В Монголии издревле существует праздник На́дом (монг. Наадам — «праздник», «игрища»). Его непременным атрибутом являются мужские состязания — борьба, скачки и стрельба из лука. Это действительно древний праздник — первое упоминание о нем высечено на каменной стеле Чингисхана, причем текст стелы утверждает, что Надом возник в начале нашей эры. Так или иначе, именно Чингисхан узаконил Надом. Он принял решение проводить большие собрания с ханами разных племен для поддержания дружбы, и на встречах проводились молебствия и игры, включавшие уже перечисленные состязания, ведь каждый монгол должен хорошо сражаться и быть хорошим ездоком.
В фотоколлекции востоковеда и пограничника Заамурского Округа Михаила Полумордвинова (1867-1917) имеются снимки игрищ Надома в Монголии начала ХХ века. Стоит сказать, что сама коллекция собрана из разных серий снимков, в том числе сделанных в экспедициях Пограничной Стражи: экспедиции поручика Г. М. Коншина между 1904-1906 гг., штаб-ротмистра Пещанского в 1905 г., штаб-ротмистра Соболева в 1906 и 1907 гг., полковника Хитрово в 1904, 1905 и 1906 гг.
Большая часть фотографий поступила в музей разрозненно, но Гавриил Коншин (1869-1915) собрал из фотографий своих путешествий красивый фотоальбом в желтой бархатной обложке (ТОКМ ФФ 9970). В альбоме под каждой фотографией напечатаны подписи, только, увы, без дат. Нам крайне повезло, что Гавриил Коншин в 1906 г. издал статью «Монголия. Джеримский сейм» (первый выпуск внутреннего сборника Пограничной Стражи Заамурского округа «Материалы по Маньчжурии и Монголии»), где дал весьма яркое описание монгольских игрищ 1904 г. в хошуне Джасту (Часту) Джеримского сейма с большим числом участников. Скорее всего, эти игры и запечатлены на снимках его личного альбома.
Кроме того, в коллекции Полумордвинова есть неподписанная серия снимков с праздником Надом. На нескольких фотографиях узнается супруга князя Удая, правившего Джасту, а еще на снимках Коншина и этой серии крайне схожи большие шатры, что тоже говорит о проведении игр в Джасту. С датировкой сложнее. Возможно, в двух сериях запечатлен Надом разных лет, потому справедливо отнести вторую подборку к периоду между 1904 и 1910 гг. Полумордвинов начал служить в Заамурском округе и собирать восточные предметы с 1904 г., и самая ранняя дата, подписанная на снимках, также связана с 1904 годом. Потом игры проводились преимущественно летом, а весной 1911 года началась Монгольская национальная революция, и монголам Джасту было уже не до праздников.
Обратимся же к фотографиям и свидетельствам поручика Коншина, чтобы узнать, как выглядели игры в его время.
Коншин писал, что каждое большое религиозное торжество в Монголии сопровождается народными играми с борьбой атлетов и скачками. Игры эти носят официальный характер, и на совете князя или главы сейма обсуждают продолжительность празднества, число и ценность призов, правила борьбы, скачек и прочие подобные вопросы, после чего повсюду рассылаются объявления. Так как игры связаны с религиозными буддийскими торжествами, то происходят они вблизи монастырей.
На снимке ниже можно увидеть, как буддийские монахи в колпаках-шисар (в виде петушиного гребня) возглавляют процессию из монгольских чиновников и мирян, совершающую ритуальный обход вокруг монастыря. Этот обход по часовой стрелке называется хороо или гороо (от тиб. кора – «путешествие», «обход святыни») и нужен, чтобы все участники процессии избавились от негативных энергий и приобрели заслуги (улучшили карму).
После молений и торжественного всенародного обеда гости и хозяева собираются на площади, где заранее подготовлен круг для игр, окаймленный рядом палаток и зрителей. У палаток есть свои строгие места вдоль этого круга. Главной является большая парадная палатка князя, где сидят князья, гэгэны (высокопоставленные монахи) и почетные гости из других княжеств. Слева от палатки князя ставится палатка княгини, ее гостей и наиболее приближенных женщин княжества. Далее идут палатки для почетных гостей из числа чиновников и счетная палатка, где ведут записи результатов игр.
