5 августа 2023 г.
Возле Оськина озера – многотысячные толпы народа. А как же иначе?! На парабельской земле снова праздник – фестиваль «Этюды Севера». И отмечает он свое шестнадцатилетие!
Собрались сюда коллективы из разных регионов Сибири и Дальнего Востока, представители местных коренных народов и национальных диаспор северных районов, многочисленные гости – жители из разных районов нашей области.
Уже на подходе к озеру вдоль дорог выстроились колонны легковых автомобилей, а к музею под открытым небом и к самому озеру спешат и спешат нарядно одетые люди. Они идут группами, семьями, парами. День выдался на редкость солнечный, жаркий и ветреный, так что весь гнус, который, как известно, является бичом для наших таежных северных районов, сдуло.
На полянах перед спуском к озеру расположились две скульптурные композиции лесных великанов – лося и медведя, с древности почитаемых коренными народами Сибири. Они особенно привлекают не только взрослых, но и детей, так как изображают семейные сцены из жизни этих животных. Фигуры животных выполнены очень реалистично. Автор и исполнитель проекта – житель села Инкино Колпашевского района Галайда Анатолий Анатольевич.
Справа от дороги на поляне идет подготовка к шоу по этно-аэродизайну, которое впервые будет представлено на Оськином озере по инициативе мастера в этой сфере, жительницы Парабели, Марии Перескоковой. Тренером и дизайнером этого проекта является мастер из Москвы Беляева Марина. Вообще же в группу участников входят специалисты из Москвы, Новосибирска, Северска, Томска, Парабели и города Обь. Их стараниями вскоре к берегу озера спустятся 4 платформы на колесиках с помещенными на них композициями из разноцветных воздушных шаров на сюжеты из жизни селькупов. На выполнение задуманного ими проекта задействовано более 40 тысяч шаров весом более 100 килограммов!
Навстречу идущим к озеру иногда попадаются, нарядные группы девушек и женщин в национальных одеждах (рис. 7–8)
Рис. 7 – 8. Молодые женщины в национальной одежде
На берегу – импровизированная сцена, около нее березка и несколько разложенных, но пока еще, не зажженных костров. Напротив сцены устроены трибуны, переполненные зрителями, жаждущими зрелищ (рис. 9).
Ребятишки оккупировали крышу бревенчатого домика, в котором на время праздника поселился один из приехавших национальных коллективов (рис. 10).
Кстати сказать, у каждого из участвующих в фестивале коллективов есть свой поселок, свое «жилье» – у кого-то бревенчатый домик, у кого-то чум, у кого-то юрта (рис. 11).
Вдоль берега озера расположились подворья, юрты и чумы хозяев и гостей праздника.
Коллективы готовятся к открытию фестиваля. Наступает торжественная минута: сейчас начнется парад и представление делегаций. Это известные, яркие творческие коллективы Алтая, Бурятии, Ханты-Мансийского автономного округа, Дальнего Востока, Тывы, Парабели… Впервые на праздник прибыла делегация северных селькупов из Красноселькупского района Ямало-Ненецкого автономного округа. Праздничное шествие и концерт коллективов будет длиться более двух часов. Так что зритель, не уставая, будет хлопать в ладоши все это время. Начинается парад… Его открывают гости из Ямало-ненецкого Автономного округа (рис. 13), затем коллективы из Бурятии (рис. 14), Прибайкалья (рис. 15), Тувы и, наконец, представители разных родов из нашей области и разных ее районов – Каргасокского (рис. 16), Колпашевского (рис. 17), Верхнекетского (рис. 18), Тегульдетского (рис. 19). Особенно представительной была делегация Парабельского района. Нарымская юрта. Род орла (рис. 20).
Звучит Гимн «Мы – коренные» в исполнении автра, нашей землячки Веры Петровны Тузаковой, дипломанта Международных, Всероссийских и областных конкурсов, и вокальной группы «Варг кара».
Рис. 24–27. Праздничные номера исполняют творческие коллективы из Бурятии, Кемеровской области, Парабельского района
Представители разных народов разжигают общий костер, символизирующий мир и дружбу между народами (рис. 25). Начинается праздничный театрализованный концерт с участием ведущих коллективов из разных регионов Сибири и Дальнего Востока: танцы, песни, сценки из жизни коренных этносов, сменяя друг друга, продолжатся на сцене более двух часов (рис. 26–29). Заканчивается он общим хороводом «Ехарши» (рис. 30).
Но оставим за кадром яркие и интересные номера этого многочасового концерта. Желающие смогут познакомиться с ними в районной прессе и на сайте Администрации Парабельского района.
После участия в просмотре номеров театрализованного концерта, часть зрителей отправляется смотреть «экстрим по-сибирски» – гонку на обласках (рис. 31).
а другая – гулять по импровизированному проспекту с лавками, чумами, подворьями, расположенными вдоль озера. Каждое подворье участвовало в конкурсе на звание лучшего. Поэтому жители поселков и окрестных сел расстарались, оформляя территорию своего подворья. Почти все они приняли участие в конкурсах «Нарымская уха», эстафете «Селькупская сноровка» и других мероприятиях.
Мне особенно приятно было побывать в Нарымском подворье (рис. 30–35), потому что в его оформлении приняли участие и сотрудники Нарымского музея политической ссылки (рис. 31). Во главе с директором Нонной Венеровной Чебыкиной они радушно встречали и принимали гостей, показали на стендах материалы музея, а также работы своих мастеров, умельцев, художников (рис. 32–35). Здесь можно было посмотреть и купить поделки, сувениры и картины, акварельные работы детей о Нарыме и его окрестностях, национальные костюмы, узнать свою судьбу в чуме селькупского поэта и «гадалки» Людмилы Денисовны Шадриной (рис. 35).
Заканчивая свое путешествие по нарымской земле, хочу поблагодарить устроителей этого чудесного праздника за ту атмосферу, в которую всем нам удалось окунуться на целый день; за те впечатления, которые надолго останутся в памяти каждого из нас на долгое время. Особенно хочется сказать большое спасибо тем, кому когда-то пришла мысль о проведении фестиваля «Этюды Севера» на парабельской земле, у Оськиного озера.