Обсуждая свое музейное житье-бытье, сведущие люди все больше сходятся на той мысли, что музей другому музею не конкурент. Пришедший в один музей посетитель, если ему понравилось такое времяпровождение, непременно направится в другие музеи. Конкурентами музею являются торговые и развлекательные центры. В качестве решения данной проблемы следуют советы:
«Уделять больше внимания популярным в народе методам проведения досуга»
«Использовать современные технологии и методы»
«Проводить мероприятия, привлекающие массы посетителей».
И т.д.
В ответ на возражения ряда музейных работников, что музей-де учреждение академическое, научное, популяризирующее научные знания есть резонный ответ: издавна хорошие педагоги не гнушались принципом «РАЗВЛЕКАЯ – ОБУЧАЙ!»
Стремясь сохранить посетителей и привлечь новые аудитории, музей начал играть.
Те, кто работал в музее в 1990-е годы, отлично помнят это повальное увлечение интерактивом и развлекательными программами. Это было новым и казалось ломкой старых, устоявшихся стереотипов скучного музея. И благодаря этой моде было создано немало новых и интересных программ. Я сама отдала должное этой тенденции. И яростно спорила с теми, кто придерживался «академической» точки зрения.
И, по большому счету, до сих пор считаю, что лучший способ научить человека (и даже взрослого человека, не говоря уже о ребенке) – это дать ему поиграть, побезобразничать, нарушить запрет, в конце-концов. Я сама лучше помню эмоционально-окрашенную информацию, чем нейтрально поданную.
Но, участвуя во множестве развлекательных программ разного сорта, я невольно стала задаваться вопросом:
«А нет ли у этой медали оборотной стороны?»
Замечательно, что посетитель приходит в музей на праздник: на игровую программу, на «Ночь в музее». Но сразу вспоминается наставление для родителей, желающих впервые привести ребенка в синагогу. Вы можете сделать это в любой день, кроме Празднования Пурима. Потому что Пурим – это карнавал, и он проходит повсюду, даже в стенах молельного дома. В этом случае ребенку в синагоге точно не будет скучно и понравится. Но он решит, что синагога – это такое место, где всегда можно стоять на ушах.
Прекрасно, что экскурсия идет в виде веселой игры или оживленной беседы.
Но – не приучаем ли мы посетителя употреблять в виде духовной пищи только легкоусваиваемую? Не прививаем ли мы людям отношение к музею как к месту чисто развлекательному?
Ужасно, когда лектор или экскурсовод вещает на своем узкоспециальном языке что-то отлично ему понятное, но абсолютно недоступное аудитории. Но упрощая свои экскурсии и лекции до уровня «чтобы всем было понятно», не скатываемся ли мы к тому, что человек бегает по проторенной дорожке и реально нового не узнает? (Кстати, тут уже недалеко до деградации экскурсовода и лектора :) ).
Замечательно, когда посетитель выступает в качестве исследователя и рассказчика. Но давая возможность познавать и исследовать самостоятельно, не лишаем ли мы его возможности узнать от человека, который на этой теме уже десятилетиями «сидит» что-то очень новое и небанальное?
Отходя от обычной академической экскурсии и лекции – не отучаем ли мы человека слушать другого?
Разумеется, мне можно тут же возразить, что хороший экскурсовод имеет в запасе несколько вариантов экскурсии и, оценив аудиторию, подбирает нужную форму общения.
Вот именно! Ради этого и написан этот отдающий банальностью текст. Делитесь своим опытом, рассказывайте о том, как вам удалось провести замечательную экскурсию или лекцию для аудитории, первоначально казавшейся безнадежной.
Что? Вы – не музейный работник, Вы – посетитель? Ну и замечательно. У вас есть возможность во-первых, сказать, что вам лично нравится в музее. Во-вторых, рассказать о тех экскурсиях и лекциях, мероприятиях, которые вы посетили и которые вам понравились. Или не понравились. Только, пожалуйста, объясните, почему это произошло.