«Культура с нами всегда. Она несёт в себе генетический и исторический код нации. Экономика сегодня хорошая, а завтра плохая... Победы у нас бывают каждый век, но остаются в прошлом. Наука сегодня так, а завтра так... А Достоевский – неизменный признак. "Россия – значит Достоевский", – повторяют в мире. И Гоголь. И Солженицын. И Расул Гамзатов. Они всегда – неустаревающе – с нами. Культура, включая сегодняшнюю, символизирует Россию в мире. Культура – это то, что у нас нельзя отнять. И то, что мы не можем потерять, даже если постараемся. Культуру как символ хранят и берегут, как берегут знамя. Ею мы будем гордиться даже при военных и экономических поражениях, да хоть при распаде государства».
Михаил Пиотровский
Музей – это учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. Вот его очень долго не было в с. Подгорное. История становления музея прошла долгий путь.
Музей не сам по себе становился, музей делали и делают люди.
Первый, о ком надо рассказать – это Никита Поликарпович Крыцын, годы жизни – 10 июня 1922 – 2 октября 2011 гг. Родился в селе Усть-Мосиха Ребрихинского района Алтайского края. Его педагогический стаж 38 лет.
За годы работы в школе и в результате поездок по родному краю Никита Поликарпович накопил богатый краеведческий материал, который стал основой в создании сначала школьного, а затем Подгорненского районного краеведческого музея. Фотографии походов становятся яркими вспышками-фрагментами в создании экспозиций. Например, бивень на реке Андарме, который почти превышает рост самого высокого участника похода. Его оставили на сохранение у жителя посёлка. Но когда создался музей, фрагментов ископаемых животных было предоставлено уже много. Можно было открывать даже зал палеонтологии.
В 1970-е гг. директор Подгорненской школы В.Ф. Ничиперович выделил для хранения и экспонирования краеведческих материалов комнату площадью в 9 м2. Там постепенно и продолжилось накопление фондов будущего музея: предметов быта, монет и ассигнаций, фотографий, воспоминаний старожилов.
В 1978 г. появляется документ о создании районного краеведческого музея:
«Учитывая большое воспитательное значение вещественных и документальных свидетельств преобразования района, развития всех его отраслей народного хозяйства как для современного, так и для будущих поколений людей».
Было решено создать при картинной галерее районный краеведческий музей, в экспозициях и фондах которого сосредоточить материалы, отражающие историю развития промышленных предприятий, совхозов, леспромхозов, народного образования, культуры, здравоохранения и других отраслей народного хозяйства. Был утверждён оргкомитет в следующем составе: Фатеев А.П., заведующий отделом культуры, председатель оргкомитета; Десятых И.А., заведующий РОНО, заместитель председателя; Ничиперович В.Ф., заведующий отделом пропаганды РК КПСС; Андриянов Е.Л., председатель районной плановой комиссии; Чепуштанова М.Е., главный экономист управления сельского хозяйства; Комлач Ф.Ф., директор художественной школы; Крыцын Н.П., председатель районного общества охраны памятников; Мытниченко Н.Н., экскурсовод картинной галереи; Комаров Ф.К., старший охотовед по Чаинскому району[1].
Прошло ещё несколько лет, и 30 апреля 1982 г. бюро Чаинского райкома КПСС приняло решение открыть в с. Подгорном музей истории района, его боевой и трудовой славы[2]. Никите Поликарповичу, одному из лучших организаторов краеведческой работы в области, предложили взять это дело в свои руки.
Под музей выделили зал 8х11 м в Чаинской картинной галерее, которая располагалась на улице Островского. Началась подготовка материалов для экспозиций, стендов музея. Целыми днями просиживал энтузиаст над подшивками районной газеты, выуживая свидетельства истории. Кропотливо копался в архивах, шел к друзьям-ветеранам, привлекал к поисковой работе юных краеведов. Работники детской художественной школы помогали оформлять стенды и выставки. Так 5 сентября 1984 г. состоялось торжественное открытие музея в Подгорном. Это был только первый, но такой важный шаг к мечте Никиты Поликарповича. Первые стенды и стеллажи музея были посвящены Великой Отечественной войне, истории села Подгорное, трудовой славе чаинцев. Он много времени в краеведческой работе в музее уделял изучению топонимики Чаинского района, составлял для детей кроссворды с названиями рек, озёр, посёлков района. Собирал материал о ветеранах-друзьях и печатал на страницах нашей местной газеты «Земля Чаинская»[3].
