В Восточной коллекции Томского областного краеведческого музея есть уникальный предмет – буддийский домашний алтарь из Японии, буцудан.
В музей буцудан был передан в июле 1954 года А.П. Сперанским. В том же году предмет был помещен в экспозицию в зал китайского искусства. По легенде буцудан был привезен из Манчжурии после Великой Отечественной войны. Изготовлен он предположительно в Японии в XIX – начале XX вв.
НВ 3839 Томский краевой музей. Зал № 1 Китайское искусство. 1954 г.
Буцудан изготовлен из дерева хвойных пород (кедр, сосна), покрыт черным лаком, украшен резьбой, росписью и позолотой. Конструктивные элементы не свойственны русской и европейской мебели.
К сожалению, с течением времени произошло разрушение алтаря, и он полностью утратил экспозиционный вид. Последние годы предмет хранился в разобранном виде. В настоящее время предмет частично скомплектован, но еще требуются значительные усилия по восстановлению внешнего вида алтаря, что предполагает сборку конструкции, восполнение утрат, консервацию и пр.
Частично скомплектованный буцудан в музее
Переводится «буцудан» как «помост будды». Слово пишется двумя способами: 仏壇 и 佛壇 (佛 – устаревшая форма иероглифа «Будда» 仏).
Буцудан является одновременно предметом буддийского культа и культа предков. Он представляет собой шкаф с дверцами, за которыми находится алтарная часть и основание с выдвижными ящичками и полкой, скрытой подвижными панелями. В центре алтарной части помещалось изображение Будды (скульптура или свиток), а также изображения святых. В нем также находились списки предков и таблички-ихай с посмертными именами усопших (у японцев умершему дается новое имя). В выдвижных ящиках хранились реликвии и принадлежности культа. Таким образом, перед буцуданом молились, и одновременно он был хранилищем культовых предметов. Двери буцудана открывались только во время проведения религиозных обрядов, в остальное время они были плотно закрыты.
Двери буцудана
Утварь, размещаемая в алтарной части
Алтарная часть буцудана
Подвижная панель
Украшения алтарной части
Украшения алтарной части
Украшения алтарной части
История буцудана началась более 1300 лет назад, когда император Тэмму приказал завести в каждом доме место для «праха будды», куда можно поместить статую будды и священные сутры. Но императорскому приказу последовали одни лишь аристократы. Среди простого народа буцудан стал широко использоваться только в период Эдо (1603–1868 гг.). Тогда сёгунат претворял в жизнь политический курс запрещения христианства и усиленного контроля над народом. Буддийские храмы же, как и в России, заведовали регистрацией рождения, брака и смерти: каждый дом был прикреплен к своему храму о-тэра. Впрочем, есть версия, что даже в период Эдо буцуданы ставили лишь для вида.
Император Тэмму (673–686 гг.)
Распространению буцудана способствовало возрастание влияния секты Дзёдо Синсю – Истинной Школы Чистой Земли, принадлежащей к направлению амидаизма. Последователи этой школы считали, что для перерождения в Чистых Землях достаточно повторять нехитрую фразу «Наму амида буцу» («Слава Будде Амиде»). Людям было проще понять идеи амидаизма, чем других школ, потому увеличивалось число последователей,
а в японских домах появилось место для буцудана.
Будда Амида-Нёрай (Амида-Буцу)
Вернемся к буцудану из нашего музея. На одной из его нижних выдвижных полок имеется висячая ручка со штампом – стилизованными павлонией и каллиграфическим символом.
Было обнаружено сходство этих символов с рисунком монет периода Мэйдзи (1868–
1912 гг.). Но случайно ли изображение павлонии?
Выдвижной ящик буцудана
Павлониевый герб
Обратимся к истории амидаизма. Один из патриархов секты Дзёдо Синсю, 11-й настоятель храма Хонган-дзи по имени Кэннё (顕如), был членом императорской семьи. Когда он получил монашеский сан, Император даровал ему право использовать герб с павлонией – го-сичи-но киримон.
Кэннё (1543–1592 гг.)
За время существования Дзёдо Синсю такое одаривание символом происходило не раз, и с тех пор некоторые предметы, помещаемые внутрь буцудана, также украшаются особыми гербами в честь наставников Дзёдо Синсю. Так, герб павлонии можно обнаружить на треугольных платках и шкатулках для буддийских гимнов.
Следовательно, есть вероятность, что буцудан из собрания краеведческого музея принадлежал человеку, являющемуся последователем школы Дзёдо Синсю.
Подготовили Плетнева Н.Ю., Котенко А.Л., Фадеев В.А.