Летом 1927 г. Виктор Владимирович Ревердатто (1891–1969) возглавил научную геоботаническую экспедицию в Абаканскую степь. Молодой профессор Томского университета был одним из основоположников геоботаники в Сибири. Это было время расцвета науки, сложившейся на стыке ботаники, географии, геологии. По Ревердатто геоботаника или фитосоциология занимается изучением
«связи между внешними условиями, климатическими, почвенными и геологическими условиями рельефа и наличием соответствующей комбинации растений определённого растительного сообщества» [1].
Исследование растительности различных географических зон, изменения видов и сообществ в пространстве и времени под воздействием естественных и искусственных факторов имело особенно важное значение
«для рационального ведения по новому сельского хозяйства»
в созидающей новую жизнь стране Советов. Учёный ботаник не являлся сторонником
«научных исследований только лишь для практических целей».
Однако, подводя итоги экспедиции, он отметил, что
«бывает, когда наука превращается в жизнь».
Растительные сообщества, выявленные в географических зонах по обе стороны реки Абакан, позволили распознать
«качество почв»,
предсказать
«изменения качества почв под влиянием орошения и осушения»,
определить
«нахождение растений, наиболее пригодных в кормовом отношении»,
изыскать способы
«рациональной эксплуатации орошаемых сенокосов»
и возобновления
«орошаемых и неорошаемых полей» [2].
Три года подряд с 1926 по 1928 гг. студенты университета, возглавляемые своим предводителем, совершали путешествия на левый берег Енисея с целью не просто учесть, описать и пополнить коллекцию флоры университетского гербария, но и сделать выводы о хозяйственных возможностях использования земель этого края.
«Изучение законченности в строении и смене растительных сообществ, это [и] интереснейшие вопросы фитосоциологии дают твёрдую научную базу для рационального ведения по новому сельского хозяйства в плодородных степях Хакассии и Минусинском краю» [3].
В коллекции Гербария Томского краеведческого музея есть растения, привезённые из экспедиций 1927 и 1928 гг. – это дублетные экземпляры, переданные университетским гербарием им. П.Н. Крылова.
На этикетке гербарного листа аквилегии, составленного Марией Куминовой, латинскими буквами надписаны инициалы В. Ревердатто – «VR».
Вот как описал руководитель экспедиции местность, в которой были взяты эти образцы:
«Своеобразная прелесть ландшафта этих степей, из любой точки которых видны то сверкающий полосами снега Саянский хребет, то отроги Кузнецкого Алатау …
Абаканские степи, занимающие левобережье р. Енисея по обе стороны его притока, мощного красавца реки Абакана, не должны вызывать представления об обширной степной равнине. Поразительное разнообразие рельефа особенность Абаканской степи. На десятке вёрст мы имеем то равнину, то попадаем в местность с волнистым рельефом. В северо-западной части степи приобретают горный характер с причудливыми скалами и ущельями отрогов Кузнецкого Алатау» [4]. Особенности местности обусловили то обстоятельство, что исследователям «здесь пришлось столкнуться с крайне запутанными соотношениями между рельефом, почвами и распределением растительности» [5].
Непростое это было дело – собирать цветы и растения! Очень точно описал Виктор Владимирович промысел ботаников:
«Кропотливую методику работы, подсчёт стеблей на квадратном метре, изучение корневых систем, температуры почв, изучение строения почв. Зарисовка и вычисление задернованности почвы и целый ряд других исследований удалось с успехом преодолеть только благодаря любви к науке, настойчивости и преданности моих помощников. Работа по 12 часов под палящим солнцем в безводной степи без намёка на тень! Трудно нам далась такая детализация в работе, но мы с гордостью можем сказать, что таких детальных работ в Сибири не производилось, да и в европейской части СССР нам о них слышать не приходилось» [6].
Кроме образцов естественно-научного отдела фондового собрания ТОКМ в фондах музея есть документальные материалы, способные рассказать о научной и общественной деятельности этого интересного, многогранного человека, сохранившего жизнелюбие и достоинство несмотря на личные трагедии и натиск несправедливости.