Постепенно расширение экспозиции приводило к уменьшению выставочных площадей галереи. Однажды приехал в Подгорное первый секретарь обкома партии В.И. Зоркальцев. Привели его в картинную галерею и музей. Он посмотрел и пояснил, что картинную галерею теснить не надо, она единственная в области сельская картинная галерея. И дал указание выделить площади для музея.
23 декабря 1987 г. музей получил официальный статус «Школьный музей» и был переведён на второй этаж здания, освобождённого Подгорненским сельским советом[4]. «В качестве заведующего музеем работает на общественных началах участник Великой Отечественной войны Крыцын Н.П.»[5]. В документе от 22.12.1988 г., направленном начальнику управления культуры Томского облисполкома товарищу Салоповой З.И. от заведующего отделом культуры Сандаковой Л.Е. с просьбой решить вопрос по штатам для музея, в связи с тем, что выделено 288 кв.м. Необходим директор музея, научный сотрудник, техничка, дворник[6].
Новый этап в биографии музея наступил 23 марта 1990 г. Тогда был подписан приказ по управлению культуры исполкома Томского областного Совета народных депутатов о создании с 1 апреля 1990 г. литературного филиала Томского государственного объединённого историко-архитектурного музея (ныне – Томский областной краеведческий музей им. М.Б. Шатилова), краеведческий филиал Томского государственного объединённого историко-архитектурного музея в с. Подгорном Чаинского района[7].
Людмила Ефимовна Сандакова пригласила Зинаиду Сергеевну Решетникову возглавить музей. Приказом Томского государственного объединённого историко-архитектурного музея № 55-о от 25.09.1990 г. З.С. Решетникову назначили материально ответственным лицом за сохранность инвентаря, материалов и оборудования Подгорненского краеведческого филиала[8].
Приехала комиссия и директор Томского государственного объединённого историко-архитектурного музея Надежда Яковлевна Сергеева. Посмотрели предметы, и оказалось, что многие уже разрушились или в процессе, например, гербарий и листочки. Были и другие предметы, листы бумаги, фотографии, но этого было мало. Н.Я. Сергеева пояснила: для того, чтобы открыть музей, надо 500 экспонатов. Зинаида Сергеевна работала в Доме пионеров, начали сбор все вместе, подключили население[9]. Музей начал свою работу.
После этого дважды Подгорненский музей менял свою ведомственную принадлежность: с 1 января 1992 г. он входил в систему отдела культуры Чаинской районной администрации[10]. 7 августа 1998 г. заключается договор между Томским государственным объединённым историко-архитектурным музеем и администрацией Чаинского района о создании филиала в с. Подгорном[11].
Решетникова Зинаида Сергеевна родилась в с. Подгорное в 1955 г. В 1985 г. окончила Томский государственный педагогический институт по специальности «Педагогика и методика начального обучения».
Зинаида Сергеевна стояла у истока рождения и основания музея, внесла огромный вклад в становление и развитие музейного дела на территории Чаинского района Томской области. Активно популяризировала деятельность музея в средствах массовой информации: подготавливала к публикации статьи о мероприятиях, проводимых в музее, о новых находках и поступлениях для местной газеты «Земля Чаинская», принимала участие в снятии сюжетов на областном ТВ в программе «Вести – Томск» по музейной тематике Чаинского района. |
![]() |
Все годы работы в музее, помимо основной работы заведующей музеем, вела экскурсионное обслуживание посетителей, проводила культурно-образовательные программы, разрабатывала сценарии проведения музейных праздников и проводила их. Совместно с сотрудниками создавала новые выставочные проекты в музее.
