О музее / Новости / Асиновский краеведческий музей
29 июня 2023

От Ксеньевки к городу Асино

Асино сегодня, как и полагается административному центру в эпоху постмодерна, имеет свой публицистический и мифологизированный контент прошлого, вполне пригодный для интеллектуально-духовного употребления, но не совсем разнообразный и сбалансированный. Не достаёт так называемого антропологического привкуса или, другими словами, человеческого измерения. Дефицит взгляда под таким ракурсом нужно восполнять. Задача вполне подъёмная, но только усилиями любознательных горожан.

Мы в небольшом цикле историко-краеведческих материалов как раз и рассчитываем на взыскательного читателя. Как говорится, начнём с начала.

История именно Асина в своих истоках в определённом смысле чудесна. Советское прометеевское стремление к светлому будущему у наших не столь далёких предшественников после того, как в 1929 году при рассмотрении вариантов направлений строительства железной дороги до Чулыма выбор пал на Ксеньевку, стало впечатляюще возбуждённым и практическим.

Характерологически о феноменальном превращении деревни Ксеньевки в город Асино в 1950 годы высказался Георгий Марков в письме своему другу юности (бывшему секретарю Ново-Кусковского райкома ВЛКСМ в 1926 году) Александру Ковалёву. Он писал: «Саша, дружище … Ежегодно бываю в Ново-Кускове. Там многое изменилось… Ксеньевка, - помнишь ли такую деревню? – стала городом Асино, крупным железнодорожным узлом». Друзья много совместно путешествовали по сёлам Причулымья, и Ксеньевка ничем в их восприятии не выделялась.

Одновременно со строительством в 1930 году железной дороги началось возведение лесопильного завода и шпалорезки (при впадении речки Тихой в Курью). Образ лесопромышленного центра Причулымья с 30-тысячным населением, ранее ещё в 1911 году предусматриваемого к созданию в Тегульдете, пришёлся будущим асиновцам по душе. Пошло неудержимое планирование нового районного административного центра. Санкционированные мечты обретали процессуальные нормы воплощения в реальной жизни.

Коммунисты Ново-Кусковского райисполкома 24 июня 1931 года постановили «считать необходимым резиденцию района установить в селе Ксеньевка, причём переезд произвести в этом году, об чём ходатайствовать перед крайисполкомом. Для постройки дома для РИКа и других организаций ассигновать 15 тыс. рублей, начав постройку дома с июля месяца с окончанием постройки в сентябре месяце сего года». А немного спустя на  заседании Президиума Ново-Кусковского РИК от 16 июля 1931 г. постановили: «Место, запроектированное для распланирования районных государственных и общественных учреждений в пос. Ксеньевском в «Новой деревне» вблизи с железнодорожной станцией и по смежеству с рабочим посёлком, как отвечающего перспективам развития строительства крупного районного центра, утвердить площадь в 8 га, забронировать для этих целей за районным исполнительным комитетом и изъять из трудового пользования земельного общества. На третьей улице посёлка Ксеньевского «Новой деревне» воспретить всякую постройку для единоличных хозяйств, для государственных и общественных организаций допускать постройку с разрешения РИКа».

Документы очень красноречивые. Осмысление их по содержанию и по форме - отдельное увлекательное действо. Помимо того, что они свидетельствуют об огромном энтузиазме наших земляков в то время, в них описана конфигурация по сути уже нового населённого пункта.  В деревнях были края, улицы же в Ксеньевке только-только намечаются, названиями их ещё не обозначили. Реальные практики жизни ещё не поспевали за модернизационными начинаниями. Всё ещё впереди. Адресами озаботились даже позже, чем стали районным центром и переименовались официально, то есть после 7 июня 1933 года, да и то по требованию новосибирского начальства.

Образ формирующегося нового районного центра ещё предстоит тщательно исследовать. Административная эйфория от обретения «столичности» в связи с образовавшейся паузой в строительстве железной дороги вплоть до 1939 года прошла. Иллюзии сменяются жёсткими реалиями жизни. В том году явственно пошли разговоры о необходимости уйти от хаотичной застройки села. Село Асино росло в соответствии с масштабными планами пятилеток, благодаря напряжённому труду его растущего населения. Ксеньевка как определённый край своеобразной агломерации под названием Асино и в народном сознании, и по инерции в бюрократической документации сохранялась. Появление улиц с названиями и номерами домов, наложение на населённый пункт дополнительного названия колхоза «Память Ленина» привели к забвению красивого имени деревни.

Спустя время очередных исторических изломов начинает просматриваться природа не эволюционного, а революционного перехода страны вообще и асиновцев в частности к индустриальному обществу. И как же, как принято сейчас в социологии говорить, проявил себя в таких обстоятельствах человеческий капитал? Вряд ли только коммунистические идеалы подвигали людей на тяжёлый труд, на неимоверные преодоления. Всё больше становится очевидной традиционная крестьянская суть достижений промышленного производства, которая делает неизбежной реабилитацию культуры крестьянства как доколхозного, так и колхозного. Речь в том числе и об асиновцах. Этого также будем касаться.

 

Коллектив Асиновского краеведческого музея.

С днём рождения, любимый город!

Ролик предоставлен Асиновским телевидением.