30 июня 1908 г. около 07:14 по местному времени над Центральной Сибирью в эвенкийской тайге случилось одно из самых загадочных событий: пролетело гигантское огненное тело, которое взорвалось в районе безлюдной тайги, в междуречье Подкаменной Тунгуски и ее правого притока Чуни, в 70 км к северо-западу от поселка Ванавара. В небе, на высоте около 10 км, произошел сверхмощный взрыв космического объекта неустановленной природы, известного сейчас под названием Тунгусский метеорит (или Тунгусский феномен, так как до сих пор учёные не смогли прийти к единому мнению на счёт его происхождения).
Мощность взрыва равнялась одновременному взрыву 2 тыс. атомных бомб, сброшенных в 1945 г. на японский город Хиросиму — это около 30 мегатонн в тротиловом эквиваленте. Взрывная волна дважды обошла земной шар, её хорошо зарегистрировала Иркутская магнитная и метеорологическая обсерватория.
Последствия взрыва были отмечены на значительной территории.
Такое событие не могло остаться без внимания.
Первыми в районе Тунгусской катастрофы в 1911 г. побывали участники гидрологической экспедиции томича В.Я. Шишкова. Там ему удалось провести картографирование местности. Этой картой пользовались вплоть до 1980-х гг. При этом Вячеслав Яковлевич занимался не только гидрографией и топографией, но и этнографией: в деревнях и стойбищах на р. Нижняя Тунгуска было сделано множество наблюдений, записаны десятки песен.
Условия экспедиции были крайне тяжелыми, и Шишков едва не погиб, оказавшись ранней зимой далеко от ближайшего населённого пункта. Однако его спасли местные жители — тунгусы, о которых писатель позднее вспоминал с благодарностью, отмечая их душевность, отвагу и гостеприимство. Материалы, привезённые из этой экспедиции, послужили основой для создания романа «Угрюм-река».
А первая полноценная экспедиция к месту падения Тунгусского метеорита была предпринята лишь через 13 лет после падения. Одной из самых значительных фигур является Леонид Алексеевич Кулик (1883 – 1942 гг.) — учёный минеролог, автор многих публикаций в сфере метеоритики.
Экспедиции Кулика. Л.А. Кулик в 1921 г. предпринял обзорную экспедицию, в ходе которой посетил Красноярск, Канск, Томск и др. города и посёлки, в том числе и разъезд Филимоново, который упоминался в заметке томской газеты о загадочном метеорите (в то время «Тунгусский» метеорит именовался «Филимоновским», и Кулику предстояло выяснить точное место падения космического тела).
Основой для организации экспедиции Кулику послужила газетная заметка следующего содержания:
«В половине июня 1908 года в Томске около 8 часов утра в нескольких саженях от полотна ж.д., близ разъезда «Филимоново», не доезжая 11 верст до Канска, по рассказам, упал огромный метеорит. Падение его сопровождалось страшным гулом и оглушительным ударом, который будто бы был слышен на расстоянии более 40 верст по прямой линии. Подходивший во время падения метеорита к разъезду поезд настолько был поражен необычайным гулом, что был остановлен машинистом, и публика хлынула к месту падения далекого странника. Но осмотреть ей метеорит ближе не удалось, т.к. он был раскален.
Впоследствии, когда он уже остыл, его осмотрели разные лица с разъезда и проезжавшие по дороге инженеры и, вероятно, окапывали его. По рассказам этих лиц, метеорит почти весь врезался в землю, торчит лишь его верхушка, он представляет каменную массу беловатого цвета, достигающую величины, будто бы 6 кубических сажен».
Не все данные в этой заметке являются истинными, но поезд был действительно остановлен. Машинист товарного поезда № 92 Грязнов был так напуган мощным гулом, что решил, будто поезд сошел с рельсов, поэтому принял решение остановить состав в полутора верстах от разъезда Лялька (120 км к востоку от Красноярска).
