28 июля 1914 г. началась Великая война, как называли Первую мировую в европейских державах двух противоборствующих блоков — Антанты и Союза центральных держав. Англия, Россия и Франция с одной стороны, так же, как и Германия с Австро-Венгрией с другой стороны, желали нового передела мира и готовились к столкновению с последней четверти XIX в. Но, как часто случается, когда началась война, все оказались недостаточно подготовленными и «плохо одетыми».
Совершенствование огнестрельного оружия, увеличение его мощности и скорострельности, дальности поражающего действия, тактика окопной войны, новейшие образцы оптических устройств для наведения стрельбы, появление истребительной авиации, жестокая токсичность химического оружия вели к огромному количеству раненых, поражённых и убитых солдат. Уходила эпоха баталий в ярких парадных мундирах, в которых каждый военный отстаивал свою честь, честь армии и отчизны. Наступали смертоносные фронтовые будни. Солдат и офицеров потребовалось так защитить от врага, чтобы сделать их наименее заметными, замаскировать под землю и небо, снег и траву.
Французский комплекс выставки ТОКМ «Оружие Первой мировой войны». Экспонаты Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи: пехотный шлем Адриана, бинокль, перископ бинокулярный, куртка солдата французского пехотного полка и пилотка, карабин кавалерийский Лебеля-Бертье
Например, французские военные, преисполненные патриотического порыва и верности национальным традициям, далеко не сразу осознали вредоносность яркой синей куртки и мареновых штанов, сине-красных кепи и шлемов с высокими блестящими гребнями и плюмажами. Так они пошли воевать летом 1914 г. Это сделало их заметными и привлекательными мишенями для австрийских «манлихеров» и немецких «маузеров» в первых же сражениях. Уже осенью стали открываться военные склады, на которые в 1912 г. благополучно отправили первую партию отвергнутой формы в серовато-сине-голубых тонах «bleu horizon» («голубой горизонт»).
Ещё в самом начале 1900-х гг. по заданию французского правительства к разработке новых образцов обмундирования привлекли художников. Автором серо-голубой формы был художник-баталист Эдуар Детай.
Жан Батист Эдуар Детай. Источник изображения: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%B9,_%D0%AD%D0%B4%D1%83%D0%B0%D1%80
Жан Батист Эдуар Детай родился в Париже в 1848 г. в семье военного. Уже в юном возрасте мальчик проявлял интерес к живописи. Отец отдал сына учиться в мастерскую Эрнеста Месонье — французского художника и скульптора, военного, передавшего своему ученику навыки классической живописи, страсть к историзму, военной тематике и батальным сценам.
Детай Эдуар. Сражение при Резонвилле вечером 17 августа 1870 года. Версальский дворец. Источник изображения: https://gallerix.ru/album/Versailles/pic/glrx-1619888342
В 1870 г. началась Франко–прусская война, и молодой художник пошёл добровольцем на фронт. В свободное от службы время он сделал множество зарисовок и этюдов, которые уже после войны стали основой для его полотен.
В 1881 г. вместе с учителем Э. Детай работал над проектом обмундирования лёгкой кавалерии.
В течение первого десятилетия XX в. предпринимались попытки перехода к военной одежде нейтральных тонов, в том числе серо-зелёного цвета, вызвавшей резкую критику за сходство с немецкой формой.
Уже вместе со своим учеником Жоржем Скоттом военного художника опять привлекли к разработке новых моделей. Подчиняясь требованиям патриотических традиций, он вынужден был оставить в комплекте обмундирования красные штаны, кепи и модифицированный шлем в стиле «а ля бургиньот». [1]
Тестовая форма, созданная в 1912 г. Эдуаром Детаем для французской линейной пехоты. Слева направо: трубадур в парадном мундире, рядовой в строевой форме и кепи, рядовой 1-го класса в парадной форме, рядовой в строевой форме и кожаном шлеме, офицер в парадной форме, офицер в строевой форме и колпаке полиции, рядовой в полевой форме и кожаном шлеме, рядовой в полевой форме и кепи. Источник изображения: https://vk.com/wall-163258727_38826?z=photo-163258727_456255749%2Fwall-163258727_38826
Множественные ранения в голову в первые же месяцы Великой войны показали, что необходимо надёжное, компактное и малозаметное защитное приспособление для головы и лица.
Зимой 1914 г. военный интендант, инженер, генерал армии Огюст Луи Адриан предложил использовать лёгкий шлем весом 700–800 г из листовой стали толщиной 0,7 мм. Шлем имел передний и задний козырьки, сверху — гребешок, прикрывавший вентиляционное отверстие. В 1915 г. каски Адриана испытали пехотинцы, а впоследствии их стали использовать и в других войсках. Французские шлемы окрашивали в матовый серо-синий цвет. Впереди размещалась фронтальная эмблема – пылающая гренада с литерами RF (République Française — Французская республика).
