О музее / Блог

«Творческая лаборатория историка»

3 ноября 2022

25–26 октября 2022 г. в Томском государственном университете проходила II Всероссийская конференция с международным участием «Творческая лаборатория историка. Темпоральные дискурсы: соединяя прошлое и будущее». Конференция работала в составе Международного конгресса «Язык, культура и технологические транзиты: новые грани человеческого». Среди его организаторов Томский государственный университет, Ассоциация европейских исследований и Высшая школа экономики. В рамках конференции работали дискуссионные площадки, на них обсуждались глобальные проблемы современного мира, принимались решения о целях, задачах, стратегиях развития нового социогуманитарного знания.

В симпозиуме историков приняло участие 94 человека из 26 городов России, Казахстана и Узбекистана.

А.А. Громыко. Лекция в Томском государственном университете.
24 октября 2022 г.

В преддверии начала конференции 24 октября в конференц-зале главного корпуса ТГУ состоялась публичная лекция члена-корреспондента Российской академии наук, директора Института Европы РАН, президента Ассоциации европейских исследований, члена Научного совета при министре иностранных дел РФ доктора политических наук, специалиста в области английской истории и политики и международных отношений А. А. Громыко «Политическая геометрия современного мира».[i] В ходе конференции Алексей Анатольевич работал в качестве модератора и докладчика секции «Темпоральный разрыв: прошлое, настоящее и будущее в конфликте России и Запада».

 

Пленарное заседание конференции «Творческая лаборатория историка. Темпоральные дискурсы: соединяя прошлое и будущее». Конференц-зал научной библиотеки ТГУ.
25 октября 2022 г.

Первая часть пленарного заседания конференции 25 октября была посвящена приветствию участников и чествованию заслуженного декана Томского университета, доктора педагогических наук С. К. Гураль по случаю 60-летия её научной и педагогической деятельности. Светлана Константиновна – один из главных инициаторов и организаторов создания в ТГУ факультета иностранных языков.

В докладах пленарной части вскрывались наиболее острые и актуальные вопросы методики преподавания иностранных языков в отечественных вузах и методологических подходов исторического и лингвистического исследования.

Данные проблемы прозвучали в выступлениях доктора филологических наук, профессора, Президента факультета иностранных языков и регионоведения Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова С.Г. Тер-Минасовой «Подводные камни терминологии конкретно-исторических нарративов» и доктора педагогических наук, профессора, заведующего кафедрой методики преподавания иностранных языков Пятигорского государственного университета, члена президиума учебно-методического объединения по образованию в области лингвистики Министерства образования и науки РФ Н.В. Барышникова «Язык и культура: лингводидактические антиномии в зеркале мировой культуры». Н.В. Барышников отметил отрицательные моменты, имеющие место в преподавании иностранных языков. Они выражаются в чрезмерном погружении в культуру стран изучаемого языка, её идеализации и обострённо-критическом восприятии своей культуры, в необоснованном доминировании иностранного языка над родным, в негармоничном сочетании методических традиций и инноваций. В результате у молодых людей зачастую складывается негативное отношение к родному языку, преобладающими становятся ценности иностранной культуры. Подводя итоги, доктор педагогики отметил, что пренебрежение к своим методическим традициям – это величайшее заблуждение, а главная задача изучения языков – это необходимость представлять на иностранном языке свою культуру.

Актуальные проблемы анализа письменных исторических источников обнародовал в докладе «Подводные камни терминологии конкретно-исторических нарративов» И.Н. Данилевский – доктор исторических наук, профессор, ординарный профессор Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики». Он обратил внимание на необходимость разработки специфического понятийного аппарата для интерпретации исторических источников. При характеристике событий прошлого по письменным материалам исследователи часто оперируют терминами и понятиями, содержащимися в них. Но значение употребляемых в источнике слов не всегда соответствует их современной интерпретации, что может привести к искажению смысла, реального представления и оценки этих событий.

В дальнейшем работа конференции проходила в шести секциях, одна из них была посвящена вопросам источниковедения – «Тексты-идеи и тексты-вещи: историчниковедческий формат исторического знания».[2] Руководителями этой секции были Елена Ерофеевна Дутчак – доктор исторических наук, профессор Томского государственного университета и Игорь Николаевич Данилевский.

Е.Е. Дутчак – руководитель секции «Тексты-идеи и тексты-вещи: историчниковедческий формат исторического знания».
25 октября 2022 г.

Доклады участников распределялись по трём блокам – о письменных источниках, вещественных источниках и электронных источниках.

В первом блоке был представлен доклад заведующей лабораторией МГУ, старшего научного сотрудника, начальника Отдела учёта и обеспечения сохранности документов Архива РАН Н.В. Литвиной «Романтический идеализм астронома А.П. Ганского в манифестах и полевых дневниках (по материалам Архива РАН)». Наталья Викторовна обратила внимание на особенность экспедиционных материалов исследователя, изобилующих лирическими отступлениями и элементами художественного описания, и в то же время имеющих научное значение.  

Путевым дневникам был посвящён и доклад Н.А. Качина, кандидата исторических наук, старшего преподавателя Томского университета «Дневник заграничных путешествий В.М. Флоринского». Докладчик сделал акцент на том, что во время поездки за границу на стажировку в европейских университетах Василий Маркович описывал земли, населённые пункты России и других государств, их население.

Н.А. Качин во время работы на конференции. ТГУ.
25 октября 2022 г.

