О музее / Блог

В доме напротив

24 апреля 2023

В течение двух месяцев в Томском краеведческом музее принимала посетителей выставка репродукций картин французского художника импрессиониста Клода Моне. Несмотря на то, что представлены на ней были не подлинники, а выполненные на холсте репродукции, выставка вызвала интерес у многих томичей и гостей города. Её посетило почти 7 с половиной тысяч любителей живописи.

Моне Клод. Вид церкви Сен–Жермен л' Осеруа. 1867 г. Париж

(источник изображения: https://parisgid.ru/l-eglise-saint-germain-l-auxerrois/)

Экспозиция включала несколько городских пейзажей с видами Парижа. Одну из таких картин Клод Моне написал в 1867 г., когда он жил и работал в столице. Это «Вид церкви Сен–Жермен л' Осеруа». 1860-е годы – время начала становления К. Моне как художника–импрессиониста. На живописном полотне прекрасный образец пламенеющей готики, изображённый в реалистической манере с использованием приёмов классической живописи. Такое исполнение позволило точно передать архитектурные особенности сооружения, подчёркивающие его величественность и изящество. Однако, изображая детали переднего плана – молодую листву и белые свечки каштанов, людей, заполняющих площадь перед церковью, проезжающие экипажи – живописец уже наполняет произведение духом «впечатленчества». Его мазки, чёрточки, цветовые пятна, не имеющие чётких очертаний ещё очень сдержанны. Но в совокупности все детали произведения передают атмосферу весеннего солнечного дня, всеобщего оживления, городской суеты, обыденности и возвышенности человеческого бытия.

Почтовая карточка. Париж. Площадь перед церковью Сен–Жермен л' Осеруа. Нач. XX в. Франция (из фондов ТОКМ)

Церковь Жермена (Германа) Осерского (ок. 378–488 гг.) посвящена христианскому святому, особо почитаемому католиками. Будучи епископом Осера в Галльской провинции Римской империи, Жермен содействовал созданию монастырей. Он стал одним из родоначальников монашества, вёл борьбу с ересями, за что удостоился чести быть причисленным к лику святых. Предполагают, что на месте парижской церкви его имени с VII в. находилась часовня, а ещё в эпоху Меровингов (к. V – сер. VIII вв.) здесь было святилище. Храм построили в XII в., но впоследствии он подвергался реконструкции.

В начале XIV в. в непосредственной близости от церкви возводилась резиденция французских королей – Лувр. С тех пор Сен–Жермен л' Осеруа стала домовой церковью обитателей Лувра, и расположена она на Луврской площади.

Стремление живописца наиболее точно передать впечатление об увиденном обусловило его пристрастие работать на пленере. Солнце – этот главный для К. Моне художник, «сообщающий» палитру и сюжет, определяло выбор места работы. В книге «История импрессионизма» Джон Ревалд отмечает, что картина писалась на балконе Лувра. [1] Однако, его архитектурный ансамбль включает несколько сооружений, появившихся в разное время. На каком же балконе творил «гений импрессионизма»?

Напротив костёла Святого Жермена через улицу адмирала Колиньи находится восточный фасад королевской резиденции, которая с 1793 г. стала Национальным музеем Франции. Его картинные галереи часто посещал К. Моне, и здесь же рождались его собственные полотна.

Восточный фасад Лувра

(источник изображения: https://www.artcontext.info/art-tags/%D0%BB%D1%83%D0%B2%D1%80.html)

Восточный фасад называют ещё «Колоннадой Клода Перро». Клод Перро (1613– 1688 гг.) – французский учёный, физик, биолог, врач, архитектор, входил в комиссию по разработке проекта восточной части дворцового ансамбля и занимался инженерно-техническими вопросами. Он изобрёл особую технику кладки без раствора тёсанных камней из белого арденнского известняка, за счёт чего стены строения получились исключительно гладкими. Инициатором создания сооружения, замыкавшего квадратный двор Лувра, был король Людовик XIV (1638–1715 гг.). Строительство началось в 1667 г. и продолжалось до 1680 г., а работы со стороны внутреннего двора были завершены только в XIX в. 170-метровый фасад трёхэтажного здания в стиле раннего западно-европейского классицизма с элементами итальянского барокко разделён тремя ризалитами, украшен парными каннелированными колоннами коринфского ордера и фронтоном. На треугольном фронтоне центрального ризалита рельефное изображение колесницы Аполлона, с образом которого ассоциировал себя Король–Солнце. Колоннада второго и третьего этажей образует галерею. В галерее жили придворные мастера–ремесленники, в том числе краснодеревщики. Они изготавливали изысканную мебель для королевских резиденций.

А.–Ш. Буль. Кабинет. Ок. 1690 г. Лувр. Париж

(источник изображения: https://antiqueland.ru/articles/33/)

Один из таких умельцев Андре-Шарль Буль (1642—1732 гг.) – художник, скульптор, архитектор, гравёр, получивший звание главного краснодеревщика королевского двора. Он создавал роскошные художественные экземпляры мебели из особо ценных дорогих пород деревьев. Под его руководством работали столяры, пильщики, бронзовщики, сборщики. Свои столы, бюро, комоды мастер украшал позолоченными фигурами, инкрустациями (от лат. incrustatio – покрытие корой, облицовка) из дерева, панциря черепахи с арабесками из меди и олова. Он освоил технику искусства маркетри (от франц. marqueterie – размечать, расчерчивать) в виде интарсий (от итал. intarsio – врезание, углубление) наборных элементов из черепахового панциря и меди. [2]

Стол в стиле Буль. Дерево, бронза, латунь, черепаховый панцирь, инкрустация. Вторая половина XIX в. Европа (из фондов ТОКМ)

Дело отца продолжили сыновья, а затем их последователи. Они изготавливали мебель в стиле Буль, но ни один из них не мог достичь красоты и совершенства, равной произведениям Мастера. Некоторые шедевры, созданные Андре Булем, и сейчас экспонируется в Лувре.

Вид на Колоннаду Клода Перро и церковь Сен-Жермен-л’Осеруа сверху

(источник изображения: https://parisgid.ru/l-eglise-saint-germain-l-auxerrois/)

С двух сторон центрального ризалита Галереи расположены два французских балкона, тоже ограниченные двойными колоннами. Ракурс и положение церкви на полотне Оскара Клода Моне позволяет предположить, что на одном из них работал художник. Найдя приют в доме мастеров, он «сотворял впечатление» о весеннем солнечном Париже на Луврской площади возле Сен–Жермен л' Осеруа.

 

[1] Ревалд Джон. История импрессионизма [Электронный ресурс]: https://libking.ru/books/nonf-/design/45992-dzhon-revald-istoriya-impressionizma-chast-1.html

[2] Ганцева Н., Машакин А. Людовик XIV: роскошь великого века // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. 2007, № 3 [Электронный ресурс]:
https://antiqueland.ru/articles/33/

Евгения Владиславовна Гоппе
Старший научный сотрудник культурно-образовательного отдела ТОКМ
В доме напротив