К 95-летию Томского областного краеведческого музея
Открытие Томского краевого музея:
«История Томска обогатилась ещё одной датой…»
(продолжение)[i]
Основателями Томского краевого музея были художники, архитекторы, археологи. Их детище виделось им как музей «художественной старины и революции». Этот подход, естественно, наложил отпечаток на первую экспозицию. «КРАСОТА» (именно так, – с большой буквы!) и сибирские древности служили путеводной нитью для собирания коллекций и для формирования первой экспозиции…
Но не пора ли нам её «осмотреть»? Двинемся во след первым экскурсантам открывшегося музея (напомним, это событие произошло в марте 1922 г.).
Вот зал «художественных сокровищ» храма муз. В сравнительно небольшом помещении стены сплошь заполнены картинами: «ковровая развеска» являлась обычным способом экспонирования работ в начале XX в. – хотелось показать как можно больше работ и при маленькой экспозиционной площади. В зале «представлены главные направления русской живописи – от натурализма… до футуризма». На стенах – копии картин прославленных отечественных мастеров и подлинные полотна известных сибирских художников – Гуркина, Зеленевского… Это та коллекция, которая ныне составляет драгоценное ядро Томского художественного музея, отпочковавшегося в 1979–1982 гг. от краеведческого. Обратите внимание: в первой экспозиции, смонтированной за две недели, мы видим, тем не менее, не хаотический, а систематизированный показ полотен. Впрочем, это неудивительно: музей возглавлял специалист, который был способен на такого рода осмысление коллекции – художник, тонкий ценитель и знаток живописи, искусствовед А. Тихомиров[ii].
[i] Начало публикации см.: URL: http://tomskmuseum.ru/blog/otkrytie-tomskogo-kraevogo-muzeya-istoriya-tomska-obogatilas-ecshyo-odnoj-datoj/.
[ii] Позже А.Н. Тихомиров получил известность в нашей стране как автор популярных очерков творчества зарубежных и отечественных художников.
В том же зале размещалась коллекция архитектурных зарисовок старинного Томска и его окрестностей – от барочных храмов XVIII в. до обветшавших жилых и хозяйственных построек середины XIX в. – образцов провинциального русского ампира. (Читатели музейного сайта, возможно, помнят, что эти зарисовки делались по инициативе безвременно умершего архитектора А.Л. Шиловского[i]).
[i] URL: http://tomskmuseum.ru/about_mus/about_hist/about_shilov/.
Создатели музея терпеливо и настойчиво разъясняли простонародным посетителям (часть из них наверняка впервые приобщилась к искусству) – зачем в революционную эпоху нужны эти ветхости повергнутой старой России: «Строителям нового мира нужно знать то, что найдено опытом предшественников. Кто строит иначе, строит на песке. Вторая цель: открыть глаза живущим сейчас на ту красоту, которая их окружает. Деревянная архитектура старого Томска – редкое по благородству явление в жизни нашей, вообще одаренной к зодчеству нации…». (Как хочется, эти слова адресовать и нашим современникам, которые не всегда ценят драгоценное наследство наших предшественников). Архитектурные зарисовки, представленные в первой экспозиции Томского краевого музея, сохранили до нас, потомков, образы давно утраченного нами деревянного Томска позапрошлого столетия. Эти рисунки не только регулярно экспонируются на различных музейных выставках, украшают музейные издания, но и частью опубликованы на сайтах нашего музея.[i]
Следующий зал – Революции. Он был также наполнен работами художников: рисованными агитационными плакатами, эскизами декораций к театральным, революционным же, постановкам, архитектурными проектами для молодой Советской власти (того же А.Л. Шиловского). Тут же – фотографии о революционных событиях 1917 года (вероятно, те самые, которые в настоящее время публикуются на нашем сайте – в разделе «Виртуальные выставки»).[ii]
[i] На сайте «Старинные храмы томской земли» опубликованы некоторые рисунки А.Н. Тихомирова и А.Л. Шиловского. См.: URL: http://xn--80aaolwdavedl6byef.xn--p1ai/temples/vozneseniya-gospodnya-s-semiluzhenskoe-1808 и др.
[ii] URL: http://tomskmuseum.ru/afisha_exhibit/virt_vist/vv1917/.
Надпись на памятнике [вероятно, стихи самого художника-поэта]:
«Муку погибших героев / Лавиною в небо вонзаю. / Железобетонной поэмой / Звездно её разрешаю»[i]
[i] Описание проекта памятника см.: Первые городские мемориальные символы Новосибирска // URL: http://wiki.darlingcity.ru/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8B%D0%B5_
%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_
%D0%BC%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_
%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8B_%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81
%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0.