В результате после тщательных расспросов очевидцев стало ясно, что место падения Филимоновского метеорита находится в другом месте. Кулику удалось определить примерную локацию падения: в районе р. Ванаварка, впадающей в Подкаменную Тунгуску. Вернувшись из обзорной экспедиции, он вёл интенсивную переписку с сибиряками, собирал прямые и косвенные сведения, касающиеся необычного явления.
После обзорной экспедиции он посетил Эвенкию ещё четыре раза. Л.А. Кулик понимал, что в условиях глухой тайги поиски метеорита могут быть затруднительными. С другой стороны, грандиозные масштабы явления, сопровождавшегося мощными звуковыми эффектами, убеждали его в том, что там, в тайге, лежит и ждет исследователей громадных размеров железный метеорит.
Весной 1927 г. Л.А. Кулик осуществил к месту катастрофы первую экспедицию, целью которой было изучение только Тунгусского феномена. Добравшись до фактории Ванавара, Леонид Кулик с трудом нашел проводника — местные жители наотрез отказывались идти в плохое место.
В ходе этой экспедиции ученый посетил гору Шакрама, хребет Хладни, обнаружил южную границу области «обожжённой тайги», устроил лагерь №13 на р. Чугрим, обследовал область вывала леса, которая образовалась в ходе взрыва, обнаружил десятки свежеобразованных плоских воронок.
Вторая «специальная» экспедиция Л.А. Кулика началась в апреле 1928 г. В ней приняли участие Леонид Кулик, его помощник охотовед В.А. Сытин, кинооператор Н.В. Струков и пять ангарских рабочих. Видеоматериалы, снятые в ходе экспедиции, в дальнейшем стали основой фильма «Тунгусский метеорит» И. Ц. Градова в 1965 г.
В ходе второй экспедиции были возведены новые постройки в лагере №13 (в дальнейшем он стал именоваться «Пристань»), построена «Метеоритная заимка», или «заимка Кулика», у подножья горы Стойковича, были предприняты попытки раскопать две воронки, но их пришлось прекратить, так как воронки быстро заполнялись водой. Также были проведены магнитометрические измерения воронок, показавшие отсутствие в них железных метеоритных масс. Ожидаемого результата работы не дали.
Основные работы в третьей экспедиции 1929 г. заключались в подробном изучении предполагаемых метеоритных кратеров. Была вскрыта самая большая воронка в эпицентре катастрофы — Сусловская. 27 июня 1929 г. произошло событие, имевшее решающее значение для концепции Кулика и дальнейшего хода поисков. На дне Сусловской воронки был обнаружен пень дерева, возраст которого превышал время, протекшее с момента падения метеорита — 21 год. Пень был цельный, неповрежденный. Эта находка полностью перечеркивала гипотезу о метеоритной природе воронок, так, как если бы туда ударилась большая масса метеорита, то не только пня, но и трухи от него не осталось бы.
Неудачи в экспедициях привели к тому, что Академия наук СССР на долгие годы отказала Кулику в финансировании последующих исследований. Лишь в 1937 г. Кулику удалось вырваться на место падения для проведения аэрофотосъёмки территории. А полноценную четвертую экспедицию организовали в 1939 г.
Основной её задачей стало выполнение геодезических работ, связанных с привязкой аэрофотоснимков. Как и в прежние годы, в экспедиции регулярно проводились метеорологические наблюдения и этнографические работы. Помимо этого, была проведена зондировка дна в западной части Южного болота. Выявлено «катастрофическое» перемешивание болотных слоёв и некоторые особенности в строении дна. Л.А. Кулик запланировал осушение Южного болота в ходе следующей экспедиции, однако этому не суждено было сбыться. В 1941 г. Кулик добровольцем отправился на фронт и в 1942 г. погиб.
Л.А. Куликом и участниками его экспедиций была проделана титаническая работа, однако ни кратера, ни кусков метеорита обнаружено не было.
Основные итоги экспедиций Л.А. Кулика:
О том, что некоторые лица посещали район Тунгусской катастрофы в период с 1930 по 1939 гг., не знает почти никто. Тем не менее, такие посещения имели место.