Среди фотографий из семейного архива семьи Тюменцевых, переданных музею сёстрами Еленой Мако–Тюменцевой и Ольгой Желобцовой–Тюменцевой есть фотография группы молодых людей, среди которых их брат Константин (стоит крайний слева) [7].
Это томские студенты – члены научного кружка «маленьких ботаников», которым руководил основатель Гербария и ботанического сада Томского, в то время императорского, университета П.Н. Крылов. В студенческие годы Виктор Ревердатто был одним из самых активных участников этого кружка. Похоже, что на данном снимке ботаники запечатлены в час досуга, и у них совершенно не научный интерес. Всё внимание юношей обращено на единственную среди них девушку. Виктор явно лидирует! Это Люба Покровская (1894–1925) – будущая жена, коллега, соратница Виктора Владимировича [8].
В фонде письменных источников ТОКМ хранятся публикации научных статей В.В. Ревердатто, изданные отдельно и в сборниках [9]. Среди них брошюра «Наблюдения, произведенные летом 1912 г. в низовьях р. Енисея и список растений, собранных там. - Томск, 1914» с дарственной надписью автора: «Глубокоуважаемому Гавриилу Константиновичу Тюменцеву». Статья представляет собой подробный отчёт о первой самостоятельной ботанической экспедиции студента Томского технологического института В. Ревердатто [10].
В коллекции карт краеведческого музея есть экземпляры, изданные Земельным управлением Томского губернского исполнительного комитета в 1925 году. Это карта растительных областей и карта почвенных районов Томской губернии. Составлены они по материалам геоботанических экспедиций профессоров Томского университета В.В. Ревердатто и В.В. Сапожникова (1861–1924).
Многолетние исследования, проводимые Виктором Ревердатто и его коллегами в различных районах Томской губернии и Сибирского края [11], стали основой для естественно-исторического районирования [12].
В одной из своих работ геоботаник по ряду природных признаков выделил и описал районы на территории Томского округа и прилегающих местностей [13].
Их характеристика имела важное значение для определения и развития хозяйственно-экономических зон на территории Сибирского края,
«ибо природные условия и обусловливают собой экономику отдельных районов» [14].
Среди письменных источников музейного собрания сохранилось Приглашение Ивана Михайловича Мягкова (1899 – 1991) – известного геолога, историка, этнографа, археолога, редактора геологических изданий, бывшего сотрудника и второго директора Томского краевого музея на чествование В.В. Ревердатто по случаю его 70-летия и 50-летия научной, педагогической и общественной деятельности.
В числе официальных документов телеграмма В. Ревердатто М.Б. Шатилову (1882–1937) – сибирскому краеведу, этнографу, политическому и общественному деятелю, одному из организаторов и в 1922–1933 гг. директору Томского краевого музея, об избрании его членом Учредительного собрания Алтайского округа.
Будучи активистом-общественником, в период работы инженером Химического завода станции Кемерово молодой специалист В. В. Ревердатто участвовал в работе выборной комиссии во Всероссийское учредительное собрание по Алтайскому округу, к которому территориально относилась Кемерово. Телеграммой он извещает Михаила Бонифатьевича Шатилова, бывшего депутатом от коренного населения Горного Алтая, об избрании его членом Учредительного собрания.
Как учёный, общественный деятель и краевед Виктор Владимирович предстаёт в документах научного архива краеведческого музея. Они находятся в Делах о работе Общества изучения Томского края, созданного в 1925 г. при Томском краевом музее [15]. Основные задачи Общества заключались в научном исследовании Томского края, всестороннем содействии в этом Краевому музею, «научно-популяризационной» работе в широких кругах населения и идейном объединении работников краеведения. В соответствии с ними Общество занималось организацией этнографических экспедиций и пополнением фондового собрания музея, работой со школьниками и учителями, подготовкой и чтением публичных лекций и докладов и т.д. [16]. На одном из организационных собраний председателем Краеведческого общества был избран В.В. Ревердатто.