Зинаида Сергеевна работала в Подгорненском отделе ОГАУК «ТОКМ им. М.Б. Шатилова» заведующей со дня основания музея, с 1990 года по август 2021 г.
Вдвоём было трудно работать. Помимо основной деятельности нужно было следить за предметами на выставке, которые тогда располагались на столах. И Зинаида Сергеевна пригласила Н.Ф. Джурмий.
Нина Федоровна Джурмий родилась 18 апреля 1956 г. в Якутской АССР. В Подгорное переехали в 1957 г. Выпускница Подгорнской средней школы. Закончила Томский институт автоматизированных систем управления и радиоэлектроники в 1978 г. Работала в музее с 1991 по 2012 г. Начинала работу с должности смотрителя музея, а впоследствии освоила сначала обязанности младшего научного сотрудника, потом после прохождения квалификационной комиссии областного краеведческого музея, ей было присвоено звание научного сотрудник. |
Джурмий Нина Фёдоровна. НВФ 2652 |
Под её непосредственным руководством были организованы многие выставки в музее. Нина Федоровна как научный сотрудник грамотно разрабатывала концепции по созданию выставки, проводила экспозиционное решение выставок, располагая музейные предметы согласно выработанной авторской концепции. Материал для лектора-экскурсовода, подготовленный научным сотрудником Ниной Федоровной Джурмий, всегда доступен посетителю выставки. Она могла найти общий язык и с дошкольниками, и с аудиторией более старшего возраста.
На двух музейных форумах Томской области именно её разработанные концепции выставок были предоставлены на строгий взгляд жюри и вышли победителями в номинациях. Первая концепция «Одно лицо войны» была посвящена ветерану Великой Отечественной войны Крыцыну Никите Поликарповичу, она была отмечена грамотой в номинации «Музей города №…». Во втором Музейном форуме Томской области ею была предоставлена выставка под названием «Было у матушки много детей», основанная на лучших работах Детской художественной школы села Подгорного. И снова наш Подгорненский районный краеведческий музей, благодаря правильно и грамотно разработанной концепции, занял призовое место в номинации «Дебют».
Нина Федоровна прилагала много усилий для совместной работы учреждений культуры с краеведческим музеем. Мероприятия, проводимые ею совместно с Центральной библиотекой, пользовались огромной популярностью, и проходили на высоком уровне.
Из воспоминаний Нины Федоровны: «Много лекций было по Сибиреведению, эту дисциплину тогда ввели в школе для обучения. Учителя тогда ещё не имели учебников, пособий, поэтому приводили учеников в музей пополнять знания. В музее часто бывала заведующая местным радио, корреспондент газеты «Земля Чаинская» Голубовская Надежда Ивановна. Она посещала лекции, вела кружок «Соприкосновение» при музее. Она попросила меня записать события из воспоминаний моих бабушки и деда, которые я вставляла в лекции. … Мне было нетрудно, хотя я считала: то, что умею я, и все умеют…» (Кстати, в местной газете было напечатано более 20 рассказов-воспоминаний Надежды Михайловны под псевдонимом Н. Михайлец).
Довольно неожиданно очень популярной оказалась выставка «Ностальгия по стране Советов». Оформляли мы её в большом зале без ремонта, стены были пятнистые, ещё не подготовленные полностью к покраске. Конечно, были сомнения в том, насколько позитивно воспримут посетители общий облик выставки, и не получится ли так, что эти стены испортят все впечатление? Экспонатов на этой выставке оказалось очень много, – предметы быта советского времени, документы, награды, портреты красных командиров, инструменты, школьная и пионерская атрибутика и многое другое, и всё это привлекло людей разных возрастов, а для молодёжи всё было в новинку – что это за вещи? Как ими пользовались? Пожилые люди радовались тому, что могут видеть предметы, окружавшие их всю жизнь. На этой выставке они встретились со своими детством и юностью…
По этой выставке мы с Людмилой Александровной Рязановой провели много экскурсий. Об СССР рассказывать можно было долго, если не сказать бесконечно.