В августе 1932 г. место падения Тунгусского метеорита посетил геофизик Иркутской обсерватории С. Овчинников; он произвел маршрутную съемку от Ванавары до заимки Кулика. Также самостоятельную экспедицию совершил любитель астрономии из Омска — К.И. Суворов. Однако результаты его работы не были ни кем оценены — он опубликовал их только в 70-х годах, когда данные уже не имели ценности.
На некоторое время интерес к Тунгусской катастрофе утих. Однако новая волна интереса к Тунгусскому феномену не заставила себя ждать благодаря талантливому писателю Александру Казанцеву (1906-2002 гг.). А.П. Казанцев, выпускник Томского технологического института (ныне Томский политехнический университет) написал немало произведений, в которых фигурировали различные теории о природе Тунгусского метеорита. Впервые рассказ-гипотеза «Взрыв» был опубликован в январе 1946 г. Эта публикация сразу породила горячие диспуты, проходившие, в том числе, и в Московском планетарии. Широкие массы писали во все инстанции письма с требованием заняться поисками следов пришельцев и разобрать идеи Казанцева на уровне Академии наук.
О том, какое огромное влияние имели идеи и книги А. П. Казанцева, говорит и тот факт, что один из участников комплексных самодеятельных экспедиций, легендарный покоритель космоса Георгий Михайлович Гречко, однажды сказал, что он обязан именно Казанцеву всем, чего достиг, а без его книг он просто не состоялся бы как космонавт. В 1960 г. в экспедиции в район Тунгусской катастрофы принимал участие отряд легендарного космического конструктора С.П. Королёва, в составе которого как раз был космонавт Георгий Гречко.
Однако крупные новые экспедиции откладывалась из года в год. Этому поспособствовало событие, произошедшее в феврале 1947 г. — на Дальнем Востоке, в районе Сихотэ-Алинского хребта, выпал железный метеоритный дождь. Но, в отличие от Тунгусского метеорита, Сихотэ-Алинский оказался вполне «нормальным». Экспедиции, отправленные в дальневосточную тайгу, сразу давали результаты: в Москву ехали ящики, набитые осколками метеорита.
Тем не менее ученые не забыли о загадке, сокрытой в глубине тунгуской тайги. И Академия наук решила ответить на призыв жаждущих знаний, организовав к месту катастрофы несколько экспедиций под руководством Кирилла Павловича Флоренского (1915-1982 гг.).
Самой масштабной была экспедиция 1961 г. — Тунгусская метеоритная комплексная экспедиция. В отдельные моменты в окрестностях заимки Кулика сосредотачивалось до ста человек. За время экспедиции 1961 г. было сделано очень многое: брались пробы деревьев на наличие следов катастрофы 1908 г.; была установлена форма вывала леса — форма «бабочки»; была впервые точно установлена траектория полёта метеорита и точное положение эпицентра взрыва. Работами по изучению вывала леса и расчетом траектории руководил томский математик и астроном Вильгельм Генрихович Фаст (1936-2005 гг.).
Комплексная самодеятельная экспедиция. Немного раньше, осенью 1958 г., на волне энтузиазма в Томске сформировалась общественная организация для поиска Тунгусского метеорита, довольно быстро разросшаяся в общественный междисциплинарный институт по изучению Тунгусского феномена, названный Комплексной самодеятельной экспедицией (КСЭ). Ее основателями стали Николай Владимирович Васильев, впоследствии академик РАМН, и Геннадий Фёдорович Плеханов, впоследствии академик РАЕН.
КСЭ позже стала ядром Комиссии по метеоритам и космической пыли Сибирского отделения АН СССР. И Томск стал самым крупным и основным центром исследований Тунгусского метеорита, собирая ученых не только из России, но и со всего мира.
Первая экспедиция КСЭ состоялась в 1959 г., в ней приняли участи 12 человек. Также участники КСЭ присоединялись к экспедиции Флоренского в 1961 г.
