О музее / Блог

Кометы. Предсказуемые и не очень...

3 февраля 2023

Кометы с самых древних времён привлекали к себе внимание необычным внешним видом, неожиданным появлением и таким же внезапным исчезновением. На протяжении веков кометы ошибочно считались атмосферным явлением. И только в конце XVI века было доказано, что кометы – космические тела. Тихо Браге по наблюдениям кометы 1577 года сделал вывод, что она находится как минимум в четыре раза дальше от Земли, чем Луна, а значит, не может быть объектом земной атмосферы.

Ещё через сто лет Эдмунд Галлей обратил внимание на сходство параметров комет 1531 года, 1607 года и 1682 года (комету 1682 года наблюдал сам Галлей) и предположил, что это – одна и та же комета, возвращавшаяся раз в 75-76 лет. На основе законов тяготения Ньютона он рассчитал дальнейшее движение кометы и предсказал её следующее появление в 1758 году.

Галлей не дожил до возвращения кометы (он умер в 1742 году), но она действительно появилась, хоть и немного позже предсказанного — в начале 1759 года. В том же году ее назвали «кометой Галлея». Таким образом, комета Галлея стала первой, для которой была доказана периодичность возвращений и предсказано следующее появление. По историческим хроникам установлено, что комета Галлея наблюдалась как минимум в 30 появлениях.

В декабре 2023 года комета Галлея пройдёт самую удалённую от Солнца точку своей орбиты (за орбитой Нептуна), а очередное возвращение кометы состоится в 2061 году. Ожидается, что по яркости она будет сравнима с самыми знаменитыми кометами конца XX века – Хякутакэ и Хейла-Боппа. Ещё ярче комета Галлея обещает стать в появлении 2134 года.

Гораздо раньше можно будет увидеть возвращение другой периодической кометы – кометы Энке. Она была открыта Пьером Мешеном в Париже в 1786 году и получила название в честь немецкого астронома Иоганна Франца Энке, который предсказал очередное появление кометы в 1822 году. Среди всех известных комет у неё самый короткий период обращения (3,3 года).

Каждый раз она подлетает к Солнцу на 50 млн. км (ближе, чем Меркурий), поэтому уже давно не бывает очень яркой. Тем не менее, комету Энке практически в каждом появлении можно увидеть в небольшой телескоп.

Комета Энке снова вернётся к Солнцу осенью 2023 года. Можно будет попытаться увидеть её с середины сентября, когда она станет доступна достаточно небольшим телескопам и до середины октября, когда она, имея яркость около 5-й звёздной величины, скроется в лучах утренней зари.

Иоганн Франц Энке
Эдмунд Галлей

Как упомянуто выше, кометы, часто бывающие около Солнца, быстро теряют былую яркость из-за потемнения ядра и уменьшения его размеров. Поэтому чем дольше известна и лучше изучена комета, тем меньше шансов увидеть что-то впечатляющее, а самыми яркими часто оказываются кометы, наблюдаемые впервые.

Так произошло и с самыми известными кометами конца XX века – Хейла-Боппа и Хякутакэ. Комета Хейла-Боппа (1995 O1), открытая в июле 1995 года, была удалена от Солнца (и Земли) в это время больше, чем на миллиард километров (дальше Юпитера), и имела яркость около 10-й звёздной величины. В мае 1996 года комету стало возможно наблюдать невооружённым глазом. Этот период видимости без телескопа продолжался до конца 1997 года. Но хвост у кометы появился лишь в начале 1997 года, а до конца 1996 года она наблюдалась в виде большого яркого пятна.

В период максимальной яркости (весна 1997 года) комета Хейла-Боппа была ярче всех ночных звёзд кроме Сириуса и Канопуса. Такой продолжительный период высокой яркости объясняется крупным ядром кометы — около 40 км (для сравнения: ядро кометы Галлея имеет размер 16×8×8 км),  и большим периодом обращения вокруг Солнца (следующее возвращение ожидается около 4390 года).

Незадолго до триумфа кометы Хейла-Боппа быстро и эффектно пролетела по небу комета Хякутакэ (1996 B2). Она была открыта 30 января 1996 года как объект 11-й звёздной величины, и в это время находилась в два раза дальше от Солнца, чем Земля. 1 мая 1996 года комета Хякутакэ прошла в 34 миллионах километров от Солнца, а перед этим (25 марта 1996 года) пролетела всего в 15 млн км от Земли. Поэтому она была видна невооружённым глазом с конца февраля до конца мая 1996 года, в конце марта стала объектом нулевой звёздной величины, а длина хвоста в это время достигла 80° (это  рекорд видимого размера хвоста кометы). Следующее появление кометы Хякутакэ произойдёт не раньше, чем через 70 тысяч лет.

Комета Хякутякэ
Комета Хейла-Боппа

И комета Хякутакэ, и комета Хейла-Боппа были хорошо видны в северном полушарии. Очередная «большая» комета в дни максимальной яркости располагалась близко к Солнцу, к тому же, к югу от него. Поэтому её видимость в северном полушарии была неудовлетворительной. Речь идёт о комете Макнота (2006 P1). Её открыл Роберт Макнот 7 августа 2006 года как объект 17-й звёздной величины, и лишь в начале января 2007 года она стала видна невооружённым глазом. 13–14 января 2007 года яркость кометы возросла до –6-й звёздной величины, что позволяло наблюдать её на дневном небе. Длина хвоста в это время достигала 35°.

Но и комета Макнота не превзошла по яркости «Большую комету 1965 года» – комету Икэя – Сэки (1965 S1). Её открыли 18 сентября 1965 года. Расчёты показали, что 21 октября 1965 года комета пройдёт всего в 450 тыс. километров над поверхностью Солнца. В это время она имела –17-ю звёздную величину (т. е. светила в 60 раз ярче полной Луны!). Комета распалась на три части, в конце октября появилась на утреннем небе и перестала наблюдаться в начале 1966 года. Период обращения кометы вокруг Солнца около 880 лет. Несмотря на экстремальный перегрев около Солнца, комета Икэя-Сэки выжила, поэтому есть шанс увидеть её в следующем появлении.

Комета Макнота
Комета Икэя-Сэки

Гораздо меньше повезло комете ISON (2012 S1). На неё тоже возлагались большие надежды – комета обещала стать самой яркой за несколько десятилетий. Но...

Открыта комета была 21 сентября 2012 года как объект 18-й звёздной величины и находилась в это время примерно в миллиарде километров от Солнца. 28 ноября 2013 года комета должна была пролететь примерно в миллионе километров от него. В это время ожидаемая её яркость –13-я звёздная величина (так светит полная Луна). Позже прогноз был изменён в сторону уменьшения яркости (до –5-й звёздной величины). Но и этого не случилось. Ядро кометы полностью разрушилось, и попытки обнаружить хоть какие-то оставшиеся фрагменты были безуспешны. В Солнечной системе комет стало ещё меньше.

В настоящее время продолжается распад кометы Швассмана – Вахмана 3. Процесс начался в 1995 году и продолжается в настоящее время. Предполагается, что в течение нескольких оборотов вокруг Солнца и эта комета разрушится полностью.

Комета ISON
Комета Швассмана-Вахмана 3 в процессе распада

Но красочнее всего непредсказуемость комет проиллюстрировала в 2007 году периодическая комета Холмса. От неё не ждали чего-то особенного — эта комета не подлетает к Солнцу ближе, чем на 300 млн км, а в момент, когда всё произошло, уже удалялась от него. В это время комета светила слабее, чем Плутон, т.е была наблюдаема только в крупные телескопы. Но вдруг...

Постепенно комета начала увеличивать яркость. Сообщения об этом шли в интернете в реальном времени. «Комета стала ярче», «комета стала ещё ярче», «комета продолжает набирать яркость» и т. д.. В итоге чуть больше, чем за сутки она сравнялась по яркости со звёздами ковша Большой Медведицы, т. е. стала хорошо видна невооружённым глазом.

Такой перепад по яркости типичен для грандиозной космической катастрофы – вспышки сверхновой звезды. А тут вдруг такое же сотворила какая-то небольшая комета. Объяснение было найдено не сразу.

Скорее всего, произошло следующее: комета Холмса подлетает к Солнцу раз в 7 лет. Каждый раз она теряет часть летучих веществ из своего ядра. Более крупные и твёрдые частицы не только уносятся прочь от кометы, некоторые из них остаются на поверхности ядра. С каждым разом тепло всё хуже проникает в ядро, слой пыли и камней становится толще и прочнее. Этот процесс может закончиться превращением кометы в астероид – снаружи объект выглядит как каменный, никакой активности не проявляет. При этом внутри вполне может находиться большой объём льда – остаток кометного ядра. Это аналогично вечной мерзлоте на Земле, когда при температуре воздуха выше +30°C тепло не проникает под слой грунта, и лёд, находящийся глубже, не тает.

Вот и комета Холмса скорее всего уже готовилась стать астероидом. Но понемногу тепло ещё проникало в ядро, там выделялся и копился газ, росло его давление, в какой-то момент каменная корка не выдержала и разлетелась в разные стороны. Облако газа, окружившее ядро, по размеру было больше Солнца (около 1,5 миллиона км). Из-за этого и увеличилась так сильно (примерно в 500000 раз!) яркость кометы. Это событие стало самой мощной вспышкой за всю историю наблюдений комет. В этот период Планетарий проводил наблюдения кометы Холмса, и все желающие смогли её увидеть в телескоп.

Комета Холмса

В настоящее время наблюдается комета ZTF (2022 E3). Её открыли 2 марта 2022 года с помощью оборудования для обнаружения проходящих перед звёздами объектов, в честь которого комету и назвали (ZTF = Zwicky Transient Facility). В момент открытия комета имела яркость на уровне 17-й звёздной величины и находилась почти в три раза дальше от Солнца, чем Марс. 12 января 2023 года она прошла ближайшую к Солнцу точку своей орбиты на расстоянии 170 млн км от него, а 1 февраля 2023 года сблизилась с Землёй до 42 млн км.

Комета ZTF со смотровой площадки Планетария
01.02.2023

10-11 февраля 2023 года комета пройдёт в 1,5° от Марса, а 13-15 февраля 2023 года — перед звёздным скоплением Гиады (в созвездии Тельца). Даже в период максимальной яркости комету сложно заметить невооружённым глазом, поэтому для её наблюдений требуется оптический инструмент (бинокль, зрительная труба, телескоп).

Вернётся ли эта комета к Солнцу ещё когда-нибудь — пока неизвестно. Либо у неё очень большой период обращения (как минимум, сотни тысяч лет), либо она улетит навсегда. Чтобы это выяснить, нужны дальнейшие наблюдения кометы.

Следите за новостями. Информация о появлении какой-либо интересной кометы, или об изменении в поведении кометы сейчас очень быстро становится доступной. Планетарий делает всё возможное, чтобы все, кому это интересно, не пропустили такое событие, как появление яркой кометы.

Приглашаем вас в Планетарий на наблюдения неба и другие программы.

Литература:

1. Ru.wikipedia.org
  2. Minorplanetcenter.net
Евгений Парфенов