В фондах нашего музея «живет» вот такой бронзовый зверь, купленный военным востоковедом Полумордвиновым М.А. в 1907 г. в Мукдене. Высота зверя всего 9,6 см, изготовлен он в XIX веке и обозначен в описи как «лев «фо»». Тем не менее, добрая половина людей, увидев такого зверька, сначала подумает о собаке. Давайте разберемся, кто же это существо на самом деле.
О том, как по всей Юго-Восточной Азии появились изображения то ли львов, то ли псов, существует не одна версия.
В тибетском буддизме есть такой мифологический зверь, как снежный лев. Он защищает буддийскую веру и верующих, а также отличается исключительным бесстрашием. Его мех белый, как снег, а грива имеет цвет бирюзы. Изображения таких львов обычно ставили в паре у входа в храмы – как хранителей, а также на них часто ездят разные божества. Быть может, до буддизма снежный лев был горным божеством в облике барса, ведь это животное действительно когда-то было распространено в тибетских горах. Но есть версия, что тибетцы просто заимствовали льва из индийского искусства, потому их «львы» не очень-то похожи на настоящих (а уж индусы были знакомы с львами не понаслышке).
Когда буддизм пришел с Тибета в Поднебесную, китайцы тоже пожелали изображать подобных «львов». Очередная теория говорит: поскольку в Китае львы тоже не водились, образцом для китайских художников стал пекинес.
Азиатский лев, снежный барс и пекинес
В «Каталоге гор и морей» (древний трактат, в котором реальные географические места смешаны с мифическими и населены самыми разными волшебными зверями) Тянь-гоу похожа на дикую кошку. То есть, даже собственно китайские представления об этом мифическом звере расплываются от собаки до кошки. Добуддийские могильники правителей порой «охраняли» статуи неких кошачьих не вполне ясного облика – они тоже могли быть предками изваяний «львов». Надо еще добавить, что древние китайцы любили «комбинированных» зверей. Например, дракон мог описываться, как животное с головой верблюда, рогами оленя, глазами демона, шеей змеи, чешуей карпа, когтями орла, лапами тигра и ушами коровы. Что же взять с льва, который всего лишь похож на собаку (или собаки, которая похожа на льва)?
Кстати, в Японии эти существа снова превратились в собак – комаину («корейские собаки»), которые стали охранять уже не только буддийские храмы, но и синтоистские святилища.
Образ льва-пса прочно вошел в искусство всей Юго-Восточной Азии. Крупные скульптуры охраняли храмы, дворцы и даже правительственные здания, а маленькие статуэтки служили защитниками дома в геомантии фэн-шуй.
Хранителей часто изображают в паре. Одно животное тогда могут назвать самкой (обычно стоит слева) и сопоставлять с женской, пассивной, темной энергией инь, а второе самцом, представляющим мужское, активное, светлое начало ян. Также часто их изображают с каким-то предметом под лапой – шаром, мячом или другим животным.
«Китайский новый год» начнется 16 февраля 2018-го, и его связывают с Земляной Собакой. Быть может, нашему человеку покажется, что нет в «земляной собаке» ничего величественного и прекрасного. Но посмотрим на это глазами азиатов.
60-ричный годовой цикл строится на 12 животных, которые могут представлять 5 стихий: Дерево, Огонь, Землю, Воду и Металл. Дерево и Огонь ассоциируются со светлым началом ян, Вода и Металл – с темным началом инь… а что же Земля? «Земля пребывает во всем», то есть, эта могучая стихия соединяет инь и ян вместе.
Цвет стихии Земли для китайцев Желтый. Именно с ней соотносят легендарного китайского правителя Хуанди, чье имя в переводе означает «Жёлтый император» или даже «Желтое божество». Считается, что он изобрел топор, лодку и весла, ступку и пестик, лук и стрелы, платье и туфли, а также придумал делить земли на наделы и стал основателем даосизма. Его обычно изображают в мантии золотисто-желтого цвета. Также желтый цвет соотносится с цветом вод Хуанхэ. Таким образом, желтый цвет Земли даже можно назвать золотым, императорским цветом, в который облачались правители Китая, что, как Земля, соединяли всех людей империи под своим началом. Потому и «Земляная Собака» скорее «Золотая», предвещающая стабильность и благополучие.
В завершение мы хотим поздравить Вас с наступающим Новым годом и пожелать материального и духовного богатства, а также внутренней гармонии и стабильности.
Публикация выполнена в рамках гранта РФФИ по гуманитарным и общественным наукам, проводимого совместно с Администрацией Томской области. Проект «Предтечи евразийской интеграции в зеркале музейных фондов» (No17-11-70007).