О музее / Блог

«Сага об одежде». «Вторая прядь — о пряхе»

16 октября 2024

«Сага об одежде» это цикл заметок, объединенных одной общей темой: что, когда, как, а, возможно, и почему, носили русские люди. Смысл саги в показе не только внешней стороны одежды, но и внутренней, включая технологию изготовления. Спойлер: русский костюм никогда не был изолирован от всего остального мира и развивался по тем же законам, что одежда в других частях мира.  Иллюстрировать сагу будем экспонатами Томского областного краеведческого музея, но их, к сожалению, катастрофически не хватит, поэтому придётся привлечь дополнительные материалы. Отдельно планируются и ролики с мастер-классами. Отдельно будут даны ссылочки на то, что почитать и на то, что посмотреть.  Вопросы, а также заявки на мастер-класс, попрошу задавать в комментариях или при личной встрече с автором заметок — Марина Игнатьевна, хозяйка проекта «Жили да были», ждёт вас в гости по воскресеньям по адресу пр. Ленина, 75

«Сага об одежде». «Первая прядь и кривое веретено»

 

 

Пряхи. За работой. В одной руке крутится-вертится веретёнце, а вторая тянет-потянет ниточку. Сидят девушки на прялочках. На правой картинке прялка не видна, а на левой видно, что это крестьянская простая прялка из двух плашечек. Художник нарисовал то, что видел, не приукрашивая и не додумывая ничего. Современный художник, чаще всего, рисует по памяти, а потому получается у него прялка-копыл, вырезанная из комлевой, то есть прикорневой части дерева. Посмотрите на схему внизу. У левой прялки донце подходит к ножке под идеально прямым углом. Технически это возможно, но место крепления получается слабое на излом. А на правой видно, что там сглаженное утолщение, которое показывает на то, как росло когда-то дерево. Комель, как древесина, плотнее и тяжелее других частей дерева. Сломать комель случайно не получится. Резать комель для получения идеально прямого угла – дополнительная и совершенно ненужная работа, которая не улучшит конструкцию прялки.

Прялка – держалка для кудели. Смысл её в том, что кудель надо крепить к чему-то и максимально облегчить труд пряхи.

Кудель – материал для будущей нити. Какие нити были самыми древними? Скорее всего – сухожильные. К сожалению, у нас нет доказательств, ибо нити плохо хранятся, но сухожилия до сих пор используются человечеством. Шкуры животных были первой одеждой и в мире охотников они же и остаются главным материалом, хоть и преображённым руками мастериц. Создать новую вещь, отличную от природного материала посредством ажурной аппликации, сшивания, расшивания, вышивания… Следующий материал — это волос. Конский волос – хорош, но груб. На него собирали жемчуг. Из него плели части женского головного убора, а что ещё – можно только догадываться. Человеческий волос встречается ещё реже, чем конский. Откровенно говоря, использование человеческого волоса – это магия чистой воды, а магию я сейчас трогать не хочу, ибо «не буди лихо…»

А вот дальше в человеческой истории появляются растительные волокна. Как это можно доказать? А вот смотрите: в фольклоре есть четкое определение, что на тот свет отправлять человека в платье из материалов животного происхождения, ибо он нечистый! Человек на каком-то этапе стал выделять себя из мира животных и маркировать весь окружающий его мир. Для определённого ритуала люди уподоблялись предкам-животным и вот тогда надевали шкуры и хари, что не годилось для обычной жизни.

Мы сейчас знаем льняную и хлопчатобумажную ткань. При этом дети уже не представляют, как выглядит сырье. Стебель под буквой «а» – лён-долгунец. Если лён предназначен на нитки, то посевы намеренно загущают, чтобы растение формировалось в один стебель и тянулось вверх. Под литерой «в» нарисован масличный лён кудряш. Между ними то, что называется «бастард» – ни нашим, ни вашим. И семян мало, и волокна среднего качества. Справа – хлопок. Мы знаем его как вату. Кстати, название ткани отражает историю. Бумага! Материал, на котором стали писать и печатать книги. И только потооом…

Некоторые слышали про ткань из крапивы и конопли. Крапива у всех ассоциируется с колдовством, но крапива разрушает злые чары! Потому полезна и прекрасна. А ещё это материал для рыбацких радостей. Сети и мешки под рыбу многие рыбаки делали сами и только из крапивных нитей.

Видов крапивы много. Слева крапива двудомная жгучая. Да-да! Та, что растёт на кладбищах и на заброшенных поселениях! Та, что не растёт там, где не жил когда-то человек. Справа – крапива сибирская коноплёвая.

 

Обе эти крапивы нельзя срезать железным ножом и дело не в магии. Просто они «убьют» железный нож – быстро и с гарантией. А вот теперь вопрос. Какая крапивная ткань захватила современный рынок? Знакомьтесь: это рами! Китайская крапива.

Вот её то как раз можно обрабатывать как лён-конопель. Кстати… о конопле!

 Слева – конопля посевная. Самая правая – сорная, птичий корм. Посредине то, что выращивают ради каннабиса.

Химические вещества, оказывающие дурманящее или целебное воздействие, сосредоточены главным образом в клейкой золотистой смоле, которая выделяется из цветков на женских растениях. Функция смолы состоит в защите цветка от перегрева и в сохранении влаги в период размножения

После запрета культивации психотропной конопли в ряде стран запретили и выращивание технических сортов. В США ввели «налога на марихуану», который практически уничтожил коноплеводство в стране. При этом в 1942 г. по инициативе американских властей был выпущен фильм «Конопля для Победы», пропагандирующий выращивание технических сортов.

С 2007 года в России разрешено промышленное культивирование конопли, но используемые семена должны быть внесены в Государственный реестр селекционных достижений, запрещено высаживание семян четвертой и последующих репродукций и к охране посевов. То есть если вы получили разрешение и вырастили коноплю, то собственными семенами можно пользоваться только два раза, а потом надо снова купить селекционный лицензированный материал, прошедший проверку.  В Российский Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию в 2022 году, включен 31 сорт прядильной конопли.

Есть ещё такое довольно экзотичное сырьё для изготовления ниток как кипрей, осока, рогоз, сосновые иголки. Но из них, как и из нашей российской крапивы, хорошей ткани не сделать. Получается очень грубый холст, потому что волокна недостаточно эластичны и очень короткие. У льна-долгунца, технических сортов конопли и крапивы вида рами в лубяной слой в стеблях прочен и эластичен. Слева – конопля, справа – рами.

 

 

Для получения лубяного волокна стебли обычной крапивы расщепляют ножом – железом пользоваться не стоит! Потом этим же ножом вычищают сердцевину стебля, оставляя только оболочку. Таким способом много ниток не сделать. Для убыстрения процесса растительное сырьё вымачивают, мнут и как следует треплют, чтобы лубяные волокна освободились сначала от мякины, а потом и от грубой костры. Мять можно как в большой ступе, так и специальными мялками. Две специальные мялки изображены рядом с крапивой-рами. Очень красивое трепало изображено рядом с резной прялкой. «Вырежь, милый, мне трепало, чтобы сердце трепетало». Обработкой льна занимались исключительно женщины, но все инструменты для этого делали мужчины. Для любимой инструмент делали очень красивый, богато украшенный. И чтобы он был удобный, хорошо ложился в руку. Ведь если плохо поработаешь мялкой-трепалкой, то потом наплачешься за прялкой!

Но между мялкой-трепалкой и прялкой обязательно будет процесс чесания. Лён-сырец чесали сначала начерно гвоздями, а потом переходили к гребням разного размера.

После первой процедуры чесания очёски называются изгребье. /Это пускают на набивку матрасов, очень грубые канаты и тому подобное. После второго чесания откладывают пачесы, которые идут на верёвки, на стёганки и на утепление стен. «Из пуда трепанного льна выходит 20 - 25 фунтов чесанного льна, а пачеси и изгреби от 10 до 15 фунтов, причем изгреби вдвое больше пачесов». Перевожу: из 16 килограмм льна получится от 9 до 11 килограмм кудели. Но из этой кудели прясть ещё рано. Надо пустить в ход щети и превратить кудель в нежнейшее волокно, похожее на волосы. Получившиеся очёски тоже относят к пачесам. Их чаще пускают на кукол, но могут ими набить игольницу.

Чем сильнее прочёсана и выглажена кудель, чем длиннее волокна кудели, тем лучше будет нитка.

Сам процесс прядения, то есть скручивания нити по часовой стрелке или против неё, описывать бесполезно. Это надо показывать, как увлажненными пальцами отделяют прядочку кудели и крутят – на бедре, на дощечке, на веретёнце… Прядочка не бывает идеально ровной, но к этому надо стремиться. Прядочка имеет конец и, прежде чем, она кончится к ней нужно припрясть следующую прядочку, а потом ещё прядочку и ещё… Тонкопряхой зовут ту девушку, что умеет изготовить длинную, ровную по всей длине, тонкую нить.

Кроме растительного волокна люди довольно быстро освоили и шерсть. Сначала, возможно, собирали шерсть от линьки по кустам и полям, затем стали чесать специально, а потом растить на шерсть и специально стричь животинок. Процесс обработки включал битьё или шинганье. Нужно было выбрать мусор и распушить волокна, а потом расчесать их так, чтобы все волокна лежали в одном направлении и позволяли превращать короткие прядки в длинную нить. Сам процесс и пыльный, и грязный и, что греха таить, не очень интересный. Для ускорения его и была придумана самопрялка.

На картинке пряхи сидят на прялках, а работают на самопрялках.

 

 

 

Есть прялки вертикальные, а есть и лежачки – горизонтальные прялочки. Вроде бы идея самопрялки родилась в Индии. Где-то вертикальные прялки зовут голландками, где-то лежачки зовут чухонками. У нас в музее издан каталог музейных самопрях, но, наверное, есть смысл его переиздать, расширив и углубив. Закончим же мы вторую прядь пословицами и поговорками про пряху и прялку.

У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.

Какова пряха, такова на ней и рубаха.

Прялка не Бог, а рубаху даёт.

Пряха не волк — в лес не убежит.

Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом.

Не ленись прясть, хорошо оденешься.

Семь топоров вместе лежат, а две прялки врозь.

 

А вот теперь вопрос: понятны ли поговорки? И моё предложение. Все желающие могут в адвент (это месяц перед рождеством) попытать своё счастье. Взять и письменно истолковать эти поговорки. Творческую работу подписать, указать телефон и принести мне, Марине Ткачихе (Лоскутовой Марине Геннадьевне). А я посмотрю и вручу от себя подарочек.

 

 

Лоскутова Марина Геннадьевна
Старший научный сотрудник культурно-образовательного отдела ТОКМ
«Сага об одежде». «Вторая прядь — о пряхе»