Масленица — это один из самых ярких и значимых праздников в русской культуре, который символизирует прощание с зимой и встречу весны. Этот праздник имеет глубокие корни в земледельческой культуре, где годовой цикл был тесно связан с природными изменениями.
Историк культуры Николай Александрович Дубровский выводит Масленицу из языческого праздника Волоса, «скотьего бога», проходившего весной. Праздник сопровождался обилием жирной пищи животного происхождения: маслом, мясом, салом. Дубровский предполагает, что блины также могли присутствовать на столе.
С появлением Христианства от почитания Волоса отказались, функции покровителя скота были перенесены на Святого Власия, а посвященное ему празднование стало проводиться 11 февраля, как раз накануне Масленичной недели, когда язычники праздновали праздник Волоса.
Изначально масленичная неделя носила название «мясопуста», так как в этот период православным запрещалось есть мясо. Лишь в XVI веке праздник получил название «сырной недели» или Масленицы.
Для крестьянства год начинался с весны, а не с Рождества, как это принято в современном понимании. Масленичная неделя служила переходным периодом между старым и новым земледельческим циклом. Этот переходный статус Масленицы отражал ее лиминальную* природу, где старое уже завершилось, а новое еще не началось. В этот период традиционно поминали предков, веря, что они становятся ближе к живым. Жирная пища, в том числе блины, употреблялась в большом количестве как символ связи с умершими. Дубровский пишет, что одним из главнейших элементов празднования было посещение могил предков и проведение поминальных обедов.
В Тамбовской губернии, по данным Дубровского, было принято класть испеченный блин на слуховое окошко для «усопших душенек», которые «съедают этот блин невидимо». А когда женщины пекли блины, они поминали первым блином «комом» умерших предков.
Изначально блины выполняли функцию поминального блюда. Считалось, что их круглая форма символизирует цикличность жизни. Лишь позже блины стали ассоциироваться с солнечной символикой, что также связано с приходом весны и началом нового сельскохозяйственного года.
Блины – это одно из самых древних блюд русской кухни, сохранившееся до наших дней. По мнению известного историка кухни Вильяма Васильевича Похлёбкина, блины появились задолго до принятия христианства в России. Слово «блин» происходит от искаженного «млин», что связано с процессом молотьбы зерна.
Блин – это одно из самых экономичных блюд, для которого требуется минимум муки при большом содержании жидкости. Дрожжи, иногда используемые для блинного теста, дополнительно увеличивают его объем, делая блины легкими и воздушными. Интересно отметить, что использование соды в приготовлении блинов пришло из западной кулинарной традиции и не является исконно русским методом.
Сравнительно недавно во Франции возникли попытки объявить блины «крепы» национальным французским блюдом. Однако, как показывает практика, земледельческие народы по всему миру имеют свои версии блинов или схожих изделий. Блины — очень древнее блюдо, изобретенное задолго до появления современных народов и много раньше, чем изобрели колесо. Каждый народ и даже каждая семья имеют свои уникальные рецепты и технологии приготовления блинов.
Русские блины, например, отличаются мягкой и рыхлой текстурой, а также характерным рисунком пор и полупрозрачностью. Они способны впитывать различные добавки, такие как растопленное масло или сметана, что делает их особенно вкусными.
Во время Масленицы проводились различные магические ритуалы, направленные на открытие нового земледельческого цикла. Одним из таких обрядов было катание с ледяных гор и на санях с лошадьми, что символизировало передачу силы земле для лучшего урожая. Эти действия подчеркивали связь человека с природой и необходимость гармонии между ними.
В Сибири популярной потехой было «взятие снежного городка». Участники делились на команды и пытались захватить крепость, построенную из снега. Защитники использовали ветки и снег для обороны, а атакующие — лошадей и холостые выстрелы. Игра часто заканчивалась травмами, что порой приводило к административным запретам такой потехи. В некоторых селах за порядком боя следил «городничий», который давал сигнал к началу штурма. В других местах к воротам подъезжал «царь», который читал речь перед началом игры. В селе Ладейском Енисейской губернии эта игра сохранялась в традиционном виде до 1922 года.
Ускорить приход весны и начало нового цикла старались и девушки. Для этого в праздничной одежде они пели на высоких местах специальные песни-веснянки, призывавшие весну, подняв к небу руки. Для этого вышивали специальные полотенца с изображением женской фигуры с поднятыми руками, пекли особое печенье-жаворонки и изготавливали свистульки, с которыми бегали по улицам дети.
В городах в Масленичную неделю тоже устраивались различные развлечения: устанавливались качели, карусели и ледяные горки, ставились спектакли, проводились танцевальные вечера. Проводились и кулачные бои, которые жестко осуждались Русской Православной церковью. Особенной популярностью они пользовались в Тульской губернии, в которой «кулачится наш православный люди и преусердно уродует себя: выбивает зубы, разбивает носы и губы, подбивает глаза, сворачивает на сторону чавки и даже переламывает ребра».
В последний день Масленицы, в воскресенье, было принято просить прощение и у близких, и у дальних родственников, и даже у незнакомых. В последнюю трапезу Масленичной недели, вставая из-за стола, съедали кусочек черного хлеба с солью. Так давали знать желудку о наступлении Великого поста, завершали Масленицу. В этот день также совершали поминки по умершим и ходили на кладбища, чтобы «проститься» с умершими, это также символизировало закрытие лиминального пространства между земледельческими циклами.
Венчало масленичную неделю сожжение чучела из соломы — символа зимы и одновременно символа прошлого цикла. Прошлогодняя солома символизирует прошлый цикл; ее сжигают, значит должна вырасти новая трава. Один из принципов мифологического мышления гласит: чтобы родилось новое, должно исчезнуть старое.
В целом, Дубровский отмечает, что для Масленицы был характерен отказ от норм христианской морали, Масленица была вневременным, переходным периодом между земледельческими циклами. Это позволяет рассматривать ее в качестве «русского карнавала».
Концепцию карнавальной культуры развивает русский культуролог и филолог Михаил Бахтин. Карнавал здесь рассматривается как «вторая жизнь народа, организованная на начале смеха. Это его праздничная жизнь». Основные черты карнавала – это универсальность, амбивалентность, неофициальность, утопизм.
«Карнавал не созерцают, – в нем живут, и живут все, потому что по идее своей он всенароден. Пока карнавал совершается, ни для кого нет другой жизни, кроме карнавальной. От него некуда уйти, ибо карнавал не знает пространственных границ. Во время карнавала можно жить только по его законам, то есть по законам карнавальной свободы. Карнавал носит вселенский характер, это особое состояние всего мира, его возрождение и обновление, которому все причастны» - пишет М. Бахтин.
*Лиминальность – это переходность между двумя состояниями. По Тёрнеру, находясь в лиминальности, человек находится «не здесь» и «не там», в промежутке между положениями. В лиминальности не работают привычные законы.
Литература:
Автор статьи: