О музее / Блог

Что приносит нам река

12 октября 2016

 

Что приносит нам река

 

Нарым, фотография Недоговорова С.О.

 

Невозможно угадать, когда и при каких обстоятельствах удастся сделать ценную находку.

Этим летом на берегу реки Нарымская Лука после окончания половодья краевед Анатолий Клевакин, житель села Нарым, нашел фрагмент бересты. Он подобрал ее для растопки печи, но когда та высохла, на поверхности проступили выскобленные узоры, похожие на четырехлепестковые цветы.

 

Фрагмент бересты, найденный Клевакиным А.В.

 

Подобный криволинейный узор характерен для селькупов и восточных хантов. Также в Финляндии есть туясок с похожим орнаментом, который Кай Доннер получил от селькупов.

Кай Рейнхольд Доннер (1888–1935 гг.) – финский этнограф, лингвист и политик, автор книги «У самоедов Сибири». В 1911–1914 годах дважды посещал Сибирь с экспедициями ради изучения самодийских народов, проезжая при этом через Томск.

 

Кай Доннер в экспедиции

 Понять, чем именно была эта береста, очень сложно, потому что для народов Сибири береста является универсальным материалом. Быть может, найденный фрагмент – часть стенки цилиндрического туеска, может, он служил деталью колыбели, маски или даже погребального полотнища. Также бросается в глаза некоторое несовершенство орнамента – ряды и цветки неровны, рисунок не покрывает все изделие, как будто его не закончили, что дает жизнь версии об ученической работе.

 

Тамга

 

В углу фрагмента есть еще один удивительный рисунок, не похожий на остальной орнамент, –рогатое животное. Вероятнее всего, оно является тамгой – родовым клеймом, которым помечали предметы, а животное – это олень или лось. Выбор этого зверя совершенно очевиден: сибирские народы особенно почитали оленя и лося, ведь жизнь людей зависела от удачной охоты на них, а также от благополучия популяции этих животных (вы можете узнать об этом подробнее на нашей выставке «Под созвездием большого Лося»).

 

Фрагмент бересты, найденной Шадриной Л.Д.

 

Еще раньше в музей поступил еще один фрагмент бересты, найденный жительницей села Нарым, краеведом Людмилой Шадриной, на берегу Нарымской реки на глубине около
60 см от поверхности земли. Геометрический орнамент «повествует» о том, что предмет относится к хантыйской культуре – его сложно перепутать с каким-то другим. Края бересты сильно разрушились, потому невозможно представить первоначальную форму, а стало быть, и назначение предмета.

Согласно мифам коренных народов Сибири, человек мог долго плыть по реке и попасть в место, где живут после смерти его предки. Можно сказать, что эти две находки по-своему подтверждают старинные предания, и река по-прежнему может принести весточку из прошлого в настоящее.

 

Нарым

 

Котенко Александра Леонидовна
научный сотрудник научно-исследовательского отдела Томского областного краеведческого музея
им. М.Б. Шатилова
Что приносит нам река