Каждая выставка и каждая программа, каждая лекция и экскурсия всегда были плодом большого труда, времени, и в каждую из них была вложена душа.
Мы все, не побоюсь сказать, любили нашу музейную работу и оставили значительную часть своей души в этих стенах.
В 1999 г. лектором-экскурсоводом в музей пришла работать Н.М. Безносикова. Вероятно, много было посетителей, и Нина Федоровна не успевала. Надежда Михайловна Безносикова, родилась 23 октября 1952 г., проработала в музее с 1999 по 2002 гг., и оставила о себе значительную память и яркие впечатления.
|
Безносикова Надежда Михайловна и Решетникова Зинаида Сергеевна |
Правильно сказано: не место красит человека, а человек место, это в полной мере относится к лектору-экскурсоводу музея Надежде Михайловне Безносиковой. Её неторопливая речь завораживала слушателей, материал преподносился легко, доступно, интересно. Ночью готовилась, а днём читала лекции и вела экскурсии. Рассказывать надо было так, чтобы слушатели (в основном дети, ученики) захотели прийти послушать ещё раз.
Сама она так вспоминает о своей работе: «Мне нравилось что-то узнавать самой, а потом делиться этими знаниями со слушателями. Иногда у меня в голове было 18 разных лекций… Наиболее памятна была лекция об Александре фон Гумбольдте, открывателе и учёном, 30 лет работавшим в экспедициях в Америке, Сибири и других местах». Эта выставка была временной и была привезена из Томска, из областного краеведческого музея. Она содержала такие экспонаты, как: различные минералы, красочные плакаты, карты и предметы быта. Богатое собрание! Выставка была очень познавательной. Надежда Михайловна многое помнит из своей работы экскурсовода: «Я рассказала 101 раз лекцию только о селькупах, много лекций об истории Подгорного, Чаинского района, Нарыма, о спецпереселенцах, о жизни колхозов, о деньгах…».
В маленьком музее трудно ограничиться только служебными обязанностями по профилю, сотрудникам приходится совмещать в себе, возможно, несовместимые работы. Как говорят, «и швец, и жнец, и на дуде игрец»! Вот и Надежде Михайловне между лекциями приходилось стирать и гладить шторы, мыть окна, подбеливать стены, красить забор… Всё было бы хорошо, если бы не эта хозяйственная упряжка.
Несмотря на короткий период работы в музее, это время оставило глубокий след в душе Надежды Михайловны, да и не только в её душе, а у всех тех, кто с ней общался. Она говорит: «Когда встречаю тех ребятишек, которым рассказывала, например, о княгине Святой Ольге, о её муже, о половцах, дети мне говорят, что по сей день это у них в памяти»[12].
Время шло, и требовались сотрудники для узких направлений. Областным музеем было выделено полставки хранителя и полставки кассира.
В музей устроилась Рязанова Людмила Александровна. Родилась в Чаинском районе 12 июля 1967 г. Работала в музее с 2002 по 2012 г. Работа заключалась в обработке новых поступлений в музей, а за 10 лет их было очень много. Инвентаризировала и хранила музейные экспонаты.
|
Решетникова З.С., Джурмий Н.Ф., |
Людмила Александровна участвовала в оформлении выставок и подготовки творческих программ. Она воспоминает, что каждая выставка была любимой, выстраданной. Но особенно отмечает выставку «Русская изба». О быте и жизни простого человека – крестьянина XIX в., с настоящей печкой (из фанеры), большим семейным столом, красным углом с иконами. Был там и женский закут с разной кухонной утварью (горшками, ухватами, рушниками и половичками ручной работы), деревянными фонарями, лучинами, прялками и даже люлькой с младенцем. У дверей русской избы находилось и мужское место для работы с нужными для хозяйства предметами: топорами, молотками, серпами, конской упряжью и другими разными предметами.