Достижения науки претворял в жизнь профессор Ревердатто со своими соратниками и учениками, и сама наука стала его жизнью, верной его спутницей. И никто лучше его самого не сможет поведать о своей жизни в науке и служении народу.
В фондах Государственного архива Томской области (ГАТО) среди служебной документации есть рукопись автобиографии В.В. Ревердатто, составленная в 1954 г., когда он занял должность профессора, заведующего кафедрой биологии в Томском медицинском институте. Приводим текст одного из экземпляров этого документа.
«Автобиография Ревердатто Виктора Владимировича – профессора, доктора биологических наук, Заслуженного деятеля науки РСФСР, лауреата Сталинской премии
Родился 23 мая 1891 г. в Харькове. Предки были из Франции, французские подданные, переселились около 150 лет назад в Россию. Пьемонт (карандашная помета)
Отец до 1892 г., как сын французского подданного был французским подданным, затем по окончании Университета при поступлении на государственную службу принял русское подданство. Служил последовательно мировым судьёй, членом Окружного суда и Председателем Окружного суда (в Новониколаевске), Статский советник, в 1920 г. умер от тифа, будучи арестован советской властью. Мать учительница, позже домохозяйка, по происхождению дворянка, умерла 1941.
Я родился от отца ещё до принятия им русского подданства и поэтому являлся французским подданным, мои братья родившиеся позже были уже русские подданные. В год моего совершеннолетия, в 1913 г., по законам Российской империи я принял русское подданство. Два моих брата, младше меня, Юрий и Борис, бывшие офицеры царской армии, а позже Колчаковской. Юрий эмигрировал на Дальний Восток и там в 1921 г. умер. Второй брат Борис в ссылке в лагерях, о нём никаких сведений с 1837 г. не имею.
Среднюю школу (реальное училище) я окончил в 1908 г. в Томске и сразу же поступил в Томский технологический институт на Химическое отделение. В 1911 г. был исключён из института за участие в «студенческих беспорядках (сходки, забастовки и т.д.)
В 1912 г. был восстановлен, находился под надзором полиции до 1917 г. В 1917 г. был избран студенчеством в состав первого «Совета студенческих представителей Томска». В июне 1917 г. окончил Томский технологический институт. В июле 1917 г. поступил на службу в качестве инженера в Кузнецкое каменноугольное и металлургическое общество (Копикуз), командирован на три мес. в Донбасс для изучения бензольного дела. По возвращении из командировки был назначен инженером на строящийся Кемеровский химический завод.
С января 1918 г. работал председателем культурно-просветительного кружка при Совдепе Химзавода, с февраля 1918 г. вступил в профсоюз рабочих и служащих Химич. завода и был избран в фабрично-заводской комитет. В мае 1918 г. избран делегатом и участвовал в работе первой Кольчугинской (Кузбасской) районной конференции горнорабочих. В это же время работал в комитете Рабочего контроля завода.
В декабре 1919 г. был вместе со всеми инженерами Химич. завода увезён белой армией, по дороге отстал в [?] и вернулся в г. Томск, где получил от рабочих Кемеровского химич. завода предложение вернуться на завод управляющим, но отказался.
В апреле 1920 г. начал работать в Томске как уполномоченный Сибцентросоюза по заготовке лекарственных растений в Сибири.
Осенью 1920 г. был избран преподавателем Томского государственного университета по кафедре ботаники, т.к. ещё с 1911 г., будучи студентом, много работал по исследованию флоры Сибири и имел несколько печатных работ.
Начиная с 1920 г. до 1945 г. почти без перерыва работал в Университете, последовательно занимал должности: профессора (весной 1925 г. утверждён ГУСом профессором по кафедре ботаники), с 1922 по 1925 г. члена Президиума физико-математического факультета, 1925–1926 гг. зам. декана того же факультета, 1926–1928 гг. деканом физико-математического факультета. С ноября 1928 г. и.о. проректора по учебной части Университета, в 1928 г. переизбран деканом, выбран членом Правления Томского университета по учебной части.
