О музее / Блог

Подготовиться к заряжанию… Огонь!

21 июня 2023

Организация  производства миномётного вооружения в Томске в начале Великой Отечественной войны

22 июня днём из объявления по радио томичи узнали о том, что фашистская Германия совершила вероломное нападение на нашу страну. На города и сёла по всей западной границе Советского Союза обрушились бомбовые и артиллерийские удары. Люди, прильнувшие к радиоприёмникам, «чёрным тарелкам», или собравшиеся на Площади Революции на митинг, ещё не знали о том, какими великими трудами, подвигами и жертвами будет добыта Победа. Советское общество ожидало в соответствии с массовой пропагандой тех лет «войны малой кровью на чужой территории». Какое-то время, первые дни-недели, из сибирского далека казалось, что так и будет – вот-вот могучая Красная Армия соберётся с силами и отбросит противника от наших границ. Падение Минска фактически через неделю  стало холодным душем для всех советских граждан, от высших военачальников до жителей отдалённых городов и посёлков СССР.

Война, как это вскоре стало очевидно, пошла по иному сценарию. Наступление вермахта развивалось стремительно, в первые же месяцы войны были захвачены огромные территории наиболее промышленно развитых районов СССР. На оккупированных территориях оставались огромные склады оружия, медикаментов, боеприпасов – это важнейшее военное имущество находилось у самой границы, а теперь всё, что не успевали вывезти и уничтожить, доставалось врагу. Соответственно, у Красной армии проблема нехватки боеприпасов и вооружения стала приобретать угрожающую остроту.

Миномёт 82-мм., батальонный
Экспозиция Томского областного краеведческого музея

Ответным решением советского руководства была немедленная эвакуация заводов и фабрик из угрожаемых районов в глубокий тыл – на Урал, в Сибирь, Казахстан и среднеазиатские республики. На восток страны были перемещены в общей сложности чуть более полутора тысяч предприятий, из которых в Западную Сибирь — 244, а в Томск — 38 из них. Героическая эпопея с эвакуацией, и, самое главное – с запуском этой промышленности в новых районах, приравнивается многими историками к числу крупнейших  битв Великой Отечественной войны, и эта битва была советским народом и руководством – выиграна.

По мере обустройства и монтажа как новые, так и «старые», то есть местные предприятия, с первых же недель войны начинали работать на оборону. План перевода томской промышленности на «военные рельсы» был издан 21 июля 1941 года, и в нём указывалось, какую фронтовую продукцию должны были выпускать те или иные заводы.

Осенью 1941 года томские предприятия были подключены к выполнению государственного задания по производству миномётов и мин. Городской комитет издал соответствующий приказ 2 ноября. Насколько это задание было непростым, хорошо видно по архивным документам Центра документации новейшей истории Томской области. Сохранившаяся переписка между администрациями заводов, руководством многочисленных предприятий-смежников, горкомом партии и «военной приёмкой» тех лет, военными представителями наркоматов (военпредами), рисует нам картину, далёкую от оптимизма, со значительной неразберихой, нехваткой материалов, оборудования, кадров и электроэнергии, а следовательно, постоянной угрозой срыва оборонного задания.

Рассмотрим ситуацию более пристально. Какие заводы города были способны производить подобную продукцию? В работе с металлом, токарных и литейных операциях, по большому гамбургскому счёту, из довоенных томских предприятий первенство принадлежало Томскому электромеханическому заводу, который считался на тот момент самым технически оснащённым. Поэтому основным исполнителем заказов стал именно ТЭМЗ. Предполагалось, что он первый наладит чугунное литьё, а затем этот опыт можно будет перенести на другие предприятия. Заводу предстояло освоить производство 50-мм и 82-мм миномётов, 37-мм и 50 мм мин, а также гранат Сердюка, квадрантов и прицелов к 50-мм миномётам. Для руководства процессом и контроля при горкоме была создана группа из 5 человек, которую возглавил директор Томского индустриального института К.Н. Шмаргунов.

50-мм миномёт
Из кн.
Н.Н. Никофоров.
Миномёты. М. 1956 г.

Начинали с миномётных мин, а мере складывания производственных цепочек переходили к освоению выпуска ротного 50-мм. миномёта.  По изготовлению корпусов и трубок для миномётных боеприпасов, литьё и металлообработка должны были быть развёрстаны между следующими предприятиями:

   Литьё (в шт.)  
   Ноябрь 1941 г.  Декабрь 1941 г.
 Электромеханический завод  60 000   180 000
 Весовой завод  10 000  30 000
 Ремучилище № 10  20 000  60 000
 Сельхозмашина (т.е. завод сельхозмашин)  10 000  20 000

 

Те же предприятия брались за следующую технологическую операцию – литьё по заделу. Механическую обработку корпусов и трубок должны были вести не только ТЭМЗ и Ремесленное училище № 10, но и подключившиеся к ним Индустриальный и Транспортный институты, заводы шарикоподшипниковый, электромоторный и «Радист», а также мастерская по ремонту шарикоподшипников и железнодорожная мастерская. ТЭМЗ, шарикоподшипниковый завод и электромоторный завод брали на себя гидравлические испытания изделий; ящики для мин должны были изготавливать ИТК     № 6, лесоперевалочный комбинат и фабрика карандашной дощечки. Специальные лаки для покрытия должны были производить химзавод и артель «Технохим».

То есть мы видим, что в процесс выполнения оборонного задания включались все, кто хоть сколько-нибудь был знаком с азами металлообработки.

Кроме того, что искали литейщиков и токарей по всему Томску, понадобились и другие смежники, например, артели «Кожмех», «Лаборатор-прибор» и др.

Такая широкая кооперация в деле производства металлоизделий может показаться странной. Казалось бы, зачем здесь «Кожмех»? Для прояснения вопроса обратимся к специальной литературе, посвящённой миномётному вооружению и его эксплуатации. Нередко приходится встречать утверждение, что миномёты — это простое, надёжное оружие, однако простота в боевой работе и простота в производстве не совсем тождественны. С точки зрения производства простота миномёта оказывается таковой только в сравнении. Вообще-то миномёт — это «сложносочинённое» устройство, состоящее из множества деталей (ствола с казёнником, двуноги лафета, состоящей из множества частей, опорной плиты, прицела и др.). Кроме  того, комплектация этого орудия предполагала множество мелких дополнительных предметов для работы с миномётом – банника для чистки, маслёнки, инструментов для заряжания и наладки, чехлов для инструментов, тары для перевозки готовых изделий.

82-мм миномёт образца 1937 г.
Предметы из комплектации миномёта
Из книги: Руководство по боевой работе подразделений 82-мм миномётов. М. 1976 г.

Вот для изготовления этой важной «мелочи» и включались многочисленные артельные предприятия.

При получении задания по производству мин и миномётов руководство города обратилось к директорам предприятий, чтобы выяснить, достаточно ли оборудования в городе для выполнения оборонзаказа. Как и следовало ожидать, на предприятиях для выполнения задания не хватало станочного парка. 

«Для возможности осуществления программы по М-5 в 10 000 экз. корпусов и трубок заводу необходимо 10 токарных станков из которых завод имеет три…»

- такой ответ пришёл от управления Томского электромеханического завода. Томская шарикоподшипниковая мастерская имеет всего один станок, а этого крайне мало для требуемых объёмов работы. Для производства крыльчаток (деталей мин) нужны роликовые или гильотинные ножницы, которых нет, а ещё всем предприятиям нужны особые марки чугуна, стали и цветных металлов, особые масла и лаки, при том, что вся логистика перевозок сырья нарушена, поскольку железные дороги в основном заняты сугубо военными перевозками – они везут войска к фронту и эвакуированных и раненых в тыл…

В материалах архивных дел за эти месяцы обнаруживается постоянно растущий вал требований и претензий заводов ко всем своим смежникам: чтобы вовремя изготовили необходимые детали и инструменты, чтобы не допускали брака.

«Необходимо обязать директора Томского весового завода изготовить 50 штампов по чертежам завода 625» – претензия ТЭМЗа;

«Томская мастерская «Шарикоподшипник» получила задание 5.11. с.г. (сего года). Снабжает нас литьём Ремесленное училище № 10. От ремесленного училища ещё не поступило ни одного корпуса»;

«Мастерские нашего техникума уже более 10 дней готовы к выполнению данного Вами оборонного заказа. Однако к работам мы не приступаем из-за отсутствия метчиков и калибров, которые должен сделать завод «Шарикоподшипник», но почему-то выполнение заказа завод оттягивает» - претензия Томского мукомольно-элеваторного техникума;

«Несмотря на неоднократные предупреждения со стороны представителей электромеханического завода о срыве отправки готовых изделий, выпускаемых заводом из-за отсутствия тары, начальник ИТК № 6 тов. Данилевский, которому согласно задания горкома ВКПб было поручено изготовление ящиков [неразб]: 1, 2 и ящиков ротного ЗИП, фактически постарался принять все меры не к тому, чтобы выполнить задание Горкома ВКПб, а к тому, чтобы избавиться от этого заказа.»

Из акта, составленного 19 ноября 1941 года начальником ОТК ГПЗ-5 Газаровым и начальником механического цеха завода Станишевским о поступившим к ним литьё-деталям:

«Поступившие литьё-детали в количестве [7]15 штук, изготовленные Томским заводом электро-измерительных приборов представляют из себя окончательный брак по следующим причинам: 1. Глубина каморы значительно превышает размер обусловленный чертежом и подрезка её до размера привела бы к срезке торцевого буртика и даже тыльной части; 2. диаметр конусной части оживала за пояском превышает размер [неразб.], доходя до 50 мм. и обтачка по пояску в размер приводят к срезу направляющего пояска; 3. Превалирующее количество деталей имеет пригар по наружной поверхности (особенно под пояском); 4. Внутренняя поверхность каморы загрязнена требует механической очистки. Из доставленного количества заготовок, только 23 штуки выдерживают размеры по конфигурации и после тщательной очистки могут быть пущены в обработку.»

По мере развития сюжета мы видим уже не просто жалобы, а акты о неисполнении заказа, например, Весовым заводом, который должен был поставить металлические изделия для артели «Кожмех», а тару и маслёнки для ТЭМЗа. Акт подписал в том числе и военпред С.К. Алексеев, который вопрос о руководстве Весового завода грозился передать на рассмотрение горкома.

Лесоперевалочный завод отказался от выполнения задания по изготовлению тары, потому что не имеет необходимого оборудования и сушильного хозяйства и предлагает передать задание фабрике карандашной дощечки.

Томский электромеханический завод тоже не «весь в белом»: акт, составленный военпредом, сообщает в партийные органы, что план  по выпуску 500 50-мм. ротных миномёта выполнен пока лишь на 6%, массового выпуска нет. Причина – никак не налаживается технологический процесс, в документацию вносятся постоянные правки. Партия миномётов из-за отсутствия шаблонов изготовлена с отступлениями от чертёжных размеров.

И так далее…Практически все участвующие в кооперации предприятия прошли через этап взаимных претензий, донесений военпредов, актов и жалоб о том, что выпуск миномётного вооружения никак не запускается на нужные обороты. Сильно сказывается растущий дефицит всего – от станков и инструментов до кадров необходимой квалификации.

Устройство миномётной мины и специальная упаковка для мин (лотки)
Из книги: Руководство по боевой работе подразделений 82-мм миномётов. М. 1976 г.

В декабре начались регулярные массовые отключения электроэнергии. Директора заводов теперь пишут объяснительные, что план не выполняется из-за постоянных простоев. И все просят горком принять необходимые меры…

Выпуск миномётного вооружения и мин, как ни удивительно, всё же постепенно возрастал. Но полностью решить все производственные проблемы и развязать все «узлы» во взаимоотношениях предприятий-смежников в рамках 1941-го года не удалось. Томский электромеханический завод уже зимой 1941-1942 гг. был переориентирован на выпуск своего профильного угледобывающего инструмента, поскольку доля кузбасского угля в экономике страны резко выросла из-за потери шахт Донбасса. По этой причине срочно потребовалось увеличить производство специального оборудования. На выпуске миномётного вооружения и боеприпасов к нему «за главного» остались в Томске – Манометровый завод, а по соседству – выросший на территории современного Северска Харьковский завод боеприпасов НКВД. В 1942 году производственные цепочки всё же удалось выстроить и организовать. Но все годы Великой Отечественной войны в Томске продолжали производить боеприпасы на самых разных производственных площадках, благодаря чему из нашего города шёл всё возрастающий поток боеприпасов. Недостаток же боеприпасов и вооружения в конце 1941-го — начале 1942 г. сыграл свою драматическую роль и, в определённой мере, привёл к тяжёлым поражениям Красной армии в 1942 году. Эта продукция в те дни была нужна фронту «как хлеб, как воздух».

Источники и литература:

  1. Исторический очерк о вкладе Томска в Победу над фашизмом в в Великой Отечественной войне //Исторический очерк о вкладе Томска в победу.pdf
  2. Бутаков П.В. Промышленная политика СССР в годы Великой Отечественной войны//Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. № 4(30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/promyshlennaya-politika-sssr-v-gody-velikoy-otechestvennoy-voyny
  3. Симонов С. Первые миномёты в Томске//https://news.vtomske.ru/details/173875-pervye-minomety-v-tomske
  4. ЦДНИ. История в документах. PRO ДАТУ. Хроника тыловой жизни Томска. Июль-декабрь 1941 г.// URL: https://cdnito.tomsk.ru/2021
  5. ЦДНИ ТО. Ф 80. Оп.3. Д.4.
  6. ЦДНИ. Ф. 80. Оп. 3. Д. 81.
  7. Руководство по боевой работе подразделений 82-мм. миномётов. М. 1976 г.
  8. Н.Н. Никифоров. Миномёты. М. 1956 г.
З.А. Игнатенко
старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела Томского областного краеведческого музея
им. М.Б. Шатилова
Подготовиться к заряжанию… Огонь!