В музейном садике зацвела амурская сирень! Трёхствольное дерево с небольшой кроной метров 7 в высоту, обильно покрыто крупными гроздьями-метёлками мелких белоснежных звёздочек-цветочков. Амурскую сирень ещё называют трескун, при горении её древесина трещит, и в разные стороны разлетаются искры. Большинство ботаников относят её к одной из разновидностей рода сирени. Но есть среди учёных и те, которые относят это растение к роду лигустрин или трескунов.
Родина трескуна – Дальний Восток: Маньчжурия, Приморский и Хабаровский края, Амурская область, Китай, Корея. В естественных условиях она растёт в смешанных лесах вблизи водоёмов, иногда – в предгорьях.
Ныне зацвела в Томске амурская лигустрина на 2 недели раньше обычного. Как правило, цветёт она в конце июня – начале июля.
Но вопреки природным циклам уже сейчас пьянящий сладковато-пряный аромат наполняет всё пространство некогда цветущего сада. Рай для любителей пыльцы и нектара – пчёл, шмелей, бабочек! Сколько же лет тебе, Красавица? Лет 90 или больше? Кто подарил тебе свет и торжество буйного цветения?
Первооткрывателем амурской сирени стал русский натуралист, педагог, исследователь Сибири и Дальнего Востока Ричард Карлович Маак. Этот вид он обнаружил во время экспедиции в Амурский край 1885–1886 гг. Видимо тогда учёный привёз растение в столицу, где и началось его культивирование.
В Томске амурская сирень появилась, по-видимому, в начале XX в. По словам томского краеведа Витольда Донатовича Славнина, «китайская белая сирень» в числе других редких привозных растений поступила в дар томскому архиерею от Пекинской духовной миссии и была высажена в архиерейском саду учёным садовником Томского университета Порфирием Никитовичем Крыловым[1]. Возможно это и была наша лигустрина. Напомним, что бывший архиерейский сад – ныне музейный садик. Если эта информация точна, то можно сказать, что музейный амурский трескун является самым старым растением этого вида в Томске (к слову сказать, в Ботаническом университетском саду амурскую сирень стали выращивать с 1916 г.; может быть, как раз отводками от подаренной архиерею).[2] Дерево-то долгоживущее, растет порой до 100 лет, достигая высоты в 12–20 метров. Музейная амурская сирень – уже долгожитель, успела дорасти почти до десятка метров, возвышаясь над музейной оградой.
Хотя может быть, это не первая «китайская сирень» в музейном саду, а её клон, укоренившийся из побега? В 1928–1933 годах работал в нашем краеведческом музее заведующим отдела сельского хозяйства и промышленности замечательный садовник – Николай Александрович Иваницкий (1873–1937), сибирский садовод, селекционер, акклиматизатор.
По инициативе Н.А. Иваницкого в музейном садике был заложен питомник плодовых растений. Небольшенький участок стал лабораторией по изучению акклиматизации теплолюбивых культур. К уходу за растениями и к ботаническим исследованиям привлекались томские школьники. Учёный садовод организовал в музее кружок опытного шелководства. Продолжая дело Порфирия Никитича Крылова, он выращивал тутовые деревья для разведения шелкопряда. Будучи большим другом колхозников, музейный садовник с радостью принимал их, делился опытом, давал семена. Кроме малины, смородины, крыжовника, земляники, рябины, черёмухи, на участке росли яблони, абрикосы, белая тютина, виноград, миндаль, орех, японская вишня, барбарис. В благоуханном оазисе среди туй, сирени и жасмина цвели пролески, пионы, левкои, гвоздики, лилии, флоксы, гладиолусы. В небольшом аптекарском огородике можно было отыскать ландыш, адонис, валериану, мяту, белладонну, кровохлебку, белену, дурман, подофил, кандык, колбу, полынь, любисток, лобелию. И даже техническим культурам – льну, конопле, бадану нашлось место[3]. Ежегодно пополняя коллекцию флоры музейного садика, Николай Александрович фактически превратил его в «живой гербарий», источник семян и «экспонатов для Краевого и школьных музеев»[4]. Похоже, что он устроил его по образцу своего небольшого приусадебного садика, в котором тоже была амурская сирень[5].
[1] Славнин В. Томск сокровенный. Томск, 1991. С. 57.
[2] Сибирский ботанический сад. Изд-во Томского ун-та. Томск, 1961, с. 15.
[3] Из материалов радиоэкскурсии по отделам Томского краевого музея 10.1Х.1933 // Архив ТОКМ Ф. 1. Оп. 1. Д. 33. Л. 84.
[4] Из материалов радиоэкскурсии по отделам Томского краевого музея 10.1Х.1933. Там же.
[5] Сад Н.А. Иваницкого находился на улице Семашко – ранее ул. Монастырская, ныне ул. Крылова.
Возможно, усердный испытатель в своём владении укоренил отросток музейной красавицы.
Многого из устроенного Иваницким на музейном участке давно нет.
А вот лелеемое экзотическое для Томска деревце, посаженное около сотни лет назад, растет и цветет на радость томичам.
Литература
Архив ТОКМ Ф. 1. Оп. 1. Д. 33.
Славнин В. Томск сокровенный. Томск, 1991
Сибирский ботанический сад. Изд-во Томского ун-та. Томск, 1961. 98 с.
Майданюк Э. Сады и парки Томска. Томск, 2014. 112 с.