О музее / Блог

Старая пластинка

9 сентября 2021
Грампластинка «Неудачное свидание (фокстрот). Расставание (танго)». Шеллак, бумага, горячая штамповка, типографская печать. Фабрика «Грампластмасс». Ленинградская обл., г. Красное Село. 1938 – 1939 гг. (Из фондов ТОКМ)

В коллекции граммофонных пластинок Томского краеведческого музея есть старенький шеллачный диск конца 1930-х годов Красносельской фабрики «Грампластмасс». С одной стороны танго «Расставание», а с другой фокстрот «Неудачное свидание». В предвоенные годы эти песни были очень популярны у наших соотечественников. Под них любили танцевать. Однако, далеко не все задумывались о том, как изменилась музыка и появились стихи «Расставания», и кто такой В. Трофимов, который указан на пластинке в качестве автора слов «Неудачного свидания». Например, исследователи песенного творчества выяснили, что поэт В. Трофимов в 1920-е годы нигде не значился. Автором незатейливых стихов, так подходящих к духу и ритму быстрого фокстрота, музыку которого сочинил Александр Цфасман [1] , называют поэта-романсиста Бориса Тимофеева [2].
Неувядаемый фокстрот! Пустив корни в Америке, в начале 1920-х годов он вихрем ворвался в городскую среду и завоевал весь западный мир. В числе первых был законодатель моды Париж.

В условиях послевоенного кризиса французская столица оставалась городом контрастов. Экономические трудности и реакционная политика французских властей привела в 1919–1920 годах к волне стачек и забастовок, в которых участвовало свыше 2 миллионов человек [3]. В столице были перебои с электричеством, остро не хватало угля, шла крупномасштабная стачка железнодорожников. Но Гранд Опера при этом «имела ослепительный вид» [4]. Здесь собиралось высшее общество, в том числе «и представители парижской русской колонии». «Роскошь туалетов, блеск бриллиантов, модные теперь узкие юбки, казакины и дамские головные уборы перемешивались с белоснежными пластренами фраков» [5] . А ещё в это время, как писала наша газета «Жизнь искусства», Париж увлёкся новым танцем фокстротом, который на какое-то время даже вырвал пальму первенства у танго [6]. Фокстрот сумел покорить все сцены и танцзалы Европы и Америки. Парный танец, представляющий череду то быстрых, то медленных размеренных шагов, переходов, прискоков и подпрыгиваний. Подобно танго, в период зарождения он впитал дух негритянских эксцентрических танцев переселенцев в Америку. Танцевали его в парах, независимо от пола партнёра, и по одному. Возникнув, как альтернатива салонным, попав в широкую городскую среду, и танго, и фокстрот становились достоянием массовой танцевальной культуры. Существует две основные версии о происхождении названия «фокстрот». Первая связана с его родоначальником Гарри Фоксом (1882–1959) [7]. Артур Кэррингфорд, так звали Гарри при рождении, был американским актёром и танцором. В 1914 году он придумал особый танцевальный шаг для выступления на шоу «Jardin de Danse» (с франц. «Танцевальный сад») в Нью-Йорке. В это время Гарри работал в коллективе «American Beauties» (с англ. «Американские красавицы»). Танцоры выступали на сцене нью-йоркского театра. Когда он был преобразован в кинематограф, «красавиц» пригласили танцевать и развлекать публику между сеансами. На крыше кинотеатра устроили танцевальную площадку, где шли концерты Гарри Фокса и «American Beauties» [8]. Вторая версия происхождения названия исходит от дословного перевода с английского, в соответствии с которым «fox» лиса, а «фокстрот» «лисий шаг» [9]. И действительно, это переплетение лёгких, мягких, разного размера и темпа, вперёд, назад и в сторону, как будто «путаных», шагов под специфическую музыку.
Поначалу танец «пришёлся ко двору» и в России. Исследователи постреволюционной культуры считают, что «молодая советская авангардистская хореография отнеслась к американским танцам с громадным интересом, объясняя их появление и стремительное распространение наступлением индустриальной механистической цивилизации» [10]. Фокстрот, как нельзя лучше, соответствовал требованиям социального городского танца в стране, рвущейся к высотам индустриализации.
«От городского танца требуется прежде всего массовая, однообразная возможность танцевания, одностильность построения, повторяющееся в порядке последовательности небольшое число танцевальных движений, проводимых всеми совершенно одинаково, без всякого индивидуального творчества» [11]. Так в середине 1920-х писал советский танцор и педагог Фёдор Лопухов в книге «Пути балетмейстера» [12].
Некоторыми идеологами пролетарской культуры такие танцы рассматривались, «как революционные и даже предлагались в качестве замены «пошлым» и «мещанским» европейским салонным танцам для оздоровления танцзалы» [13]. В Центральной театральной студии Пролеткульта уроки фокстрота давал хореограф Валентин Парнах [14]. Однако, начиная со второй половины 1923 года, танец «буржуазной культуры» был запрещён так же, как и танго. Правда, запрет был не продолжительным. В конце 1920-х годов, не успев забыть, его снова вспомнили.
В настоящее время фокстрот, как парный бальный танец европейской программы, существует в двух вариациях медленный фокстрот и квик-степ (быстрый шаг). Первой исполнительницей квик-степа считают Жозефину Бейкер (1906–1975).

