О музее / Блог

Святой с пёсьей головой

18 июня 2021

Выставка «Царица неба и земли» в Томском областном краеведческом музее дышит строгой торжественностью. Да и как же может быть иначе, когда перед посетителями открывается мир икон. Среди иконописных персонажей – образ самой Богородицы и лики святых. И вдруг… в этом святом сонме всплывает персонаж с собачьей головой! Он, этот персонаж, отчётливо виден на одном из клейм иконы Владимирской Божьей Матери, в её правом нижнем углу (на клейме – прямоугольной миниатюре, расположенной в стороне от основного изображения иконы).

Жёлтой стрелкой показано клеймо, человекоподобный персонаж с собачьей головой, на иконе Владимирской Божьей Матери (выставка «Царица неба и Земли. Образ Богородицы в собрании музея»).

Святой Христофор: клеймо на иконе Владимирской Божьей Матери (фрагмент иконы)

 Что это? Устрашение для грешников?

 Да нет. Собачья голова не скалит зубы, она приветлива, спокойна и, как представляется, добра. Она – улыбается! А ещё – вокруг собачьей головы нимб! И святость этого персонажа выдаёт не только нимб, но и крестное знамение кистью правой руки – этот легко узнаваемый христианский литургический жест – благословение. Что же это за персонаж с собачьей головой? Почему он почитается как святой?

 Ответ на этот вопрос даёт надпись над его головой: «Святой мученик Христофор».

 Но ведь имя Христофор, происходящее от греческого, переводится как «Исповедующий веру Христову» или «Несущий Христа». Оказывается, название персонажа вовсе не случайно. Как не случайна и пёсья голова на плечах Святого Христофора…

 Святой Христофора глубоко почитаем Православной Церковью. И есть за что. Этот мученик, как утверждают христианские хроники, пострадал за свою веру при императоре Деции (около 250 года). А произошло это следующим образом.

 Житие святого Христофора повествует, что носил он до крещения другое имя – Репрев (Ρεπρεβος – отверженный, осужденный). В годы правления римского императора Деция Траяна (или просто Деция) римляне, во время одной из войн в Мармарике (север Африки) захватили в плен Репрева. Затем они рекрутировали Репрева в римскую когорту Cohors – воинское формирование выходцев из области Мармарика – мармитов (вот почему на многих иконах, в том числе и на нашей иконе, мы видим Христофора в военных доспехах).

 Заслуги Христофора в распространении христианства заключались в том, что в эту веру он, как свидетельствует жизнеописание святого, обратил сотни (если не тысячи!) человек. Да и сам был замучен по приказу императора за свою веру.

 Так, император Деций, узнав о проповедях Христофора в защиту христиан, приказал привести того к себе, послав за ним 200 своих воинов. Христофор не стал противиться, но в дороге настолько убедительно «разагитировал» своих конвоиров, что те уверовали во Христа и, более того, были крещены Антиохийским епископом!

 Деций ужаснулся такому исходу конвоирования. Он приказал казнить конвойных, а в отношении Христофора сделал ещё одну попытку убедить его отказаться от христианской веры. С этой целью Деций подослал к Христофору двух блудниц (как теперь говорят «девушек с низкой социальной ответственностью») с тем, чтобы они соблазнами и развратом вынудили Христофора отказаться от Христа. Но не тут то было! Христофор и этих блудниц обратил в свою веру!

 Тогда, чтобы покончить с «христианской крамолой», император приказал замучить Христофора до смерти: бросить того в раскалённый на огне медный ящик, умертвить стрелами и, наконец, отсечь Христофору голову. Случилось это, предположительно, в 250-м году.

 Что же касается пёсьей головы у Христофора, то её происхождение в христианских хрониках объясняют двояко. По одной из версий Репрев (Христофор) имел пёсью голову от рождения, поскольку происходил из племени кинокефалов – людей с собачьими головами.

 По другой версии, напротив, Репрев был могуч и красив. Да так красив, что прельщал своей внешностью женщин: те его просто одолевали своими домогательствами. И вот, чтобы избежать соблазнов, Христофор, обращаясь к Господу, взмолился о том, чтобы тот дал ему безобразный облик. Господь внял молитвам Христофора, сделав его голову похожей на собачью.

 Изображать Христофора с собачьей головой – глубокая традиция в христианской иконографии. Эта традиция пустила крепкие корни и в православии. В русской иконописи образы святого Христофора с собачей головой известны уже со второй половины XVI века. В 1772 году Святейший Синод, правда, запретил иконы Христофора «с пёсьею главою», однако старообрядцы почитали (и до сих пор почитают) образ Христофора-кинокефала, то есть – святого с собачьей головой.

Святой Христофор на старообрядческой иконе

На этой старообрядческой иконе мы видим не только самого святого но и, на шести клеймах, шесть эпизодов из жития Христофора.

В заключение, сделаем предположение о том, что икона Владимирской Божьей Матери, экспонируемая сейчас на выставке в нашем музее, имеет старообрядческое происхождение. Почему? Да потому, что на ней – образ Святого Христофора с пёсьей головой.

 

Юрий Кузьмич Рассамахин
и.о. заместителя директора по научной и методической работе Томского областного краеведческого музея
Святой с пёсьей головой