Экспедиции КСЭ следовали одна за другой практически ежегодно. Не один десяток лет эта общественно-научная организация выполняла основную часть исследований, связанных со сбором и обработкой полевого фактического материала силами исследовательских экспедиций.
Участниками КСЭ была проделана гигантская работа. Вот некоторые итоги:
Иностранные делегации. С 1989 г. экспедиции на место падения Тунгусского метеорита становятся международными. Благодаря авторитету и усилиям Н.В. Васильева были установлены контакты с зарубежными учёными. Прежде всего, с итальянцами — с целью проведения совместных исследований. На месте падения в составе КСЭ побывали исследователи из Японии, Италии, Бельгии, Германии, США, Чехии, Китая, Новой Зеландии, Великобритании, Австралии и других стран. Они не только участвовали в полевых работах, но и активно включались в лабораторные исследования.
Первая международная экспедиция в 1989 г. была проведена с участием представителей из Японии, у которых была своя фантастическая гипотеза: в 1908 г. на границе Томской губернии и южной Эвенкии потерпели крушение вовсе не пришельцы, а вернувшиеся из первого межзвёздного путешествия земляне — космонавты-айны из исторического периода Дзёмон. Президенту СССР М.С. Горбачёву, А.П. Казанцеву, Г.Ф. Плеханову во время визита японской делегации были подарены копии статуэтки «человека в скафандре» — Дзёмон Догу. Одна из этих копий до сих пор хранится в Томском Планетарии.
Наибольший интерес представляют экспедиции итальянских ученых, организованные в 1991-м, 1999-м и 2008-м гг. В ходе экспедиций проверялись различные гипотезы произошедшего: кометная гипотеза и гипотеза «озера Чеко». В 2007 г. ученые Болонского университета предположили, что кратером Тунгусского метеорита может являться озеро Чеко, лежащее в 7-8 километрах от места взрыва. Однако теория была опровергнута в 2016 г. — российские исследователи взяли со дна озера Чеко две пробы ила и оценили их возраст — от 280 до 390 лет, а это значит, что озеро образовалось задолго до Тунгусской катастрофы.
Тунгусская катастрофа относится к числу хорошо изученных, но вместе с тем к одному из самых загадочных явлений ХХ столетия. В определенной степени нам повезло, мы стали свидетелями редкого (в истории человечества) события. Десятки экспедиций, сотни научных статей, тысячи исследователей, полсотни точек зрения смогли приумножить знания о нем, но не дали ответ на в общем-то простой вопрос: что же это было?
Кометная гипотеза и сегодня остается актуальной. Рыхлое тело, состоящее изо льда, на огромной скорости вошедшее в атмосферу, могло полностью сгореть при взрыве, не оставив обломков. В то же время, рассеивание в атмосфере микрочастиц льда могло образовать серебристые облака, наблюдаемые после падения метеорита даже в Британии.
Высказывались предположения, что Тунгусский метеорит принадлежит к метеорному потоку β-Таурид, связанному с кометой Энке. Его падение пришлось на пик активности этого ежегодного метеоритного дождя, а траектория совпадает с возможной траекторией фрагмента кометы Энке.
У кометной гипотезы есть и свои недостатки. Траектория движения Тунгусского болида хорошо изучена. Если бы объект был кометой, двигаясь таким образом он разрушился бы еще в верхних слоях атмосферы.
Несомненно одно: тунгусская тайга хранит еще много неразгаданных тайн. Загадок в ней более чем достаточно. Но самая удивительная тайна — почему тысячи исследователей стремятся понять, что произошло 30 июня 1908 г. в сибирской тайге.
Источники:
Кулик-Павский В.А. «Жизнь без легенд: Леонид Алексеевич Кулик: Хроника жизни», 2003 г.
Васильев Н.В. «Тунгусский метеорит. Космический феномен 1908 г.», 2004 г.
Бронштэн В.А., Сельянов А.Д. «Тунгусский метеорит», 2000 г.
Папе В. «Тунгусские записки новичка», 1961 г.
Книга-альбом «Я был участник многих экспедиций…», ред. д.б.н. Плеханов Г.Ф., 2008 г.