О музее / Блог

«Сага об одежде». «Первая прядь и кривое веретено»

11 июля 2024

«Сага об одежде» это цикл заметок, объединенных одной общей темой: что, когда, как, а, возможно, и почему, носили русские люди. Смысл саги в показе не только внешней стороны одежды, но и внутренней, включая технологию изготовления. Спойлер: русский костюм никогда не был изолирован от всего остального мира и развивался по тем же законам, что одежда в других частях мира.  Иллюстрировать сагу будем экспонатами Томского областного краеведческого музея, но их, к сожалению, катастрофически не хватит, поэтому придётся привлечь дополнительные материалы. Отдельно планируются и ролики с мастер-классами. Отдельно будут даны ссылочки на то, что почитать и на то, что посмотреть.  Вопросы, а также заявки на мастер-класс, попрошу задавать в комментариях или при личной встрече с автором заметок — Марина Игнатьевна, хозяйка проекта «Жили да были», ждёт вас в гости по воскресеньям по адресу пр. Ленина 75

Какая бывает одежда? Во-первых, мужская, женская и унисекс, то есть то, что могут носить все. В этой системе координат обязательно надо учитывать градации по возрасту, ибо то, что приличествует детям, странно смотрится на более старшем поколении и наоборот. Вторая система координат связана с прагматикой, то есть с обстоятельствами использования/ношения. Существует одежда праздничная, из которой можно и нужно выделить одежду ритуальную, то есть для проведения ритуала (например, крестин, конфирмации, свадьбы, похорон…), будничная, рабочая плюс специализированная, ибо в пляжном бикини никуда, кроме как на пляж, выходить не рекомендуется моралью. Но нас будет интересовать конструктивная систематизация.

 

В этом смысле все представители рода Хомо сапиенс единообразны. Мы билатерально/двухсторонне-симметричные.

Симметрия для человечества стала одним из признаков здоровья, а следовательно, красоты. Несимметричные люди могут быть признаны людьми с «интересной» или «незаурядной»/«небанальной» внешностью, но не более того.

Что означает билатеральная симметрия? То, что у нас есть правая и левая половина. Кроме того, у каждого человека существует верх и низ, а также фасад и тыл.

 

 

Наши предки появились в условиях, мягко говоря, довольно теплого климата, а потому потребность в одежде возникла не сразу, но прежде всего были прикрыты самые дорогие, они же самые уязвимые части тела.

 

Переднички, набедренные опоясания, гульфики и т.п. – со временем они трансформировались в нижнее бельё.

Посмотрим на рисунки Древнего Египта. Их много. Но очень хорошо заметно, что жрецы заупокойного культа всегда носят накидку из шкуры или хотя бы её имитацию. Вся другая одежда из растительных волокон. Это лён. Присутствует на картинке и половая дифференциация. У женщины одежда наплечная, а у мужчины на плечи наброшена шкура, а ткань «опоясывает чресла», то есть у него набедренник. На самом деле женщины тоже могли быть «топлесс», то есть в одной юбке, а совсем юные девы вообще носили только ювелирные пояски, ожерелья, браслеты.

 

Являлись ли украшения средствами магической защиты? Изначально – да. Как и нанесённая краска, а также татуировка. Даёт защиту всё, что опоясывает и окружает. Предлагаю вспомнить ещё и значение слова «распоясался». Это не только «снял пояс».

Простейший вариант пояса – это некая полоса кожи. Для того, чтобы сделать прочную полосу из недлинного и недостаточно прочного материала, его можно и нужно скрутить. По движению солнца или «противосолонь», то есть левое вращение или правое. Поиск сакрального смысла в данном движе организуют тараканы в голове… а если взять две верёвочки и вращать в разные стороны, то получится в гораздо прочнее и эстетичнее!

 

 

Обучиться витью веревочки можно очень легко и быстро. Простой мастер-класс будет включать в себя как витьё, так и простое плетение из разного количества прядок. Это умение может здорово облегчить жизнь даже современному человеку, а ещё можно будет делать несложные, но интересные подарки или оформление подарков

Несколько сложнее будет научиться прясть. Тут понадобится специальное приспособление. Например – веретено. Первоначально это просто палочка, на которую наматывали скрученную или ссУченую нить. Помните, в Коньке Горбунке завистливый конюх плетёт интригу, а попутно вьёт веревочку со словами «Я верёвочку сучу, я удавочку кручу…».

 

 

Каждая девочка примерно в пять лет начинала учиться прядению. Даже в богатых и знатных семьях умение прясть было необходимым житейским навыком. Веретено было даром богов и атрибутом богинь. Символ жизни и бесконечности, неотъемлемая часть женского мира. Недаром в качестве унижения Геракл был посажен прясть нитки. Но при всём этом мужчины тоже умели скрутить нитку разной толщины, сплести верёвку и изготовить веретено для любимой женщины или девочки. И веретёна изготавливались разные! Некоторые были настоящими произведениями искусства. Резные, точёные, расписные, именные… В качестве материала не брали смолистое дерево.  Чаще использовали берёзу – она и лёгкая, и светлая и в руке лежит хорошо! Эти веретёнца можно увидеть на выставке «Жили да были» на первом этаже главного корпуса Томского областного краеведческого музея.

 

А вот турецкое веретено с русским не спутаешь!

 

 Многие пряхи любили подвешивать на веретено специальный грузик – напрясло, оно же пряслице. Для чего? Для того, чтобы веретено вращалось ровнее, а ход его стал легче. Ведь утяжелённое веретено, согласно законам физики, обретало инерцию движения.

Пряслице могло быть глиняное, костяное, каменное, а в Сибири на веретено иногда подвешивали картофелину. Например, так делала моя прабабушка.

На фотографии так называемое «шиферное пряслице» с надписью. Розовым шифером археологи называли разновидность песчаника.

 

 

 

 

В заключении заметим, что на псковщине веретеном называли злую женщину. Не только там, а почти повсеместно в России знали, что «Кривое веретено не исправится» (а дурная баба не образумится). А ещё – известное дело! Веретеном всякая девка кормится, а хозяйство вести – не веретеном трясти!

Ещё раз уточним: чем пряха трудится и чем кормится? Веретеном! Прядут нить на нём. А как же прялка? Про прялку разговор впереди…

Лоскутова Марина Геннадьевна
Старший научный сотрудник культурно-образовательного отдела ТОКМ
«Сага об одежде». «Первая прядь и кривое веретено»