Жозефина Бейкер

Это американская и французская танцовщица, певица, актриса. Она родилась в Америке, и в 13 лет начала свою танцевальную и певческую карьеру. В 1920 году новомодным фокстротом юная девушка покорила Париж, а потом и всю Европу. С этих пор парижанам полюбился этот танец. Даже короткая стрижка со снятым затылком Жозефины стала приоритетной для многих модниц. А в 1925 году и сама Жозефина перебралась в Париж. В годы Второй мировой войны она примкнула к движению «Сражающаяся Франция», работала в Красном Кресте, находилась на службе в женском вспомогательном корпусе французских ВВС, была агентом Управления стратегических служб США и, конечно же, пела и танцевала [15].

Жозефина Бейкер во французской военной форме. 1945 г.

Квик-степ Чёрной жемчужины, как называли Жозефину Бейкер, это очень энергичный танец сродни чарльстону, который тоже впервые исполнила она. Очень скоро «быстрый шаг» ассимилировался с медленным фокстротом. Основные движения были заимствованы, но исполнялись они в более быстром темпе. Лёгкие и мягкие шаги партнёров, плавные и согласованные движения, являющие элегантность и красоту, сочетались с прыжками, подскоками, синкопами.
«Неудачное свидание» это как раз квик-степ. В нём не только музыкальный ритм, но особенности стихосложения, как будто задают череду быстрых и медленных шагов, а простая жизненная история оживляется языком танца.

 

Песня. «Неудачное свидание». Сл. Б. Тимофеев, муз. А. Цфасман. Исп. П. Михайлов и джаз-оркестр п/у А. Цфасмана. Запись (№ 9) с винилового диска «Утомлённое солнце. Антология джаза». 1937 г.

Песня Неудачное свидание.ogg

Видео. Ролик о фокстроте, смонтированный историком танца Уолтером Нельсоном из архивных записей 1920–30-х годов.

 

Примечания к тексту

1. Александр Наумович Цфасман (1906 – 1971) – советский музыкант, заслуженный артист РСФСР, художественный руководитель джаз-оркестра Всесоюзного радио в 1939−1946 гг. В 1926 г. стал руководителем и пианистом, организованного им джаз-оркестра «АМА – джаз» - первого исполнителя «Неудачного свидания».
2. Борис Николаевич Тимофеев- Еропкин (1899 – 1963) – советский писатель, переводчик оперетт с европейских языков, автор слов популярных романсов - «Мне бесконечно жаль», «Мы оба лжём», «Эй, друг-гитара!», «Жизнь цыганская» и др.
3. От Первой ко Второй мировой войне: история и культура Франции в межвоенный период (1918-1939 гг.) [Электронный ресурс]: http://history-konspect.org/?content=1799
4. Жизнь искусства. 1920, 18 июня (№48), с. 1.
5. Жизнь искусства, там же.
6. Жизнь искусства, там же.
7. «Fox-trot» – шаг Фокса. Trot – в переводе с англ. «шаг рысью» (быстрый шаг).
8. История возникновения танца Фокстрот [Электронный ресурс]: https://dancedb.ru/foxtrot/article/istorija-vozniknovenijatanca-fokstrot
9. Есть точка зрения, что родиной фокстрота, в том числе квик-степа, является Англия. Там уже в середине XIX века были популярен парный танец фокстрот и марши, исполнявшиеся в честь президентов, военных выставок, полков, и героев. На их основе и сложился ритмичный квик-степ, сочетавший элементы чальстона и фокстрота. Большие джаз-оркестры проигрывали музыку в более быстром темпе, принуждая танцоров двигаться быстрее (http://dinamo-volgograd.ru/evropejskie-tantsy/130-kvikstep.html).
10. Алякринская М.А. Танец и идеология: фокстрот в советской культуре 1920–1930-х гг. // Вестник СПбГУКИ. 2012, № 3 (12) сентябрь, с. 24.
11. Алякринская М.А. Танец и идеология … Там же.
12. Фёдор Васиильевич Лопухоов (1886—1973) — русский и советский артист балета, балетмейстер, педагог, народный артист РСФСР. В 1925 году в Берлинском издательстве вышла его книга «Пути балетмейстера».
13. Сталинское ОГПУ. Запрет танцев на Горсаде [Электронный ресурс]: http://dongeosociety.ru/dancing
14. Валентиин Яковлевич Парнах (1891—1951) — российский поэт, переводчик, музыкант, танцор, хореограф. Сироткина И. Свободное движение и пластический танец в России [Электронный ресурс]: https://books.google.ru/books?id=MEuaBQAAQBAJ&printsec=frontcover#v=snippet&q=%D1%84%D0%BE%D0%BA%D1%81%D1
15. Великие танцоры: Жозефина Бейкер [Электронный ресурс]: https://zen.yandex.ru/media/id/5a7a738ae86a9e7bf1203cf6/velikie-tancory-jozefina-beiker-5e0fc80a8f011100ad298655

Евгения Владиславовна Гоппе
Старший научный сотрудник культурно-образовательного отдела
Старая пластинка