О музее / Блог

«Главный внедорожник Великой Отечественной войны»

18 июня 2021

Willys МВ – американский внедорожник повышенной проходимости. Поставлялся в Советский Союз по ленд-лизу с лета 1942 года. За время Великой Отечественной войны объём этих поставок для нужд Красной армии составил 50,5 тысяч автомобилей.

Изначально внедорожник проектировался для американской армии. Пентагон объявил о необходимости производства таких автомобилей весной 1940 года. А серийный выпуск начали уже в 1941-м. Серийная сборка внедорожников стартовала на конвейере компании «Виллис», которая выиграла конкурс у своих конкурентов, прежде всего – у «Форда». Однако, справиться с требуемым по контракту объёмом «Виллис» не смог и, после предварительной договорённости с заводами Форда, туда были переданы рабочие чертежи нового автомобиля, где с 1942 года наладили выпуск Willys МВ, присвоив ему название Ford GPW.

 Помимо Советского Союза, «центрами сбыта» американских внедорожников стали Великобритания (более 100 тысяч автомобилей) и Франция (около 10 тысяч «Виллисов»).

 Эти машины любили и уважали в войсках за их надёжность и «неубиваемость». В Советский Союз «Виллисы» американцы поставляли в полуразобранном состоянии, в специальных ящиках. Это и упрощало перевозку, и гарантировало целостность машин. Нельзя сказать, что отправлялись обычные коробки «с железом», ведь перед отправкой каждый автомобиль полностью собирался и даже проходил небольшую обкатку, а потом снова разбирался. А вновь собирались они в Коломне и в Омске на специальных сборочных площадках. Так что американец имеет и сибирские корни!

 Внедорожник оказался лёгким, маневренным и практичным, с четырёхместным кузовом без дверей, брезентовым тентом и откидывавшейся на капот передней панелью с жёстко укреплённым в ней лобовым стеклом.

 Автомобиль Willys МВ представлял собой полноприводный внедорожник с передним продольным расположением 4-цилиндрового двигателя с водяным охлаждением. Максимальная мощность его по американскому стандарту составляла – 60 лошадиных сил, а на испытаниях в СССР – не более 56,6 лошадиных сил. Предельный крутящий момент двигателя – 14.52 кГм (на испытаниях в Советском Союзе он показал – 14 кГм) – относительно большой, что предопределяло высокие динамические качества и хорошую приемистость машины в целом. Степень сжатия 6,48 – обычная для того времени на Западе, но достаточно высокая для условий отечественной эксплуатации. Нормальная работа двигателя была возможна только на бензине с октановым числом не ниже 66. Применение в Красной армии низкокачественных сортов бензина и масел, а также тяжёлые условия эксплуатации на фронтовых разбитых дорогах и бездорожье приводили к резкому сокращению срока службы автомобиля, порой всего лишь до пятнадцатитысячного километрового пробега. Например, в тяжёлых дорожных условиях у него иногда ломались полуоси, рессоры и даже рамы. В этом отношении, американский внедорожник уступал нашему отечественному автомобилю ГАЗ-67, хотя и имел приблизительно сходные характеристики. И все-таки, советские бойцы и командиры полюбили «Виллис» за его отличные ходовые качества.

 В Красной армии автомобили «Виллис» сразу же нашли себе эффективное применение, в первую очередь, в качестве командирских автомобилей и артиллерийских тягачей 45-мм противотанковых пушек образца 1937 года и образца 1942 года.

 После окончания Великой Отечественной войны большая часть «Виллисов» была возвращена в США, а оставшиеся в Советском Союзе автомобили долгое время эксплуатировались в Советской армии и народном хозяйстве. Машины на базе Виллиса разрабатывались даже после войны, а находились на службе и того дольше, вплоть до конца XX века, хотя некоторые страны используют их до сих пор.

Виллис из фондов Томского областного краеведческого музея

Машина была приобретена Томским областным краеведческим музеем у Сергея Ионовича Ивлева, участника Великой Отечественной войны, который воевал в составе 166-й Томской стрелковой дивизии. Автомобиль находился в его владении со второй половины 1940-х гг. по 2001 г.

Подробнее познакомиться с информацией о 166-й стрелковой дивизии можно здесь  

Нашего «американца» можно увидеть на ежегодных акциях Томского областного краеведческого музея «Никто не забыт, ничто не забыто» и «Чтобы помнили». Этот экспонат пользуется популярностью у детей и взрослых.

 

Виллис был главным внедорожником Великой Отечественной войны. В 2020 году он стал главным героем рекламного ролика музея. Приятного просмотра! 

 

Елена Лилявина
старший научный сотрудник выставочного отдела ТОКМ
Юрий Рассамахин
старший научный сотрудник выставочного отдела ТОКМ

 

Е.В. Лилявина
Научный сотрудник Томского областного краеведческого музея им. М.Б. Шатилова
«Главный внедорожник Великой Отечественной войны»