследование. Ставка налога на прибыль снижена с 35 до 24 % при одновременном включении в учитываемые в целях налогообложения затраты на производство товаров (работ, услуг) практически всех экономически обоснованных расходов налогоплательщиков. Ставка налога на добавленную стоимость (НДС) снижена с 20 до 18 %. В сфере налогообложения недропользования введён налог на добычу полезных ископаемых. Принято решение о дифференциации налога на добычу полезных ископаемых, что создаёт более благоприятные налоговые условия для добычи нефти на выработанных месторождениях и в труднодоступных районах.
Введены специальные налоговые режимы для малого бизнеса и сельскохозяйственных товаропроизводителей, упорядочено взимание акцизов и государственной пошлины. Проводились упорядочение ставок таможенных пошлин и совершенствование порядка их взимания.
Литература: