О музее / Блог

Музей детишкам не игрушка?

9 июня 2016

Обсуждая свое музейное житье-бытье, сведущие люди все больше сходятся на той мысли, что музей другому музею не конкурент. Пришедший в один музей посетитель, если ему понравилось такое времяпровождение, непременно направится в другие музеи. Конкурентами музею являются торговые и развлекательные центры. В качестве решения  данной проблемы  следуют советы:

«Уделять больше внимания  популярным в народе  методам проведения досуга»

«Использовать современные технологии и методы»

«Проводить мероприятия, привлекающие массы посетителей».

И т.д.

В ответ на  возражения   ряда музейных работников, что музей-де  учреждение академическое,  научное, популяризирующее  научные знания  есть резонный ответ: издавна хорошие педагоги не гнушались принципом  «РАЗВЛЕКАЯ – ОБУЧАЙ!»

Стремясь сохранить посетителей и привлечь новые аудитории, музей начал играть.

Те, кто работал в музее в 1990-е годы, отлично помнят это повальное увлечение интерактивом и развлекательными программами. Это было новым и казалось ломкой старых, устоявшихся стереотипов скучного музея. И благодаря этой моде было создано немало новых и интересных программ. Я сама  отдала  должное  этой тенденции. И  яростно спорила с теми, кто  придерживался «академической» точки зрения.

И, по большому счету, до сих пор считаю, что  лучший способ научить  человека (и  даже взрослого человека, не говоря уже о ребенке) – это дать ему поиграть, побезобразничать, нарушить  запрет, в конце-концов. Я сама лучше помню эмоционально-окрашенную информацию, чем   нейтрально поданную.

Но, участвуя во множестве развлекательных программ разного сорта, я невольно  стала задаваться вопросом:

«А нет ли у этой медали оборотной стороны?»

Замечательно, что посетитель приходит в музей  на праздник: на игровую программу, на «Ночь в музее». Но сразу вспоминается  наставление для  родителей,  желающих впервые привести ребенка в синагогу.  Вы можете сделать это в любой день, кроме Празднования Пурима. Потому что Пурим – это карнавал, и он проходит  повсюду, даже в стенах молельного дома. В этом случае ребенку в синагоге точно не будет скучно и понравится. Но  он решит, что  синагога – это такое место, где всегда   можно стоять на ушах.

Прекрасно, что экскурсия идет в виде веселой игры или  оживленной беседы.

Но – не приучаем ли мы посетителя  употреблять  в  виде  духовной пищи только  легкоусваиваемую?   Не прививаем ли мы людям отношение к музею как  к месту чисто развлекательному?

Ужасно, когда  лектор или экскурсовод вещает  на своем узкоспециальном  языке  что-то отлично ему  понятное, но абсолютно недоступное  аудитории. Но упрощая свои экскурсии и лекции до уровня «чтобы  всем было понятно», не  скатываемся ли мы  к тому, что человек  бегает по проторенной дорожке и реально нового  не узнает? (Кстати, тут уже недалеко до деградации экскурсовода и лектора :)  ).

Замечательно, когда  посетитель  выступает в качестве исследователя и  рассказчика. Но давая возможность познавать и исследовать   самостоятельно, не лишаем ли мы его возможности  узнать от человека, который на этой теме уже десятилетиями «сидит» что-то  очень новое и небанальное? 

Отходя от обычной академической экскурсии и лекции – не  отучаем ли мы человека слушать другого?

Разумеется, мне  можно тут же возразить, что хороший экскурсовод  имеет в  запасе несколько вариантов экскурсии и, оценив аудиторию, подбирает нужную форму общения.

Вот именно! Ради этого и написан этот отдающий банальностью текст. Делитесь своим опытом,  рассказывайте о том, как  вам удалось провести замечательную экскурсию или лекцию  для аудитории, первоначально  казавшейся безнадежной.

Что? Вы – не музейный работник, Вы – посетитель? Ну и замечательно. У вас есть возможность  во-первых, сказать,  что вам лично нравится в музее. Во-вторых, рассказать о тех экскурсиях и лекциях, мероприятиях, которые вы посетили и  которые вам понравились. Или не понравились.  Только, пожалуйста, объясните, почему это произошло.

Татьяна Назаренко
старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела Томского областного краеведческого музея
им. М.Б. Шатилова
Музей детишкам не игрушка?