«Деловой, серьёзный и в то же время мягкий
человек, он заслужил общую любовь и уважение» 1.
10 марта 1915 г. на имя Томского губернатора поступило прошение от директора Томской окружной лечебницы для душевнобольных. От лица всех служащих он просил присвоить школьной библиотеке имя доктора Еланцева.
Павел Петрович Еланцев работал врачом (ординатором) лечебницы со времени её открытия в 1908 году. Когда при больнице открыли школу для детей служащих, помимо работы с пациентами ему поручили заботу об учащихся и организацию всего учебно-воспитательного процесса.
«Д-р Еланцев к этому делу отнёсся с интересом и живостью, свойственной его характеру. Не ограничиваясь наблюдением за ходом школьного дела, за здоровьем учащихся, он приобрёл и пожертвовал в школу ценную коллекцию учебных пособий» 2.
Опыт в школьном деле у Павла Петровича был. Более 30 лет он работал врачом Томского Алексеевского реального училища, здесь и приобрёл опыт участия в воспитании юношей и подростков.
Павел родился в 1850 году в Акмолинской области в семье барнаульского окружного землемера Петра Еланцева 3. В 25 лет окончил Казанский университет со степенью лекаря и званием уездного врача 4. Молодого лекаря назначили Колыванским городовым врачом. На будущий год он подал прошение о переводе в Каинск, где ему поручили заведовать местной городской больницей 5.
А в 1877 году в Томске торжественно открылось Алексеевское реальное училище. По Уставу 1872 года при учебном заведении должен был состоять врач 6. И им стал Павел Петрович.
Обязанности врача, «кроме пользования воспитанников», заключались в наблюдении за тем, «чтобы в реальное училище не поступали ... имеющие телесные недостатки или болезни, препятствующие вступлению в учебное заведение»; «чтобы в помещении учебного заведения и в распределении времени занятий ... соблюдались по возможности гигиенические условия»; «чтобы упражнения в гимнастике соображались с требованиями правильного развития и укрепления физических сил юношества» 7.
Кроме этого училищный врач «пользовал и служащих при сих заведениях лиц» 8, участвовал в заседаниях педагогического совета.
По его свидетельству заболевших учеников «увольняли» домой до выздоровления, а ребят с ослабленным здоровьем переводили в следующий класс с неудовлетворительным баллом. Им разрешалось повторно пройти испытание в начале следующего учебного года, чтобы на каникулах они смогли поправиться, окрепнуть и подготовиться к экзамену.
Мнение училищного врача неоднократно было решающим, когда стоял вопрос об исключении неуспевающих мальчиков. Ведь случалось, что способные и прилежные ученики имели серьёзные недуги, и им необходимо было дать возможность получить лечение и продолжить учёбу и получить образование 9.
В зависимости от особенностей здоровья и физического развития врач давал рекомендации освобождать учеников от некоторых занятий. Например, от обучения пению в старших классах могли освобождать не только не способных к нему, но тех, кому это было противопоказано по состоянию здоровья 10.
По решению училищного врача педсовет принимал решения о начале и завершении гимнастических занятий в зале училища. В учебном заведении спортзала не было, и специальной формы ученики тоже не имели. Поэтому с наступлением весны упражнения в грязной обуви могли только навредить.
«В виду того, что ученики ..., проходя из своих квартир в училище по грязным улицам города, приносят с собой немало грязи, особенно те, которые по бедности своей, не имеют галош, а засохшая грязь эта ... обращается потом в пыль, которая при движении массы учеников, собравшихся в одной зале на уроке гимнастики, поднимается вверх целыми облаками, так что ученикам во время урока ... приводится дышать нечистым воздухом, а почти исключительно пылью, что по заявлению врача Еланцева бесспорно вредно для здоровья учеников, Педагогический совет признал неудобным делать уроки гимнастики в зале училища с очевидным вредом для учеников. Не признал также Педагогический совет возможным делать уроки гимнастики во дворе училища, так как погода весенняя ... настолько неблагоприятна, что по отзыву врача, может вредно влиять на здоровье учеников» 11.
Несмотря на множество ответственных обязанностей училищного врача, почти на протяжении всех лет службы доктор Еланцев выполнял и другую важную для города и губернии работу.
В течение 5 лет он заведовал томскими тюремными и арестантской роты больницами, временно исполнял обязанности оператора губернской Врачебной управы, «исправлял должность» томского городового врача и помощника Томского губернского врачебного инспектора, заведовал Томской повивальной школой, работал бесплатным врачом Владимирского детского приюта. В 1893 г. Павла Петровича утвердили директором Томского губернского попечительного о тюрьмах комитета 12.
Когда летом 1892 года в Томске и всей губернии разразилась эпидемия холеры, П.П. Еланцев стал одним из активнейших организаторов противодействия распространению инфекции в борьбе за жизни людей. На заседании Томского общества естествоиспытателей и врачей 4 февраля 1893 года, членом которого являлся доктор, им был сделан подробнейший обзор этой холерной эпидемии 13.
В 1895 году, будучи уже опытным врачом, П.П. Еланцев получил разрешение на открытие в Томске первой в губернии водолечебницы. «Водолечебница доктора Еланцева» размещалась в «более населённой части города» в районе пересечения улицы Миллионной и переулка Русаковского 14. Для неё был выстроен одноэтажный дом на каменном фундаменте. В медицинском заведении оборудовали комфортные «раздевальни», специальные комнаты для массажа и электричества, водолечебный зал с электрическими машинами, ваннами, душем 15.
Чистота, порядок и удобство царили не только внутри заведения, но и в его окружении: «При водолечебнице имеется для прогулок больных сад длиною 30 и шириною 11 сажен 16, в котором насажен исключительно хвойный лес; в этот сад имеется дверь с террасою из приёмной комнаты» 17.
По Уставу в лечебнице предусматривалось электро-лечебное отделение, и устройство её соответствовало «современным научным требованиям». «Водолечебное заведение» снабжалось «всеми необходимыми для гидропатического лечения вещами, приспособлениями и аппаратами». В нём получали лечение пациенты с хроническими заболеваниями и «с гигиенической целью, особенно в случае школьного переутомления».
Врач, 18 лет курирующий учащихся, хорошо знал, как необходимы многим из них оздоровительные процедуры. При том, что плата за лечение назначалась по обоюдному согласию с больными, студенты университета и ученики разных учебных заведений принимались на «льготных условиях, а недостаточные бесплатно» 18.
В статье, посвящённой Павлу Петровичу по случаю 40-летия его врачебной и общественной деятельности, особо отмечено, что он «никогда не только не отказывал в бесплатной помощи городской бедноте, но даже оказывал ей материальную помощь, почему городская беднота ... с любовью вспоминает его» 19.
Будучи тюремным врачом, доктор Еланцев и здесь пользовался глубоким уважением и любовью заключённых и «несчастных». Всеобщее уважение к доктору вызывало «его корректное, всегда доброжелательное и внимательное отношение к сослуживцам, к подчинённым, к посетителям, и особенно к молодым товарищам» 20.
Замечательный томский врач Павел Петрович Еланцев стал основателем целой врачебной династии. Среди его потомков есть и ныне практикующие врачи. А первым из них стал один из сыновей Павла Петровича Владимир. Именно он пришёл на смену отцу в Алексеевское реальное училище, когда Еланцев старший стал ординатором лечебницы для душевнобольных.
---------
1. Дело Томского губернского управления по ходатайству директора Томской окружной лечебницы для душевнобольных о присвоении библиотеке, находящейся при школе лечебницы, имени доктора П.П. Еланцева. 1915 год // ГАТО. — Ф. 3-67. — Оп. 382. — Д. 256. Л. 4.
2. Дело ... о присвоении библиотеке ... имени доктора П.П. Еланцева. Там же.
3. Доктор Нонна // Кузбасс ХХI век. Выпуск № 34, с. 34.
4. Формулярный список о службе ординатора высшего оклада Томской окружной лечебницы для душевнобольных, статского советника Павла Петровича Еланцева // ГАТО. — Ф.3. — Оп. 40. — Д. 642. Л. 60.
5. Формулярный список ... Там же.
6. Мая 15. Высочайше утверждённый указ реальных училищ Министерства Народного просвещения // Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. Том XLVII. Отделение первое. 1872. С-Пб, 1875, с. 627.
7. Высочайше утверждённый устав ... С. 632.
8. Высочайше утверждённый устав ... Там же.
9. Гоппе Е.В. Протоколы педагогического совета Томского Алексеевского реального училища за 1883–1886 гг. об охране здоровья реалистов // Труды Томского областного краеведческого музея им. М.Б. Шатилова. Том XIX. Томск, 2016, с. 273–275.
10. Протоколы педагогического совета Томского Алексеевского реального училища. 5.I. 1883 — 22.XI. 1886 гг. // Архив ТОКМ. — Ф.1. — Оп. 4. — Д.41. Л. 195.
11. Протоколы..., 1883-1886. Л. 158-159.
12. Формулярный список ... Л. 59 — 64.
13. Еланцев П.П. Обзор холерной эпидемии в Томской губернии за 1892 год // Труды Томского общества естествоиспытателей и врачей. Год четвёртый. Томск, 1894. С. 18–60.
14. Ул. Миллионная — ныне пр. Ленина, пер. Русаковский — ныне пер. Ванцетти.
15. Акт об осмотре водолечебницы врача Еланцева // ГАТО. — Ф. 3. — Оп. 4 — Д. 2488. Л. 8.
16. Сажень — старорусская единица измерения, равная 213, 36 см.
17. Акт об осмотре ... Там же, л. 8 (об.) — 9.
18. Устав водолечебницы с электро-лечебным отделением врача Павла Петровича Еланцева в городе Томске. 30 апреля 1895 года // ГАТО. — Ф. 3. — Оп. 4 — Д. 2488. Л. 10–11.
19. XL-летний юбилей врачебно-общественной деятельности д-ра Павла Петровича Еланцева // Сибирский врач. 1915, № 31 и 32, с. 252.
20. XL-летний юбилей ... Там же.