Открытие выставки было организовано в форме посиделок, пригласили местную фольклорную группу, гостей. За большим столом собрались гости, пели песни и частушки, вспоминали случаи из далекого прошлого, рассказанные бабушками, различные поверья и приметы. А встречала гостей настоящая Хозяюшка в русском народном костюме. Был даже свой домовой, который сидел за печкой и подслушивал!
Вместе с Ниной Федоровной была разработана культурно-игровая программа к выставке «Русская изба» для детей – «День рождения домового». Нарядились в костюмы домового и кикиморы, показали небольшое представление с играми и загадками, развеселили маленьких гостей. Дети были очень довольны.
Людмила Александровна особо отмечает первую «Ночь в музее» 2009 г., подготовленную по мотивам повести Н. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Совместно с Центральной библиотекой и ДДТ был организован мини-спектакль с такими героями, как Солоха, Чёрт и другими сказочными персонажами. На входе гостей встречал настоящий шарманщик с шарманкой.
«Проработав с Н.Ф. Джурмий бок о бок 10 лет, сложился крепкий творческий тандем, где Нина Федоровна была вдохновителем и генератором идей. Интернета не было, и поэтому, чтобы подготовить мероприятия, вместе приходилось пересматривать кучу литературы. Мою коллегу отличало то, что любая «сухая» информация могла стать основой увлекательного, с изюминкой, решения, как привлечь больше посетителей в наш музей. В жизни Нина Федоровна порядочный, ответственный, пунктуальный человек. Мне было комфортно и легко работать с ней».
Нина Федоровна Джурмий рассказывает, что очень хорошо запомнилась ей совместная работа по подготовке программы по истории письменности «Откуда азбука пошла». Вместе с Людмилой Александровной Рязановой сами учились вязать сложные узлы для древней письменности инков, готовили гусиные перья для письма, бересту для берестяных грамот, и всё это было безумно интересно и самим. Проводили эту творческую программу для детей тоже вместе, а в результате дети во время проведения программы увлечённо писали тушью, вязали узлы кипу, разгадывали пиктограммы. Было очень интересно и весело всем!
В 2008 году было принято решение о перепрофилировании музея из краеведческого – в Музей кулайской культуры. В рамках перепрофилирования в музее появилась новая постоянная экспозиция, посвящённая кулайской историко-культурной общности.
|
![]() |
Культура, представленная в экспозиции музея, оставила после себя самобытное и выразительное культовое литьё кулайцев, изображающее мифологических персонажей. Они никого не оставляют равнодушными и служат источником вдохновения для современных художников, мастеров декоративно-прикладного искусства и даже музыкантов.
В 2012 г. Нину Федоровну и Людмилу Александровну сменили Л.И. Семыкина и Г.С. Горбунова.
Горбунова Галина Семеновна родилась в п. Подольск, Бакчарского района 19.06.1952 г. В 1991 г. закончила Томский государственный педагогический институт имени Ленинского комсомола по специальности педагогика и психология (дошкольная).
Галина Семеновна работает в музее с 2012 г. на должности хранителя фондов. За время работы Галине Семеновне не составило сложности понять и быстро включиться в творческий процесс работы музея. Она активно участвует в создании выставочных проектов. Её умение творчески подходить к работе – одна из главных черт. Созданные экспозиции с сотрудниками несут в себе эмоциональное тепло от экспонируемых предметов, привлекают внимание.
Большая работа состоит в заполнении автоматизированной системы КАМИС, и Галина Семеновна качественно справляется. Благодаря ей весь основной фонд музея внесён в систему КАМИС, сейчас она активно вносит научно-вспомогательный фонд. По наполнению системы КАМИС у музея очень высокие показатели.
Семыкина Людмила Ивановна родилась 29.09.1985 года в селе Подгорном, Чаинского района. Работает в музее с апреля 2012 г., в 2022 году была назначена на должность заведующего отделом Музея кулайской культуры.
О деятельности Людмилы Ивановны намеренно умолчим. История всё покажет.
