В собрании нашего музея имеется значительная коллекция буддийских религиозных картин «тханка» (тиб. «свиток»), на которых изображены разные божества. Некоторые из них являются всадниками, но восседают на совершенно непривычных для верховой езды зверях — львах, оленях, быках и даже драконе. Давайте же познакомимся с этим явлением поближе.
Ездовое животное божества называют «вахана» (санскр. «ехать на чем-либо»). Буддийское искусство во многом порождено искусством индийским, также религиозным, и боги Древней Индии также имели особых зверей в качестве средства передвижения. Так, Богиня искусств Сарасвати восседает на грациозном и красивом павлине, который подчеркивает ее статус покровительницы музыкантов и танцоров, а слоноголовый бог мудрости Ганеша предпочитает ездить на мыши, означающей робость и нервозность человека, когда тот начинает новое дело. Были и боги, оседлавшие на первый взгляд обычных коней: бог грома Индра оседлал могущественного коня белой масти, а бог солнца Сурья предпочитал колесницу с семеркой лошадей (или же одного семиглавого коня). По своей символике ваханы зачастую просто дублируют свое божество, являются его другим воплощением, но в легендах они могут действовать и самостоятельно: тогда божество без поддержки волшебного животного ни за что не справилось бы со своим врагом или задачей.
Наверное, это самое популярное животное среди буддийских творцов. В буддизме спаялись два образа льва — лев, почитаемый в Индии как символ царской власти, и мифический снежный лев, почитаемый как божество гор в Тибете. Этот величественный зверь часто изображается на храмах, малых святынях-ступах и любых изображениях Будды Шакьямуни, индийского царевича, основавшего Учение в VI в. до н.э.
Сами по себе львы символизируют «львов Будды» — бодхисаттв. Это те люди и создания, которые отказались от вечного покоя в Нирване до тех пор, пока они не помогут получить Просветление (цель любого буддиста) всем живым существам.
Но также львы являются хранителями Учения, когда поддерживают троны божеств и переносят их на своих спинах. Это верно и для образов Вайшраваны, божества богатства и северного направления. Он восседает на белом льве с огненно-оранжевой или изумрудно-зеленой гривой, и лев этот имеет роскошное седло и собственные украшения на шее.
Олени в буддизме означают невинность, скромность и добродетельность, а также связаны с жизнью легендарного Будды Шакьямуни. Когда он готовился провести первую проповедь в Сарнахте, к нему вышла пара оленей, самец и самка, чтобы тоже выслушать благую речь. С тех пор золоченые пары оленей украшают многие буддийские храмы, призывая людей так же внимать Учению Будды.
В «Джатаках», сборнике буддийскх легенд, есть история о том, как Будда однажды родился в облике короля золотых оленей. Его стадо захватил раджа царства Бенарес, желающий есть оленье мясо каждый день. Однажды настал черед беременной самки. Тогда Король Оленей предложил свою жизнь вместо ее. Раджа Бенареса так проникся, что запретил охоту на оленей и всех животных вообще. Среди легенд «Джатак» есть и сказание о другом перерождении Будды, щедром принце Вессантаре, который раздал все свое имущество и стал жить в лесу, где олень заменил ему коня.
На картинке вы видите трех богинь Мо-лха, восседающих на самке оленя. Эти мирные богини, по верованиям буддистов, сопутствуют человеку от рождения, и олениха здесь связана с пожеланием счастья, долголетия и праведной жизни, которая поможет не очернять карму. Дело в том, что буддисты считают: причиной болезней, ранней смерти и жизненных неудач является дурная карма — груз совершенных ранее неблагих поступков. Олени на иконах могут быть довольно сильно стилизованы, порой их можно перепутать с конями или мулами.
Все мы знаем, что в Индии веками почитают корову как подательницу пищи и благоденствия. На санскрите слово «бык» звучит как «вриша», что также означает Дхарму (Учение) или праведность. Неудивительно, что есть и божества, восседающие на этом священном создании. В буддизме быка наделяли такими качествами как сила, приверженность справедливости, целеустремленность на пути к Просветлению.
В коллекции музея, однако, есть изображения совершенно особенных быков — водяных буйволов божества Ямантаки, «Победителя смерти». Ямантака унаследовал вахану у индийского бога смерти Ямы — это был первый смертный, который, скончавшись, был назначен Правителем мертвых. Тогда он получил и водяного буйвола, отважного зверя с синей шкурой, который не побоялся нести на спине двух ужасающих божеств, Яму и его супругу Шьямалу. Собственно, в буддийском искусстве верхом на водяном буйволе может восседать как один Ямантака, так и Ямантака со своей подругой. Путешествуя на буйволе, бог высматривает тех, кому подошел срок умирать, чтобы увести их с собой и запустить новый круг перерождений, согласно деяниям человека. На нашей малой иконе Ямантака выглядит довольно небрежно нарисованным — такова участь боковых фигур в народной живописи, когда все старания художника словно уходили на центральную фигуру.
Существует легенда про верного коня Будды Шакьямуни. Когда царевич навсегда ушел из царского дворца, его конь скончался от горя и переродился на одном из небес. Воспевали лошадь и на Гималаях: первый поэт Тибета и буддист Миларепа посвятил ей такие строки:
Лошадь, которая есть мой разум, летит как ветер,
Скачет по равнинам великого благоденствия.
Если мой ум будет упорствовать,
То достигнет ранга победоносного Будды.
Благодаря им мы видим, что лошадь воплощала собой энергию и усилия, направленные на достижение Просветления. Оседлав свой ум, как ветер, мы сможем управлять им в любом направлении и с любой скоростью.
На картинке вы можете увидеть двух коней, принадлежащих спутникам Вайшраваны, божества богатства, и богини Мо-лха, охранительницы человеческой жизни. Этим сподвижникам достались кони разных мастей с богатыми сбруей и седлами. Возможно, кони здесь выступают как еще один символ богатства.
Вероятнее всего, изображение льва тоже унаследовано буддизмом из индийского искусства, в конце концов, слон именно там и обитает. Тогда можно вспомнить про мифического слона Айравата, вахане божества погоды, войны и великанов-дэвов Индры. Айравата — слон с четырьмя бивнями, напоминающими священную гору Меру (как центр мироздания она ценится и у буддистов), а иногда и семью хоботами. Он вытягивал воду из подземных миров и наполнял ею облака, чтобы пролился дающий жизнь ливень. Также Айравата участвовал в битвах Индры, за что был прозван Нага-Малла, Слон-Воитель. Слон также являлся воплощением царской власти, и в буддизме это подтвердилось тем, что слон может означать фигуру Будды Шакьямуни, когда-то в прошлом рождавшегося слоном, и тем, что отдельно изображаемые слоновьи бивни относятся к семи царским символам.
Кроме того, слон олицетворяет одно из пяти качеств, которые нужно тренировать буддисту, а именно ум. Если слон серый, то имеется ввиду ум еще не управляемый, не подчиненный. Это разум человека, котрый может быть агрессивным и вредить всем на своем пути. Белый слон, напротив, означает контролируемый ум, который поможет справиться с любыми препятствиями.
На картинке изображен Ситтараджа, одно из пяти воплощений божества Пехар, божества-защитника Учения и владыки природных явлений. Ситтараджа как раз и означает власть над собственным Умом.
Дракон в буддизме изображается обычно как китайский дракон-лун, существо с вытянутым змеиным телом, четырьмя лапами тигра, мордой верблюда и рогами оленя. Однако на самом деле буддизм вобрал в себя не только этот образ, но и образы нагов Индии, полулюдей-полузмеев, и змеевидных драконов Тибета. Во всех странах Восточной Азии таких созданий ассоциировали с царской властью и водной стихией, они властвовали над реками и озерами, громом и дождем. Индийские наги и вовсе владели скрытыми буддийскими текстами, которые время от времени передавали монахам.
Постепенно драконы трансформировались в защитников Учения — например, их как охранителей изображают обвившими храмовые колонны, чтобы они поддерживали крышу, защищали строение от катаклизмов и войн, а также оберегали мирян и монахов, находящихся внутри здания. Для верующих дракон олицетворял мужество, усердие и настойчивость на пути к Просветлению, а также само Просветление. Тем не менее, в буддийских иконах сохранилось восприятие дракона как царского или императорского зверя, и в нашей коллекции на таком драконе восседает божество богатства Дзамбала (индийский Кубера).
Таким образом, мы можем увидеть, что буддийские ваханы зачастую важны как символ царской власти, ведь каждое божество правит отведенной ему сферой и управляет своими чувствами. Еще ваханы являют собой важные качества для буддиста, которые помогут ему если не достичь просветления, до уберечь Карму чистой — это стойкость, мужество и благонравие.
Источники:
Джатаки: избранные рассказы о прошлых жизнях Будды. Санкт-Петербург : Возрождение, Уддияна. 2003. 416 с.
Позднеев А.М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношениями сего последнего к народу. 1887. Том 16. 492 c.
Harmony, serenity, watchfulness: What the deer signifies in Thai manuscripts on Buddha's birth tales [Электронный ресурс] // Сайт scroll.in. URL:
https://scroll.in/article/824513/harmony-serenity-watchfulness-what-the-deer-signifies-in-thai-manuscripts-on-buddhas-birth-tales#:~:text=In%20Thai%20Buddhism%2C%20symbolic%20meanings,the%20Deer%20Park%20at%20Sarnath.
Vahanas - the Divine Animal Mounts of Hindu Gods [Электронный ресурс] // Сайт Dolls of India. URL:
https://www.dollsofindia.com/library/hindu_vahanas/
Ven. Jampa Choskyi. Symbolism of Animals in Buddhism [Электронный ресурс] // Buddhist Himalaya, VOL. I NO. I. SUMMER. 1988. URL:
http://buddhism.lib.ntu.edu.tw/FULLTEXT/JR-BH/bh117490.htm
Subhamoy Das. Vehicles of the Hindu Gods: the Vahanas [Электронный ресурс] // Сайт learn Religions. URL:
https://www.learnreligions.com/vehicles-of-the-gods-1770297