Каска Адриана пехотная французской армии. Выставка «Оружие Первой мировой войны». ТОКМ
Каски выпускались по заказу армий многих стран, в том числе России. У русских солдат они были охристого цвета с эмблемой в виде российского герба.
Базовой моделью новой военной формы французов в Первую мировую стала куртка сине-серого сукна из комплекта, разработанного Э. Детаем в 1912 г. незадолго до его кончины. С красными штанами всё-таки пришлось распрощаться, брюки стали тоже цвета «bleu horizon».
Имея интерес к военному обмундированию и национальным особенностям службы, в поисках новых сюжетов для своих полотен, Эдуар Детай посетил ряд стран. В 1884 г. он приезжал в Россию. На военные этюды художник отправился в Красное Село, где размещался летний лагерь для учений и манёвров Императорского Гвардейского корпуса. Он общался с военными, проникся огромным уважением к русским солдатам, сделал множество зарисовок. В 1886 г. в Париже был издан его альбом о военных манёврах в Красном Селе «Большие манёвры русской армии. Воспоминание о лагере в Красном Селе 1884 г.» («Les grandes manœuvres de l’armée russe; souvenir du camp de Krasnoé-Sélo 1884»). В книге рисунки военных в боевом и походном обмундировании — пехотинцев, кавалеристов, казаков, знаменосцев, песенников и музыкантов; красносельские виды, сцены манёвров и маршей. Все изображения сопровождаются эмоциональными комментариями автора, раскрывающими мужественную, тонкую, преисполненную достоинства, героизма и сострадания натуру русского человека, выросшего в суровой действительности.
Э. Детай. Рисунок пехотинца из Альбома «Большие маневры русской армии. Воспоминание о лагере в Красном Селе в 1884 г.»
Вот некоторые фрагменты из «Заметки о русском солдате»:
«Уметь страдать, уметь умирать — вот основание солдатской доблести, свойственное русскому солдату в высокой степени; не даром про него сказано, что «его мало убить, а нужно ещё и повалить»: сказано врагом, а не другом.
Откуда берётся эта стойкость? Она есть результат расовых особенностей русского простого человека и суровой обстановки, в которую Мать-Природа его поставила. Помощник своего отца в тяжёлой крестьянской работе, чуть не с детства, несущий ему скудный обед в поле иногда чуть не за десять вёрст; помощник в слякоть, ветер, холод, доходящий до 30° … русский парень исподволь закаливается в самоотвержении, терпении, выносливости; с малолетства уже он привыкает страдать, привыкает спокойно смотреть в глаза смерти; с малолетства и словом, и делом, осваивается с истинной народной поговоркой: «двум смертям не быть, одной не миновать…
Можно подумать, что при подобных задатках на боевую годность, русский солдат должен быть жесток, груб: ничего подобного! Добродушие, с примесью своеобразного юмора, составляет отличительную черту его. Много нищих кормится от скудной его трапезы; не один ребёнок, брошенный случайностями войны на произвол судьбы, был отогрет на солдатской груди, спасён от голодной смерти крохами солдатского пайка; и не с одним пленным он делится последним куском хлеба, вслед за ожесточённым, остервенелым боем (**). Логика русского солдата в этом случае очень проста: «тоже ведь человек, не сдыхать же ему, как собаке; не по свей воле воюет – тоже погнали»». [2]
«(**) В мирное, да и в военное время, почти во всякой мелкой части есть, кроме того, совершенно особые застольники у солдата: это козлы, собаки, бараны, медвежата. Они так привыкают к людям, что всегда следуют за частью. В числе этих застольников особенной симпатией солдата пользуются калеки, чем собачонка хуже, чем она несчастнее, тем она солдату дороже. В Турции, когда по окончании кампании началась посадка войск на суда для отправки в Россию, солдаты со слезами расставались с небольшими осликами, называемыми «магарами», и обратившимися у солдат в «Макаров». «Помилуйте, Ваше Высокоблагородие, он нам был первый помощник в походе, а капитан не хочет его брать на пароход. Неужто же его так и бросить?» (Эдуар Детай. Большие маневры русской армии… С. 6)
Француз Детай точно подметил черты характера русского солдата:
«полное отсутствие какой-либо позы, рисовки. Он и в мысли не имеет, что приносит великую жертву; ему в голову не придёт вменять это себе в заслугу; равно как не придёт в голову себя подбадривать, похвальбами, славой… между русскими солдатами нет героев, а есть только люди, исполняющие свой долг даже до смерти, но исполняющие его просто, от сердца… Коли приказано, так нужно сделать: вот и всё. Та сила и велика, которая сама не сознаёт своего величия…». [3]
Э. Детай. Песенники 4-го стрелкового батальона в Красном Селе. 1889 г.
