Эта заметка начинает цикл публикаций, посвящённых этнографии Сибири и предметам этнографических коллекций, хранящихся в фондах Томского областного краеведческого музея.
Начнём с того продукта, который является жизненно важным для целого класса живых существ и отличает его от других созданий Матери Природы. Это молоко. Мы – люди, являемся животными плацентарными, хордовыми и МЛЕКОПИТАЮЩИМИ! Правда, все млекопитающие кормят молоком только своих младенцев до тех пор, пока они не окрепнут, а у взрослых молоко вызывает диарею и прочие прелести несварения. Но для младенцев молоко – залог здоровья, ибо является основным поставщиком кальция в кости. Если в период роста костей юный организм не получает молоко нужного ему состава – желательно материнского! – то, увы, шансов вырасти здоровым и крепким будет мало. Положение можно спасти только лекарствами и пищевыми правильными добавками, дозировку которых может определить врач и то не каждый.
В отличие от большинства видов млекопитающих, в человеческой популяции есть люди, способные переварить молоко даже во взрослом возрасте и отвечает за это генная мутация, возможно, впервые случившаяся на северо-западе Анатолии в VII тысячелетии до нашей эры. Потом поломка в аллели rs4988235-A, ответственной за производство фермента лактазы, благодаря которому расщепляется молочный сахар лактоза, происходила не один раз. Анализ древней ДНК показал, что подобный вариант гена в европейских популяциях достиг заметных частот лишь в бронзовом и железном веке. Так что среди современных людей вполне себе есть настоящие, а не мифические «генные мутанты»! Надо признать, что эта мутация сильно облегчила людям жизнь – люди с таким вариантом гена лучше выживали в условиях голода, когда других источников пищи не оставалось. Но это ещё не всё! Неблагоприятные последствия от непереносимости лактозы могли приводить к более тяжелому течению инфекций, особенно зоонозных – то есть принесённых животными. Течение подобных болезней у людей с непереносимостью лактозы осложнялось диареей, обезвоживанием и другими кишечными расстройствами. Эти факторы могли усиливать генетический отбор на усвоение лактазы!
Ну а что делать тем, кому не повезло и чьи гены не получили эту прекрасную мутацию? Им можно и нужно подобрать тот молочный продукт, который не будет вызывать негативную реакцию. Будет ли это кефир, йогурт, айран или масло, каждый раз надо будет решать индивидуально, да и дозировку подбирать, но отказаться совсем от молочных продуктов всё-таки будет неправильно. В противном случае болезней избежать может оказаться сложно.
Кроме биологической стороны потребления молока наши предки сталкивались ещё и этической стороной этого вопроса. Молоко и молочные продукты с точки зрения христианства нельзя употреблять в постные дни – это от 178 до 218 дней в году. Корову можно и нужно доить примерно 305 дней в году. С одной стороны есть дни, когда корова доится, но молоко пить нельзя, а с другой – есть потребность запасти продукты питания на те дни, когда молочные продукты употреблять в пищу можно. Поэтому люди придумали делать сыр и масло. Про сыр поговорим ближе к Пасхе – сейчас говорим про масло! Масло, особенно если его перетопить, правильно упаковать и хранить в надлежащих условиях, способно храниться достаточно долго.
Самые древние маслобойки не дошли до наших дней. Их могли делать из шкур животных, из дерева, из глины – из того материала, что в изобилии был под рукой. Но сам процесс сбивания масла остался неизменным. Прежде всего молоко должно постоять и в его верхней части соберутся жирные «вершки». Молочный жир легче основной части молока, поэтому можно воспользоваться и примитивным «сепаратором» — глиняным горшком с дырочкой почти у самого дна. Молоко из него сливается и остаются сливки.
Эти сливки заливают в маслобойку. Это сосуд, в котором движется лопасть. При энергичном взбивании сливок тяжелые жировые комочки сталкиваются между собой и постепенно слипаются, образуя сначала вязкий, а потом всё более твердый комок. Если, конечно, соблюдён температурный режим. Тёплые сливки можно взбивать бесконечно… и да! Для того чтобы масло получилось, нужны очень жирные сливки! Кстати, масло можно сделать из сметаны. Ведь сметана это «всего лишь» заквашенные сливки…
Всё это хорошо, но причём тут музей? А вот причём! В фондах Томского областного музея есть прекрасный горшок-сепаратор. Этот горшок я покажу и расскажу его историю в том случае, если поступит заявка от посетителей нашего сайта. А сейчас наша героиня – Маслобойка начала ХХ века. Её предложила мне Татьяна Грушецкая, создатель и модератор группы Этностан ВК. Она рассказала мне, что эта маслобойка была куплена на ярмарке в Томске и уехала со своей юной хозяйкой в Горноалтайск, который в ту пору входил в Томскую губернию. К моему великому сожалению, это всего лишь легенда. Правдой является в том, что семья, в которой долго служила эта маслобойка, реально жила в Горноалтайске и приехала туда из Томска в начала ХХ века.
Когда я решила помыть маслобойку, то залила её кипятком. Отмыть от грязи удалось легко, но внезапно древесина «отрыгнула» масло, да так, что маслобойка вся побелела. Раз за разом я отмывала дерево. Сначала водой и моющими средствами – взбивать масло в ней я не собираюсь! Потом пришлось долго тереть щётками и ликвидировать налёт масла, ибо древесина им пропиталась насмерть. И да, я теперь понимаю, что случилось с моей старой деревянной маслобойкой, про которую мне сказали, что она плесневеет и которую я в панике убрала из экспозиции. Это масло отрыгивается! Теперь я уже знаю, как её снова привести в хороший вид, но обратно на выставку я её верну к Масленице.