Willys МВ – американский внедорожник повышенной проходимости. Поставлялся в Советский Союз по ленд-лизу с лета 1942 года. За время Великой Отечественной войны объём этих поставок для нужд Красной армии составил 50,5 тысяч автомобилей.
Изначально внедорожник проектировался для американской армии. Пентагон объявил о необходимости производства таких автомобилей весной 1940 года. А серийный выпуск начали уже в 1941-м. Серийная сборка внедорожников стартовала на конвейере компании «Виллис», которая выиграла конкурс у своих конкурентов, прежде всего – у «Форда». Однако, справиться с требуемым по контракту объёмом «Виллис» не смог и, после предварительной договорённости с заводами Форда, туда были переданы рабочие чертежи нового автомобиля, где с 1942 года наладили выпуск Willys МВ, присвоив ему название Ford GPW.
Помимо Советского Союза, «центрами сбыта» американских внедорожников стали Великобритания (более 100 тысяч автомобилей) и Франция (около 10 тысяч «Виллисов»).
Эти машины любили и уважали в войсках за их надёжность и «неубиваемость». В Советский Союз «Виллисы» американцы поставляли в полуразобранном состоянии, в специальных ящиках. Это и упрощало перевозку, и гарантировало целостность машин. Нельзя сказать, что отправлялись обычные коробки «с железом», ведь перед отправкой каждый автомобиль полностью собирался и даже проходил небольшую обкатку, а потом снова разбирался. А вновь собирались они в Коломне и в Омске на специальных сборочных площадках. Так что американец имеет и сибирские корни!
Внедорожник оказался лёгким, маневренным и практичным, с четырёхместным кузовом без дверей, брезентовым тентом и откидывавшейся на капот передней панелью с жёстко укреплённым в ней лобовым стеклом.
Автомобиль Willys МВ представлял собой полноприводный внедорожник с передним продольным расположением 4-цилиндрового двигателя с водяным охлаждением. Максимальная мощность его по американскому стандарту составляла – 60 лошадиных сил, а на испытаниях в СССР – не более 56,6 лошадиных сил. Предельный крутящий момент двигателя – 14.52 кГм (на испытаниях в Советском Союзе он показал – 14 кГм) – относительно большой, что предопределяло высокие динамические качества и хорошую приемистость машины в целом. Степень сжатия 6,48 – обычная для того времени на Западе, но достаточно высокая для условий отечественной эксплуатации. Нормальная работа двигателя была возможна только на бензине с октановым числом не ниже 66. Применение в Красной армии низкокачественных сортов бензина и масел, а также тяжёлые условия эксплуатации на фронтовых разбитых дорогах и бездорожье приводили к резкому сокращению срока службы автомобиля, порой всего лишь до пятнадцатитысячного километрового пробега. Например, в тяжёлых дорожных условиях у него иногда ломались полуоси, рессоры и даже рамы. В этом отношении, американский внедорожник уступал нашему отечественному автомобилю ГАЗ-67, хотя и имел приблизительно сходные характеристики. И все-таки, советские бойцы и командиры полюбили «Виллис» за его отличные ходовые качества.
В Красной армии автомобили «Виллис» сразу же нашли себе эффективное применение, в первую очередь, в качестве командирских автомобилей и артиллерийских тягачей 45-мм противотанковых пушек образца 1937 года и образца 1942 года.
После окончания Великой Отечественной войны большая часть «Виллисов» была возвращена в США, а оставшиеся в Советском Союзе автомобили долгое время эксплуатировались в Советской армии и народном хозяйстве. Машины на базе Виллиса разрабатывались даже после войны, а находились на службе и того дольше, вплоть до конца XX века, хотя некоторые страны используют их до сих пор.
Виллис из фондов Томского областного краеведческого музея
Машина была приобретена Томским областным краеведческим музеем у Сергея Ионовича Ивлева, участника Великой Отечественной войны, который воевал в составе 166-й Томской стрелковой дивизии. Автомобиль находился в его владении со второй половины 1940-х гг. по 2001 г.
Подробнее познакомиться с информацией о 166-й стрелковой дивизии можно здесь
Нашего «американца» можно увидеть на ежегодных акциях Томского областного краеведческого музея «Никто не забыт, ничто не забыто» и «Чтобы помнили». Этот экспонат пользуется популярностью у детей и взрослых.
Виллис был главным внедорожником Великой Отечественной войны. В 2020 году он стал главным героем рекламного ролика музея. Приятного просмотра!
Елена Лилявина
старший научный сотрудник выставочного отдела ТОКМ
Юрий Рассамахин
старший научный сотрудник выставочного отдела ТОКМ