Источник изображения: https://vk.com/wall-163258727_38826?z=photo-163258727_456255755%2Fwall-163258727_38826
«почти нет части, в которой не было бы хора песенников… Песни… весьма разнообразны по характеру: есть народные, есть и чисто солдатские. По мотивам песни представляют… всю гамму, начиная от самых заунывных и кончая самыми разудалыми, залихватскими с бешено-быстрым темпом; по содержанию касаются крестьянского и солдатского быта, боевых воспоминаний; есть и нецензурные, свойства весьма пряного, уснащённые теми словами, которые настолько общеизвестны, что их даже в лексиконах не помещают…
Есть, наконец, плясовые песни: хор поёт с присвистом, под аккомпанемент преимущественно бубна, барабана (иногда скрипки, флейты, так называемых ложек), а желающие и умеющие пляшут…» (Эдуар Детай. Большие маневры русской армии… С. 8-9).
Заметим, что в годы Великой войны образ русского солдата представлял интерес и для художников из лагеря противника, например — Эгона Шиле. С пристрастием к точности изображения до мельчайших нюансов, австрийский рисовальщик «оживлял» своих персонажей, делал их динамичными, точно передавая эмоции человека. В 1915 г. Эгона призвали в армию. Окончив курсы, он попросился в часть, которая занималась транспортировкой русских военнопленных, а затем — в лагерь для русских офицеров, чтобы писать их портреты.
Э. Шиле. Портрет русского военнопленного. 1916 г. Источник изображения: https://altmansgallery.com/catalog/works/portret-russkogo-soldata/
Э. Шиле. Портрет русского военнопленного Григория Кладжишули, 1916 г. Источник изображения: https://dzen.ru/a/X_2Gp8t98VNdq5y9
Во второй части альбома автор «Больших манёвров» подробно описывает детали обмундирования, вооружения, знаки отличия солдат и офицеров различных войск и подразделений русской армии. Третья часть посвящена устройству лагеря, учениям, полковым традициям, военным праздникам.
Будучи коллекционером военной формы и художником-баталистом, Э. Детай точно подмечал традиционные национальные особенности одежды и оружия:
«Со времён вступления Императора Александра III на престол… русская армия носит национальный костюм. Кафтан тёмно-зелёного сукна, перетянутый в талии шерстяным поясом, широкие шаровары в сапоги, чёрная барашковая шапка, составляющие удобный и оригинальный костюм русского мужика, приспособлены к военной форме при помощи известных отличительных знаков. Прославленная серая шинель, которую видели на высотах Альп и Балкан, и башлык из верблюжьей шерсти дополняют костюм солдата.
Оружие и снаряжение остались те же: нарезное скорострельное ружьё, патронные сумки, висящие на поясном ремне, мешок и сапёрный инструмент. Особенность, исключительно свойственная русской армии та, что пехотинец носит летом белую полотняную рубашку, опоясанную кушаком. У кавалериста эта рубашка заменяется курткой. Это одеяние носят в строю и при всякой форме. Во время похода барашковая шапка заменяется фуражкой, скатанная шинель носится через плечо». [4]
Э. Детай. Казак гвардейского полка его величества. Рисунок из Альбома «Большие маневры русской армии. Воспоминание о лагере в Красном Селе в 1884 г.»
Заметим, что так же, как и в обмундировании французской армии, в обмундировании и вооружении русских солдат в предвоенные годы произошли изменения. Армию вооружали 3-линейными винтовками Мосина. Но «русская винтовка», как называли усовершенствованную берданку, тоже использовалась. На смену белым пришли защитные зелёные гимнастёрки. [5]
На протяжении службы и творческой деятельности Эдуар Детай собирал и изучал образцы военного обмундирования армий различных стран. Его коллекция вошла в экспозицию Музея истории армии, созданного при активнейшем участии художника в 1896 г. в парижском Доме инвалидов.
[1] Бургиньот — бургундский шлем. Тип европейского военного шлема, претерпевший изменения и усовершенствования,
начиная с XVI в.
[2] Детай Эдуар. Большие маневры русской армии. Воспоминание о лагере в Красном Селе в 1884 г. Париж; Лондон; Гага;
СПб., 1886, с. 5-6.
[3] Детай Эдуар. Большие манёвры… Там же, с. 6.
[4] Детай Эдуар. Большие манёвры… Там же, с. 11.
Примечание. Александр III вступил на престол в 1883 г.
[5] Винтовка-берданка — однозарядная винтовка, разработанная американским полковником Хайремом Берданом. Производством в США занималась компания «Кольт». Вероятно, под «нарезным скорострельным ружьём» Э. Детай подразумевал винтовку Бердана. Впоследствии винтовка усовершенствовалась, в том числе российскими специалистами-оружейниками и производилась на Тульском оружейном заводе.
Винтовка Мосина — 3-линейная винтовка конструкции генерал-майора русской армии С.И. Мосина. Калибр 7, 62 мм — 3 линии (1 линия — 2, 54 мм).