О музее / Блог

«Энергия-Буран: полет в будущее»: на встрече в планетарии рассказали о вкладе томичей в триумф советской космонавтики

21 ноября 2023

15 ноября 1988 г. в Советском Союзе был осуществлен первый и, к сожалению, последний полет отечественного корабля многоразового использования «Буран». Программа «Энергия-Буран» стала самой масштабной за всю историю советской космонавтики. На орбиту корабль был выведен ракетой-носителем «Энергия». Крылатый космоплан два раза обогнул Землю и совершил посадку в автоматическом режиме на космодроме Байконур, откуда и стартовал

.

Этому событию было посвящено мероприятие «Энергия-Буран: полет в будущее», которое проходило в Томском планетарии. Мало кто знает, что одну из самых главных ролей в этой великой программе сыграли томичи, а именно – работники Томского приборного завода.

«Есть несколько дат, которые вписаны золотыми буквами в историю мировой космонавтики. Одна из таких дат – это 15 ноября», — такими словами начал программу Вячеслав Зырянов, экскурсовод планетария.

А ведь многие из этих дат были вписаны руками томских мастеров. Отдельно хочется сказать о вкладе Томского приборного завода. На этом заводе выпустили очень много различных изделий для ракет и космических аппаратов, в том числе и для первого в мире лунохода. Но предметом особой гордости томичей стал созданный на Томском приборном заводе центральный комплекс командных приборов системы управления многоразового космического корабля «Буран», полёт которого стал настоящим триумфом сотрудников завода.

— Речь идёт об уникальном приборе «Ш-300, — рассказывает Вячеслав Николаевич. — Это изготовленная на Томском приборном заводе гироскопическая навигационная система для координации примерно 50 подсистем для управления полётом, а главное, посадкой «Бурана» в автоматическом режиме.

Первая в мире посадка многоразового корабля в автоматическом режиме была осуществлена сразу с высочайшей точностью – дальность отклонения составила всего 80 см.

Но, конечно, за любой большой работой стоят люди. О работниках приборного завода, которые приняли непосредственное участие в изготовлении «Ш-300», а также о сложности изготовления рассказала Ирина Кулешова, заведующая музеем Томского приборного завода.

 

— Когда на приборный завод пришёл совершенно секретный заказ, определили исполнителей и приступили к освоению. Ш-300 делали в 1 цехе, КИА (контрольно-измерительную аппаратуру) для него – в 7 цехе. Когда инженеры изучили инструкцию к самому Ш-300, то поняли, что в изготовлении прибора в сборочном цехе особых сложностей для коллектива, имеющего уже богатый опыт, не будет. Гораздо проблемнее оказалась контрольно-измерительная аппаратура для Ш-300. Сырая инструкция настройки, куча доработок, которыми засыпали цех, недоработанные конструкции блоков, входящих в КИА, сжатые сроки… В итоге группа инженеров почти полностью переработала инструкции. Когда москвичи увидели одну из переработанных инструкций, то зауважали наших земляков.

Кроме работы непосредственно на предприятии в Томске, труженики приборного завода в течение полугода работали на самом Байконуре. Одним из них был Михаил Александрович Тамошкин – регулировщик прибора «Ш-300». За свой вклад в программу «Энергия-Буран» Михаил Александрович получил Орден Трудового Красного знамени.

Напоследок Ирина Кулешова пожелала слушателям, большинство из которых составляли студенты колледжа, смело идти к своей цели:

 — Руководитель РКК «Энергия» Валентин Глушко  уже в 15 лет набрался смелости и написал Константину Циолковскому. Тот ответил, и потихоньку передал свои знания любознательному юноше. Поэтому я желаю вам не бояться, а двигаться вперед.

 

Вячеслав Зырянов, экскурсвовод отдела Планетарий, Татьяна Сапьян, экскурсовод отдела Планетарий.

Тестовый блоггер
Просто для теста
«Энергия-Буран: полет в будущее»: на встрече в планетарии рассказали о вкладе томичей в триумф советской космонавтики