О музее / Блог

Хранители чужого прошлого

19 мая 2022

Хранители чужого прошлого

Какие редкости хранят в фондах Краеведческого музея и зачем

 

Музейный хранитель — одна из самых загадочных профессий, про которые мало что известно большинству людей. Кто они — хранители? Что именно они хранят, и как это вообще делается? И почему, приходя в музей, мы их практически никогда не видим?

 

  • Про нас часто думают, что мы что-то вроде кладовщиков, которые либо ходят по музею с большими ключами и никого не подпускают к предметам, лежащим в фондах, либо просто сидят и смотрят на экспонаты, а те сами по себе хранятся. Это, конечно, далеко не так, - улыбается Татьяна Карташова, главный хранитель Томского Краеведческого музея. - Задача хранителя — сделать так, чтобы предмет, попавший в музей, сохранился в своём первозданном виде как можно дольше. Желательно — вечно, хотя ничего вечного нет. Любые объекты материального мира рано или поздно портятся, даже камни разрушаются и металл рассыпается в прах. Что уж говорить о таких материалах, как ткань или бумага... Но мы делаем всё возможное для того чтобы сохранить любую мелочь, вплоть до трамвайного билета или талона на воду, если они имеют историческую ценность...

 

Хранить вечно

Так чем именно занимается сотрудник музея, должность которого называется «хранитель»? В первую очередь он стражник. Стоит на страже тех многочисленных предметов, которые разными путями попадают в музей. Не все из них ценные, часть из них находятся в разрушенном состоянии, какие-то являются предметами быта, отражающими повседневность. И здесь необходим тщательный отбор. Ведь всё сохранить невозможно. Поэтому хранитель должен быть исследователем, любопытным, как ребёнок, и точным, как хирург. Ему нужно уметь определить, имеет ли та или иная вещь ценность для истории, для будущих поколений, которые придут в музей через 50 или 100 лет.

 

Про «сто лет» - это не шутка. Томский Краеведческий музей открыл свою первую экспозицию 18 марта 1922 года, эта дата считается днём рождения музея. Хотя первые экспонаты начали собирать ещё зимой 1920 года, их даже можно время от времени увидеть на выставках.

 

Иногда музейному хранителю приходится играть роль сыщика и буквально «идти по следу» той или иной вещи, выясняя её историю, принадлежность определённому времени или человеку. Бывало, что таким «сыщиком» становилась и Татьяна Карташова. 

  • Недавно в Томске на чердаке старого дома в переулке Красного Пожарника обнаружили спрятанные письма 1918-1920 годов. Мне позвонили журналисты, они снимали сюжет для новостей и попросили дать комментарий в эфир. Поехали в этот дом, познакомились с хозяевами, которые оказались людьми, очень интересующимися историей. Письма находились в ужасном состоянии, в грязи и плесени. Принадлежали они белогвардейскому офицеру, поэтому, видимо, и были спрятаны. Не сразу удалось разобрать, на каком языке они написаны. Кроме писем на русском языке часть оказалась на эстонском. Сейчас они находятся в Краеведческом музее, с ними работают специалисты.

 

Ещё одна часть работы хранителя — максимально полное и точное описание предметов, которые попали в коллекцию. Вещи, принадлежавшие как далёкому прошлому, так и недавней современности, приходят в музей разными путями. Иногда их привозят из экспедиций научные сотрудники. Нередко архивы и коллекции знаменитых томичей сдают в музей их потомки и наследники. А иногда буквально с улицы человек приходит и приносит то, что ему кажется ценным. Хранитель должен принять эти дары, оценить их нужность для музейного собрания и составить опись, которая будет храниться вечно. 

 

Особо ценные коллекции

Первая коллекционная опись в Томском Краеведческом музее появилась в 1920 году. С тех пор здесь собрано более 230 тысяч предметов, имеющих значимость для истории. К особо ценным экземплярам относятся все драгоценные металлы, этнографические коллекции — например, костюмы и бубны эвенкийских шаманов или лодки-долблёнки, сделанные в начале прошлого века. Не меньше ценится специалистами и коллекция русского, европейского и восточного оружия, а также ряд письменных источников. В их числе рукописные книги XVI-XX веков, подлинники уникальных документов, раскрывающих тайны томской истории, старинная старообрядческая книга «Апокалипсис трёхтолковый». 

 

Все эти разнообразные предметы требуют разных условий хранения. Дерево нужно хранить при одном уровне влажности воздуха, металл — при другом. Металлу нужно, чтобы было тепло и сухо, а бумажным документам и книгам нужна влажность воздуха на уровне 50-55%, чтобы и кожаные переплёты не пересохли, но и не появилась плесень. Поэтому одна их обязанностей хранителя – постоянное  измерение и поддержание оптимальной температуры и влажности в помещениях музея. Весной появляется ещё одна проблема — жучки, которые оживают после зимы и начинают свою вредительскую деятельность по уничтожению уникальных предметов одежды, старинных тканей или книг. И хранителям каждый раз нужно думать, как и с жучками бороться, и экспонаты не повредить.  

 

У каждой коллекции свой хранитель. Кто-то хорошо разбирается в археологии, другой часами может рассказывать об антикварной мебели, третий — специалист по иконам, четвёртый занимается исключительно изделиями из драгоценных металлов и камней. Главный хранитель Татьяна Карташова — специалист по книжным памятникам. В Краеведческий музей она пришла из отдела рукописей и книжных памятников Научной библиотеки ТГУ, где работала 25 лет.

- Музейная работа сильно отличается от библиотечной, - рассказывает Татьяна Петровна. - Сначала я думала, что быстро войду в колею новой должности, поскольку и там, и там нужно иметь дело с книгами и документами. Но оказалось не всё так просто. Фонд письменных источников Краеведческого музея насчитывает более 10 тысяч достаточно редких, интереснейших изданий. Там есть и ценные рукописи, и старопечатные книги, которые требуют особого обращения и серьёзной исследовательской работы.

 

Маленькие части большой истории   

Главному хранителю такого крупного музея, как томский Краеведческий, иногда приходится иметь дело не только с уникальными древностями, но и с очень простыми, бытовыми предметами. Например, с трамвайными билетиками или талонами на воду! В музее хранится талон, по которому жителю Томска выдавали положенную ему порцию воды в 1936 году. Питьевой воды в городе не хватало, её привозили бочками и раздавали по талонам. Так что через такую крохотную вещь как талон перед нами сейчас может развернуться большая и драматичная картина жизни целого города.

- Зачем музей хранит билеты на трамвай? Возможно, лет через 70 будет трудно вспомнить, что такое трамвай, и как люди платили за проезд на нём. А трамвайный билет об этом напомнит, - улыбается Татьяна Карташова. - Мы храним марки, этикетки, визитки, спичечные коробки фабрики «Сибирь», инструменты томских заводов и многое другое. Например, свёрла, которые использовали на томском заводе режущих инструментов... Некоторые из этих заводов уже не существуют, но в своё время они были частью большой истории, и мы обязаны сохранить память об этом.

 

Несмотря на долгий и богатый опыт сначала библиотечного, а затем музейного хранения, Татьяна Карташова не потеряла способность удивляться новым находкам. Некоторые коллекции, которые ей приходится описывать, буквально берут её за душу, из предмета профессионального интереса становятся личной страстью. Так произошло, например, с архивом томского академика Сергея Петровича Карпова. Большинство томичей больше знают его сына, академика Ростислава Карпова, который является крупным российским учёным. Его  отец ушёл из жизни в 1976 году, будучи известнейшим советским микробиологом, ведущим специалистом в СССР по лечению клещевого энцефалита. Его родственники передали в Краеведческий музей личный архив академика, и Татьяна Петровна сейчас занимается его оцифровкой и постановкой на централизованный учёт. А после того как все документы из архива Карпова будут внесены в Государственный каталог Российской Федерации, главный хранитель планирует написать о его жизни серию публикаций.

 

Ценности нельзя прятать

Главный хранитель музея признаётся, что нередко испытывает настоящий восторг первооткрывателя, когда находит в скрытых от постороннего глаза фондах музея какие-то особо редкие и мало кому известные экземпляры. Так было, например, с почти истлевшим от времени Синодиком — списком сибирских церковнослужителей, пострадавших от репрессий со стороны советской власти. Этот лист бумаги с именами замученных, растерзанных, без вины наказанных людей был напечатан в 1919 году и смог пережить целую эпоху. Упакованный в кальку и картонную папку, он больше ста лет хранился в недрах Краеведческого, пока не попал в руки к Татьяне Петровне.

- Я немного ненормальный хранитель, - смеётся она. - Если я что-то уникальное нашла, мне хочется сразу всем об этом рассказать. Есть хранители, которые прячут редкости, стараются скрывать их наличие в музее (конечно, чтобы сохранить), а я считаю, что о наших находках нужно рассказывать как можно больше, показывать их людям.

 

Татьяна Карташова рассказывать о Томске и тех его жителях, которые вписали свои биографии в историю города, умеет очень хорошо. Она делает это устно — для телевидения и для средств массовой информации, которые обращаются с просьбой об интервью, и письменно, так как обладает явным литературным талантом. Всё это делается для того, чтобы мы, приходя в Томский Краеведческий музей, могли прикоснуться если не пальцами, то глазами и душой к драгоценным свидетельствам прошлого. Зачем это нужно — такая встреча с прошлым? Чтобы лучше понимать настоящее и более пристально вглядываться в будущее.

 

Некоторые из интереснейших текстов Татьяны Карташовой можно найти в интернете и благодаря им больше узнать об этом старом и загадочном городе, в котором нам суждено жить. Но лучше прийти в музей и собственными глазами увидеть то, что так старательно берегут его хранители.

 

Текст: Ирина КОРНЕВА 

Ирина КОРНЕВА
Хранители чужого прошлого