Будущий ректор Томского университета и попечитель Западно-Сибирского учебного округа обращал внимание не только на особенности традиционной культуры, языка народов, но и особенности их физиологии, темперамента, характера, социального поведения. При этом доктор медицины проявлял наибольшую симпатию и любовь к своему русскому народу.

Е.В. Гоппе. Доклад на конференции. ТГУ.
25 октября 2022 г.

Письменному источнику из фондов Томского краеведческого музея был посвящён доклад старшего научного сотрудника ТОКМ Е.В. Гоппе «Протоколы педагогического совета Томского Алексеевского реального училища 1881–1886 гг. как источник по истории среднего образования в России. Уроки педагогической практики». На основании содержания Протоколов докладчик осветила основные тенденции государственной политики России в области образования второй половины XIX в., вопросы организации обучения, используемые педагогами подходы, средства, методы, приёмы на конкретных примерах из жизни первого западносибирского реального училища, его преподавателей и учеников. Рассмотренные вопросы и ситуации позволяют сравнить особенности организации и реализации учебно-воспитательного процесса в современной школе и школе полуторавековой давности, выявить преемственность педагогических традиций, оценить степень рациональности нововведений и извлечь позитивные уроки из прошлого опыта.

В докладе кандидата исторических наук, заведующей сектором истории Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории Т.А. Кискидосовой «Материалы сибирских газет о торговле в городах Енисейской губернии во второй половине XIX – начале ХХ в.» представлены сведения о ярмарках, торговых домах, мелких и сезонных торговцах, кредиторах, магазинах купцов Гадаловых, особенностях енисейского купечества.

Прагматизм отношения православного духовенства к сибирским и дальневосточным народам, выраженный в метафорах, стереотипах и поведении, показал в докладе «Представления православного духовенства об азиатских народах Сибири и Дальнего Востока на страницах церковной печати рубежа XIX–XX вв.»  аспирант Томского университета К.А. Семенчук. Доклад подготовлен автором по материалам «Епархиальных ведомостей» и других письменных источников.

Второй день работы секции открыли доклады, в которых интерпретировались и анализировались тексты духовного содержания, в т.ч. старообрядческие. Многие из этих текстов могут представлять значимые источники для исследований в различных областях научного знания. Один из таких докладов – «Молитвенный текст как социальная технология, или о письменных практиках сельского староверия» Е.Е. Дутчак.

С большим интересом были восприняты доклады о вещественных источниках и способах их прочтения. Язык вещей представлен в выступлении О.М. Рындиной – доктора исторических наук, профессора Томского университета «Грамматика вещного мира женщины у обских угров». Семантический анализ вещей становится средством информации о статусе, занятиях, особенностях духовной и бытовой культуры, верованиях, обычаях, физиологических особенностях представителей обско-угорских народов.

О.М. Рындина во время работы на конференции. ТГУ.
26 октября 2022 г.

Хотелось бы отметить, что помимо специфических средств этнографического исследования, значительная доля информации о вещном мире получается из письменных источников, произведений народного творчества и не только устного, из эпических сказаний и поэм.

В докладе Н.Г. Харитоновой, старшего преподавателя Лесосибирского педагогического института-филиала Сибирского федерального университета, «Гимназия-училище-институт: здание образовательного учреждения как вещественный источник» поставлены множественные задачи и проблемы по изучению интересного архитектурного объекта первой половины XIX в., бывшей Енисейской женской гимназии.

Следующий блок докладов был посвящён электронным источникам. Они вызвали особенно активное обсуждение и бурную полемику участников секции. Доклад «Персональные цифровые архивы: традиционные источники в новом формате?»  представила Ж.А. Рожнева, кандидат исторических наук, декан исторического факультета Томского университета; «Общество «цифровой культуры» и фиксация исторической реальности» – Е.В. Голубева, кандидат исторических наук, доцент Сибирского федерального университета; ««Лицо власти»: персональный сайт В.М. Кресса в Архиве Интернета как источник для изучения образа региональной власти» - А.А. Мастрюкова, аспирант Томского государственного университета.

Ж.А. Рожнева во время работы на конференции. ТГУ.
26 октября 2022 г.
А.А. Мастрюкова во время работы на конференции. ТГУ.
26 октября 2022 г.

Вопрос о том, можно ли информацию в цифровом формате рассматривать как самостоятельный полноценный исторический источник остался открытым.

В ходе конференции и работы в секциях, общения с коллегами, участия в дискуссиях и обмена мнениями участники и слушатели обогатились новыми знаниями и идеями, необходимыми им для дальнейшей работы в постижении исторического бытия.

[i] Лекцию можно прослушать в записи по ссылке: https://vk.com/video/@tomskuniversity?z=video-10540_456240356%2Fclub10540%2Fpl_-10540_-2

[2] Секции работы конференции: «Темпоральные дискурсы: берега историографии и мосты трансдисциплинарности», «Темпоральный разрыв: прошлое, настоящее и будущее в конфликте России и Запада», «Тексты-идеи и тексты-вещи: источниковедческий формат исторического знания», «Национальное в имперском и имперское в национальном: проекции прошлого и будущего», «Колониальный и постколониальный дискурс в переходную эпоху: современные государства в поисках новой идентичности», «Разрывы и преемственности университетской истории».

С программой конференции можно ознакомиться в приложении.

Евгения Владиславовна Гоппе
Старший научный сотрудник культурно-образовательного отдела ТОКМ
«Творческая лаборатория историка»