С правой стороны от княжеского места ставится палатка для высших монахов окрестных земель, рядом — палатка для иностранных гостей, коими считали русских офицеров Заамурского округа, потом следовали палатки для прочего духовенства. В другом конце круга, напротив княжеской палатки, ставится палатка-буфет, откуда чиновники князя разносят сласти, чай и другие монгольские угощения. Простой народ располагается открыто между палатками.
Снимок «Общий вид на круг» сделан с крыши храма. Вдали по центру можно увидеть большую палатку князя. Высокие столбы справа стоят всегда и позволяют увидеть храм издали.
Ниже на фотографии запечатлена жена князя Удая вместе с другими знатными монголками, которых можно отличить по богатым одеяниям: они носят платья ципао (официальные одеяния высокородных женщин того времени), жилетки с яркими цветочными узорами и шейные платки, а в волосах их можно различить множество подрагивающих на каждом шагу украшений по маньчжурской моде. Вместе с благородными дамами идут служанка и чиновники в официальном наряде: куртках-магуа и конических плетеных шляпах-лянмао с красными кистями.
Все игры начинаются борьбой. Борцов делят на две половины и выпускают одновременно по одному с каждой стороны — так нельзя заранее узнать, с кем придется бороться. Выпущенная пара медленными тяжелыми шагами и с телодвижениями, «похожими на балетные упражнения» с подбрасыванием ноги вверх и в стороны, приближается к палатке князя, чтобы символически отдать ему разум, душу и всего себя — борцы складывают ладони вместе, прикладывают их ко лбу и сердцу и падают ниц пред князем. Вскочив, соперники медленно расходятся. Они опускают головы и, не глядя друг на друга, сходятся и прохаживаются один вокруг другого, ища удобный момент для того, чтобы схватить противника за куртку-зодог.
Суть состязания — заставить противника силой мускулов отклониться, чтобы опрокинуть его наземь. Побежденным также считается коснувшийся земли коленом или рукой. Иногда борцы, упершись головами друг другу в плечи, слишком долго ходят в таком положении, тогда дежурные чиновники их разводят и снова выпускают. После состязания оба борца получают от дежурного монаха священное благословение Гэгэна в виде ленточки (красного цвета — для борцов-монахов, синего цвета — для борцов-мирян), кланяются князю и удаляются из круга. Побежденный идет в толпу, а победитель под звуки хвалебной песни княжеского хора отправляется в счетную палатку, где ему дают соответственную запись о победе.
На второй тур идет следующая половина борцов, на третий — их половина и т.д. Состязания борцов могли продолжаться несколько дней, с обеда до сумерек. За ними следовали скачки и стрельба.
В сентябре 1904 на играх в Джасту в первый круг вошло 256 борцов из разных хошунов и сеймов, и главному победителю пришлось пройти до финала семь кругов. Им оказался монгол Лангову княжества Джасту — необычайно тучный мужчина лет 45 и 8 пудов веса (около 130 кг). Ему достался приз в 63 головы скота.
Посмотрим на наряд участников состязаний.
Борцы выглядели эффектно. Они облачались в куртку-зодог с короткими рукавами. Куртка с металлическими заклепками закрывала спину и оставалась открытой на груди (чтобы на состязания не прошла переодетая женщина). Было принято хвататься именно за куртку, ведь хватка могла быть столь сильной, что можно было нанести сопернику ненужное увечье. На ногах носили широкие штаны, которые заправлялись в специальные наколенники, покрытые орнаментами, и сапоги-гутулы с загнутыми носками. Помимо того на бедра надевались трехслойные повязки, а на шеях бойцы гордо носили ожерелье-зангиа из лоскутков ткани — сколько побед, столько и лоскутков.
Гости приезжали на Надом за тысячу верст, а по дорогам тянулись обозы желающих посетить Надом. По мнению Коншина, монголы очень любили свои игрища, и лишь чрезвычайный случай мог удержать монгола от того, чтобы с семьей не прибыть на праздник.
Источники: