1 ноября 2024 г. в Томском базовом медицинском колледже проходила III Региональная конференция «Формирование духовно-нравственных ценностей молодежи через становление профессиональной идентичности». Мероприятие состоялось в рамках ХVII региональных Макарьевских образовательных чтений, проводимых ежегодно во многих российских регионах.
Чтения посвящаются памяти Макария Невского (1835-1926) – епископа Русской Православной Церкви, митрополита Московского и Коломенского, миссионера и просветителя. В 1884–1891 гг. он служил епископом Бийским и викарием Томской епархии, а с 1891 по 1912 гг. – архиепископом Томским и Семипалатинским. Начиная в 1855 г. служение в Алтайской духовной миссии [1], Макарий Невский равнялся на Макария Глухарёва (1792–1847), считая его образцом миссионерского подвига. Архимандрит Макарий – один из основателей Алтайской миссии, возглавивший её в 1830 г. Оба Макария в кратчайшие сроки выучили алтайский язык, тесно общались с коренными жителями и всячески содействовали их развитию и образованию. Их усилиями строились церкви, открывались приходские школы, катехизаторские училища, церковно-учительские школы на Алтае, в Нарымском крае, в Томске, делались переводы на русский и алтайский языки христианской литературы. Стараниями Макария Невского в Томске в архиерейском доме была открыта библиотека, в которой проводились просветительные мероприятия для широкой публики. По его инициативе в программу томских духовных учебных заведений включались общеобразовательные предметы – космография, гигиена, естественная история, химия, музыка, пение, рисование.
В конференции участвовали преподаватели и студенты средних специальных учебных заведений Томска и Томской области, работники областного Департамента образования, представители Томской епархии, Регионального центра развития профессиональных компетенций, Томского областного краеведческого музея (ТОКМ).
Конференция началась с пленарного заседания, а затем работа продолжилась в двух секциях – «Духовно-нравственное воспитание молодёжи в системе профессионального образования Томской области» и «Духовно-нравственное воспитание молодёжи через участие в волонтёрском движении».
На пленарном заседании с приветственным словом выступила Евгения Анатольевна Баталова – заместитель начальника Департамента образования Томской области. Открыл сессию протоиерей Святослав Зулин – руководитель Отдела Образования Томской Епархии. Его доклад был посвящён нравственному подвигу томичей в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Среди них были те, кто сражались на фронте, работали на заводах, в госпиталях, в конструкторских бюро и научных лабораториях. Особое внимание священник уделил теме эвакогоспиталей, принимавших раненых в Томске.
Темой выступления старшего преподавателя Томской духовной семинарии иерея Антония Слугина была «Христианская культура и истинный гуманизм в помогающих профессиях».
Доклад «Традиции духовно-нравственного воспитания в дореволюционных реальных училищах» представила научный сотрудник Томского краеведческого музея Евгения Владиславовна Гоппе. На примере первого в Западной Сибири Томского Алексеевского реального училища показаны многообразные формы и методы воспитательной работы с учениками на занятиях и во внеурочное время. Весь образовательный процесс, основанный на обучении и воспитании, был направлен на формирование высоконравственной личности, подготовку грамотного работника, гражданина, преданного своему народу и государству. Доклад и сопроводительная презентация сделаны по материалам фондового собрания ТОКМ.
Иерей Сергий Беляев – настоятель храма святителя Николая Чудотворца с. Тимирязевское, руководитель комиссии по вопросам физической культуры и спорта Томской епархии в докладе «Евангельские ценности – это фундамент формирования профессиональной ответственности и крепкой семьи» обобщил и проанализировал собственный опыт благотворительности, работы с бездомными, помощи больным, многодетным семьям и малоимущим.
О «Воспитании профессионала в условиях образовательной организации системы СПО» рассказала Елена Николаевна Лубяная – методист Регионального центра развития профессиональных компетенций. Она попыталась обосновать точку зрения о том, что в подготовке специалиста среднего звена первостепенное значение имеет именно воспитательная составляющая образования.
После окончания пленарной части конференции состоялась экскурсия по Музею истории колледжа. Провела её Александра Анатольевна Артамонова – методист по музейной деятельности.
В музейных комплексах представлены предметы к. XIX – нач. XX вв. Среди них медицинские инструменты, формулярные списки и другие личные документы и вещи первых директоров, книга историй болезни пациентов Госпитальной хирургической клиники Императорского Томского университета за 1912 г., Анатомический атлас 1912 г. и другие учебные пособия, протоколы педагогических советов Фельдшерско-акушерской школы, учредительные документы Томской школы повивальных бабок, а также информационные стенды, реконструированные образцы медицинской и военной форменной одежды.
Экспозиционное пространство включает два основных комплекса. Один из них посвящён истории учебного заведения, начиная с открытия в Томске в 1878 г. повивальной школы и преобразования её в 1906 г. в акушерско-фельдшерскую школу.
Во втором комплексе «Палата выздоравливающего» сосредоточены материалы о выпускниках учебного заведения – участниках Великой Отечественной войны и работниках томских госпиталей. Это фотографии, воспоминания о фронтовых буднях, служебная документация.
Дальнейшая работа конференции проходила в секциях и на круглых столах.
[1] Алтайская духовная миссия – это миссия Русской Православной церкви в Западной Сибири. Была учреждена в 1828 г. с целью привлечения к христианской вере населения Алтая, среди которого было много язычников.
В публикации использованы авторские фотоматериалы и фотографии с сайта Томского базового медицинского колледжа.