С 3 мая 2018 г. получил новое название – Музей кулайской культуры.
|
![]() |
Долгое время в музее не было постоянного кассира и только в 2018 г. в музей пришла работать Щербинина Надежда Ивановна, 07.02.1956 г.р. Она работает не только кассиром, но и уборщиком служебных помещений. В музее очень большая отчётность: это билеты на вставки, экскурсии, лекции, массовые мероприятия, учёт разных категорий посетителей. При всей финансовой ответственности витрины в музее всегда блестят.
В разное время в музее трудились в должности рабочего по комплексному обслуживанию здания многие. С 2022 г. работает Кочегаров Юрий Александрович, 07.04.1990 г., он следит за зданием, убирает территорию, активно участвует в организации пространства при создании выставок. Мужская сила очень необходима, ведь иногда приходится перемещать тяжёлые предметы и стеклянные витрины.
В конце 2024 г. научным сотрудником музея пришла работать Ильина Елена Анатольевна. Она проводит лекции и экскурсии. Монтирует выставки в музее и вне музея.
Постепенно осваивает работу научного сотрудника.
Музей не оставался один и не был замкнутым. В разные годы были близкие друзья и помощники. Мы обратились к воспоминаниям Н.Ф. Джурмий. Например, руководители школьного музея ПСШ – Кайдалова К.Я. и Шагаева В.П., Шубенко Г.К.; руководитель школьного музея в с. Варгатер – Банникова В.Д.; руководитель музея Чаинского РОВД – Моисеев В.С.; председатель комитета по экологии Чаинского района – Кривоносова Е.А.; практически весь коллектив районной библиотеки, особенно Башурова Н.М., Сандакова Т.К. и Власова Л.Д.; журналисты районной газеты Цибульник И.А. и Уткин В.А., а также многие жители района, сдавшие различные предметы в краеведческий музей.
Были и такие друзья музея, которых было бы даже правильнее назвать внештатными сотрудниками.
Это, в первую очередь, радиоорганизатор, корреспондент местной газеты «Земля Чаинская» Надежда Ивановна Голубовская, человек с чистыми помыслами и прекрасной душой. Она оказала на нас огромное влияние как в духовном плане, так и в плане культурного развития. Как старший товарищ, поддерживала нас в наших начинаниях, участвовала в мероприятиях и открытиях выставок, писала подробные репортажи о них.
Фотолетописцем всех славных дел музея был фотокорреспондент газеты «Земля Чаинская» Леонид Ефимович Петроченко. Он везде успевал: побывать на местах интересных событий в посёлках и райцентре, поделиться ими, расспросить о делах, поднять настроение, рассказывая анекдот дня. И как здорово, что музейщики успели организовать его первую и единственную персональную выставку фотографий. Всю работу по подбору и печати снимков выполнил он сам, а потом ещё по просьбе Н.Ф. Джурмий и дополнял выставку, чтобы не было пробелов и пустых мест. Говорил: «Так я же ещё молодой, сбегаю, принесу».
Не всё можно сделать женскими руками, зачастую, особенно в первые годы нашей работы, были необходимы именно мужские руки. В таких случаях нас всегда выручал Борис Юрьевич Великанов, человек с доброй душой и золотыми руками. Это он передал нам списанный киноаппарат «Украина», отладил его, научил вставлять в него плёнку и демонстрировать кинофильмы. Во время таких уроков школьники сидели, затаив дыхание. Под шум и треск аппарата смотришь на экран и видишь чёрно-белые кадры настоящего документального кино или цветные научно-популярного… Переносишься назад лет на 50!
Фильмы из школьной фильмотеки подбирала по теме и выдавала Мария Ивановна Павленко. Она следила за их сохранностью, добывала какими-то неимоверными путями (шли 90-е годы!) жидкость для их обработки и таким образом продлевала их жизнь.
В настоящее время музей сотрудничает с двумя клубами – российских немцев и «Прикосновение». Совместно проводим мероприятия, они активно помогают музею в создании выставок.
И сейчас у музея есть очень много друзей – это главный редактор газеты «Земля Чаинская» Максим Александрович Золотухин, он пишет интересные статьи о нашем музее, всегда поздравляет с праздниками, предлагает свои идеи.
Соловьева Ольга Борисовна, руководитель школьного музея, мы обмениваемся информацией, даёт экспонаты для выставок.
Моисеев В.С. – руководитель музея Чаинского РОВД, очень часто участвует в создании выставок, пишет замечательные статьи, выступает с лекциями, ведь он кладезь знаний, поздравляет нас со всеми праздниками.
Шарков Андрей Александрович, военком г. Томска, не смотря на удалённое расстояние от музея, помогает с экспонатами для выставок, оказывает разную помощь.
Кочегаров Александр Анатольевич, наш внештатный сотрудник, активно участвующий в жизни музея: помогает в монтаже выставок, с доставкой и отправкой чего-то необходимого и многое другое.
Никифорова Лариса Олеговна, наш главный помощник в проведении ежегодной культурно-образовательной акции «Ночь искусств». Под её руководством дети и взрослые создают замечательные рисунки, спасибо ей большое.
И нельзя не согласиться с высказыванием Нины Федоровны Джурмий о том, что невозможно всё написать о пути музея, и упомянуть всех людей, которые поддерживали и поддерживают нас, участвуют в жизни нашего музея.
Музей уже прошёл интересный и долгий путь становления. Но предстоит преодолеть ещё много трудностей от создания познавательных выставок, от финансовых сложностей и удалённости от областного центра, до привлечения посетителей. Музей выступает местом встреч разных поколений, этносов, проводит большое количество выставок, экскурсий, культурно-образовательных программ. Проводит работу с детьми, прививая уважение, любовь к родной культуре и в целом к истории. А сделать такую «прививку» – это нелёгкий труд. Получится ли у сотрудников музея, покажет история!
Список использованных источников и литературы:
[1] Об организации районного краеведческого музея. Архивный фонд Чаинского райисполкома Ф. 1. Оп. 1. Ед. хр. 765. Л. 95.
[2] Музей в с. Подгорном Чаинского района, филиал ТОКМ. Приказ о создании филиала, о реорганизации его в самостоятельный музей 1982–1992 гг. Архив Томского областного краеведческого музея. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1054. Л. 1.
[3] Решетникова З.С. Краеведы Земли Чаинской // Земля Чаинская: сборник научно-популярных очерков к 100-летию с. Подгорного, 2001. С. 283.
[4] Там же, с. 284.
[5] Документы на открытие Подгорненского музея Чаинского района Томской области – филиала ТГОИАМ (перечень предметов музея, переписка, штатное расписание, справки о расходах по смете). 1988–1989. Архив Томского областного краеведческого музея. Ф. 1. Оп. 1. Д. 803. Л. 17.
[6] Документы на открытие Подгорненского музея Чаинского района Томской области – филиала ТГОИАМ (перечень предметов музея, переписка, штатное расписание, справки о расходах по смете). 1988–1989. Архив Томского областного краеведческого музея. Ф. 1. Оп. 1. Д. 803. Л. 19.
[7] Музей в с. Подгорном Чаинского района, филиал ТОКМ. Приказ о создании филиала, о реорганизации его в самостоятельный музей 1982–1992 гг. Архив Томского областного краеведческого музея. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1054. Л. 2.
[8] Договор о создании музея в с. Подгорное, филиала ТГОИАМ. 1990 г. Архив Томского областного краеведческого музея. Ф. 1. Оп. 1. Д. 903. Л. б.
[9] Интервью с З.С. Решетниковой. 2025 г.
[10] Договор о создании музея в с. Подгорное, филиала ТГОИАМ. 1990 г. Архив Томского областного краеведческого музея. Ф. 1. Оп. 1. Д. 903. Л. в.
[11] Договор о создании музея в с. Подгорное, филиала ТГОИАМ. 1990 г. Архив Томского областного краеведческого музея. Ф. 1. Оп. 1. Д. 903. Л. 2.
[12] Архив Музея кулайской культуры (вырезки газет «Земля Чаинская»).