125 лет тому назад, 25 июля 1899 года, в Томске родился Иван Михайлович Мягков (25.07.1899 — 29.08.1991) — один из основателей Томского областного краеведческого музея. Его усилиями были скомплектованы первые музейные коллекции и сформирована организационная структура нового для Томска краевого учреждения, провозгласившего своей целью охрану регионального (и мирового!) культурного наследия. Имя И.М. Мягкова навсегда вписано в советскую археологию как первого исследователя и систематизатора знаменитых теперь кулайских древностей.
Более 10 лет посвятил И.М. Мягков делу археологии Сибири и Томско-Нарымского Приобья. И это — в тяжелейшие для страны 1920-е годы, когда, казалось бы, не до археологии было: все силы советского государства были сосредоточены на восстановлении разрушенного гражданской войной хозяйства.
В рамках работы в Институте исследования Сибири, а затем — Томского краевого музея, И.М. Мягков включился в деятельность по выявлению и постановке на учёт объектов историко-культурного наследия. Уже к 1921 году руководимая Мягковым Секция подотдела по делам музеев и охраны памятников искусства и старины зарегистрировала в окрестностях Томска огромный массив археологических памятников: более 20 городищ и 1000 курганов и стоянок! Тогда же Иван Михайлович довольно эмоционально сформулировал свою научную позицию в вопросе охраны артефактов археологического наследия:
«…чтобы эти молчаливые, на первый взгляд, свидетели прошлого были спасены для науки, чтобы они рассказали о том, что хранят под своей тяжёлой грудью, умело спрашивающему человеку…, есть два средства — охрана и научное изучение».
Первые свои археологические раскопки, ещё будучи студентом Томского университета, И.М. Мягков провёл вместе с В.Ф. Смолиным в 1920-1922 гг. на Козюлинском могильнике (XVI-XVII вв.), где за два года было раскопано 7 курганов. Хорошо знакомый с последними достижениями в полевых исследованиях, Мягков скрупулёзно заполнял дневник раскопок, тщательно описывал объекты и находки, делал чертежи, зарисовки, составлял планы.
С 1922 по 1925 год И.М. Мягков продолжил учёбу в Петроградском (Ленинградском) государственном университете. Возвратившись в Томск, уже как профессиональный археолог Иван Михайлович продолжил археологические раскопки неолитической стоянки близ с. Иштан.
Особенно продуктивным оказался 1928 год, когда И.М. Мягков как сотрудник отдела археологии Томского краевого музея провёл археологические разведки в окрестностях Томска и раскопки на горе Кулайка в Чаинском районе около села Подгорного.
Гора Кулайка подарила исторической науке название огромной археологической культуры, поименованной по названию горы — «кулайской». И первые находки с этой горы, поступившие в музей ещё в 1922 году, сразу же привлекли внимание исследователя; Иван Михайлович по «горячим следам» тогда же осуществил поездку для осмотра памятника, и с первых минут был покорён яркими свидетельствами неизвестной миру древней культуры.
Во второй половине 1920-х годов, увлечённо выявляя археологические древности Томско-Нарымского Приобья и систематизируя их, Иван Михайлович впервые поставил вопрос о мировой значимости культуры «типа Кулайки». На всём протяжении 1920-х годов И.М. Мягков собирал информацию и комплектовал в фондах музея артефакты выявленной культуры. И тогда же, под впечатлением «кулайских древностей», с оправданным профессиональным пафосом И.М. Мягков сформулировал задачи, стоящие перед мировой наукой:
«Изучим же то, результатом чего являются все ныне живущие как в Сибири и даже в других местах света различные народности, изучим их прошлое. То, что можно сделать сегодня, нельзя откладывать на завтра. Нельзя для такой культурной страны, какой является Россия, под предлогом недостатка средств отказываться от разрешения многих проблем, связанных с прошлым как России, так и мировой науки».
Не правда ли: эти слова Ивана Михайловича звучат как актуальный и в наши дни манифест настоящего исследователя?