В апреле 1935 г. с организацией при Томском университете Биологического научно-исследовательского института назначен директором этого института. В 1935 г. Президиум Всесоюзной Академии наук присудил мне степень доктора биологических наук без защиты диссертации.
В период с 1922 по 1937 г. годы несу многочисленные и разнообразные общественные нагрузки: зам. председателя Томской комиссии улучшения быта учёных (КУБУ), член месткома университета двух созывов, председатель Губ-бюро секции научных работников, председатель различных научных обществ.
В 1927 г. избран членом Городского совета и членом президиума его. В 1929 г. переизбран членом Томского горсовета и избран членом Пленума Окрисполкома.
В 1929–1930 – председатель томского отделения ВАРНИТСО (Всесоюзная Ассоциация работников науки для содействия социалистическому строительству. Прим. авт.).
В период с 1930 г. по 1935 г. неоднократно премирован общественными организациями и дирекцией университета, городскими организациями и Крайисполкомом за высокие показатели учебной и научной работы.
В 1932 г. принят членом ВКП (б), а в 1935 г. при вторичной проверке партийных документов в Томской парторганизации, исключён из партии как выходец из классово-враждебной среды.
В сентябре 1937 г. арестован органами НКВД и в августе 1939 г. освобождён из-под ареста Новосибирским областным управлением НКВД за прекращением дела полностью реабилитирован. С 2 ноября 1939 г. восстановлен Комитетом по делам высшей школы в должности профессора, зав. кафедрой систематики высших растений в Томском Государственном университете.
С 1940 г. вёл большую работу по изысканию новых лекарственных растений, за эту работу получил в 1944 г. Почётную грамоту Новосибирского Облисполкома.
С февраля 1943 г. по апрель 1944 г. работал деканом Биологического факультета Томского университета.
С сентября 1941 г. по июнь 1945 г. работаю по совместительству профессором, зав. кафедрой фармакогнозии Томского мединститута.
В феврале 1944 г. Президиумом Всесоюзной Академии наук назначен зам. директора Медико-Биологического института Зап. Сибирского филиала АН СССР, 1 января 1945 г. директором того же института, в каковой должности находился по 27 октября, 1945 г. освобождён по собственному желанию.
В июне 1945 г. принят в кандидаты ВКП(б). В октябре 1951 г. исключён Новосибирским обкомом ВКП(б) из партии «за скрытие при вторичном вступлении в партию компрометирующих автобиографических данных о себе и о своих родственниках».
В июне 1947 г. за работы с лекарственными растениями и их препаратами мне совместно с проф. Вершининым Н.И. и проф. Яблоковым Д.Д. была присуждена Сталинская премия II степени (второй) и звание Лауреат Сталинской премии.
8 января 1948 г. Президиумом Верховного Совета РСФСР мне присвоено почётное звание «Заслуженный деятель науки РСФСР».
В 1947 г. избираюсь Председателем Оргкомитета Новосибирского отделения Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний, а с 1948 г. зам. председателя Новосибирского отделения того же общества.
С 1947 г. зам председатель Новосибирского отдела Всесоюзного географического общества.
Имею свыше 65 печатных работ по флоре и растительности Сибири и свыше 50 газетных статей, редактировал ряд изданий. Участвовал и руководил приблизительно 21 экспедицией по изучению флоры и растительности Сибири.
Активно вёл пропагандистскую работу, выступал с лекциями на предприятиях и в учреждениях по естественно-научной пропаганде, по Мичуринской биологии и т.д.
Участник многих научных съездов, конференций и т.д.
С февраля 1951 г. по октябрь 1954 г. находился на пенсии научного работника.
1 сентября 1954 г. утверждён министром здравоохранения СССР в должности профессора, заведующего кафедрой биологии Томского медицинского института.
Профессор – доктор ВРевердатто
14 декабря 1954 г.
г. Новосибирск» [17].
[1] Ревердатто В.В. Научная экспедиция в Хакассию 1927 г. // Красное знамя: томская областная ежедневная газета. 1927, 30 авг., с. 2.
Геоботаника (фитоценология, фитосоциология, фитогеография) – наука о растительности Земли, о составе, структуре растительных сообществ, их изменении и развитии в пространстве и времени.
[2] Ревердатто В.В. Научная экспедиция … Там же.
[3] Ревердатто В.В. Научная экспедиция … Там же.
[4] Ревердатто В.В. Научная экспедиция … Там же.
[5] Ревердатто В.В. Научная экспедиция … Там же.
[6] Ревердатто В.В. Научная экспедиция … Там же.
[7] Об участии семьи Тюменцевых в формировании фондов ТОКМ см. публикацию: Гоппе Е. В. Об участии семьи Тюменцевых в формировании фондов и коллекций Томского областного краеведческого музея / Е. В. Гоппе // Современный музей: традиции, проблемы, перспективы : сборник материалов X межрегиональной научно-практической конференции, 8-9 октября 2019. Томск, 2019. С. 56-61
[8] См. публикацию «Большие дороги «маленьких ботаников»» (ссылка: https://tomskmuseum.ru/about_mus/100/100tokm/16-iyunya-bolshie-dorogi-malenkih-botanikov/).
[9] Ревердатто В.В. Наблюдения, произведенные летом 1912 г. в низовьях р. Енисея и список растений, собранных там. Томск, 1914. 11 с.
Ревердатто В.В. Краткий очерк почв и растительности Томского округа и прилегающих районов (Материалы к естественно-историческому районированию) // Труды Общества изучения Томского края. Вып.1. С 2-мя картами и 1 табл. Чертежей. Под ред. Проф. В.В. Ревердатто, М.А. Слободского и Б.П. Юхневич. - Томск, 1927 (с. 1–28).
Ревердатто В.В. О происхождении растительности Бийской степи // Труды Томского краевого музея. Том I. – Томск, 1927 (с. 168–202).
[10] См. публикацию Гоппе Е.В. «Глубокоуважаемому учителю» (ссылка: https://tomskmuseum.ru/about_mus/blog/glubokouvazhaemomu-uchitelyu/).
[11] Площадь территории Томской губернии составляла ок. 745 кв. вёрст (847 328 км²) и включала различные климатические и геоботанические зоны.
[12] По В.В. Ревердатто при естественно-историческом районировании границы экономически и хозяйственно обособленных районов накладываются «на границы, обусловленные суммой естественно-исторических факторов» (Ревердатто В.В. Краткий очерк почв и растительности Томского округа и прилегающих районов // Труды Общества изучения Томского края. Выпуск I – 1927 г. Под ред. проф. В.В. Ревердатто, М.А. Слободского и Б.П. Юхневич. – Томск, 1927, с. 1).
[13] Томский округ — административно-территориальная единица в составе Сибирского края в 1925–930 гг. Образован из Томского и части Мариинского уездов Томской губернии и четырёх районов Нарымского края.
Ревердатто В.В. Краткий очерк почв и растительности Томского округа и прилегающих районов // Труды Общества изучения Томского края. Выпуск I – 1927 г. Под ред. проф. В.В. Ревердатто, М.А. Слободского и Б.П. Юхневич. – Томск, 1927. – 104 с.
[14] Ревердатто В.В. Краткий очерк почв и растительности Томского округа … С. 1.
Прим. В. В. Ревердатто отмечает, что новое административное деление Сибирского края (1925 г.) на округа «часто грубо нарушает … естественные районы». Цель его работы – «сохранить научные принципы районирования и, может быть, обратить внимание на шероховатости и ненормальности административного окружного деления» (Ревердатто В.В. Краткий очерк почв и растительности Томского округа … С. 1).
[15] Архив ТОКМ. Ф. 1, Оп. 3, Д. 84, 137, 138, 139, 144.
[16] Устав Общества изучения Томского края при Томском краевом музее. Томск, 1925, с. 1.
[17] Автобиография Ревердатто Виктора Владимировича – профессора, доктора биологических наук, Заслуженного деятеля науки РСФСР, лауреата Сталинской премии // ГАТО. Ф. Р 561, Оп. 4, Д. 589. Л. 5–7.