О музее / Блог

Черепа в буддизме

20 июля 2021

В буддийском искусстве часто встречается образ черепа — как деталь короны или оружия, как чаша или музыкальный инструмент. Попробуем разобраться, что такой страшный предмет делает в мирном буддизме.

Обычно при слове «буддизм» нам представляется улыбающийся будда или монах, сметающий метелкой насекомых со своего пути, чтобы никому не причинить вреда. Но у буддизма есть обратная, немного пугающая сторона, — это ритуальные предметы из человеческих костей и изображение черепов, костей и прочих страшных вещей. Однако все эти предметы наполнены глубочайшим символизмом и совершенно не противоречат идеям мирного буддизма.

1. Колесо Сансары — модель вселенной и перерождений, выложенная камнями на склоне холма внутри монгольского храма, н. ХХ в. ТОКМ ФФ 3799/79.

*Все использованные здесь и ниже изображения — предметы музея из коллекции М.А.Полумордвинова.

Можно сказать, что главная цель буддиста — стать Буддой и прекратить перерождаться снова и снова. Для этого нужно, во-первых, совершенно исправить карму — груз всех своих деяний за прошлые жизни, а во-вторых, ни к чему не привязываться в этой жизни, чтобы снова не накопить этот груз. И тут буддистам помогает идея, что все бренно, все исчезнет, каждый человек рано или поздно столкнется со смертью.

Чтобы осознать это, буддисты используют черепа и кости как символ смерти и эфемерности человеческого тела, человеческого существования. Кроме того, так монахи «тренируются» не иметь страха перед смертью, ведь страх тоже мешает освобождению.

2. Габала из коллекции М.А.Полумордвинова. Фото С.Коновалова

Источник

Один из самых интересных артефактов нашей буддийской коллекции — габала (габал, капала — санскр. «чаша, череп»). Эта ритуальная чаша, сделанная из настоящего человеческого черепа в XIX в., была обработана в пекинской мастерской в 1914 г. по заказу русского офицера Михаила Полумордвинова.

Использовать габалу в ритуалах мог только лама высокого ранга, посвященный в особые таинства, и, скорее всего, в такой чаше делались подношения гневным божествам — водой и глиняными фигурками в виде частей человеческого тела. Гневные божества выглядят довольно пугающе и больше похожи на демонов, но их облик обманчив: они защищают само буддийское учение, буддийские монастыри и территорию, где они находятся, а также при медитации на некоторых из них буддийские монахи могут побороть все то, что мешаем достичь главной цели.

3. Гневное божество Бэгцзэ в короне из черепов (фрагмент танки)

Габалу также изображают на иконах-танка и в скульптуре. Порой чаши держат сами божества, и тогда габалы могут быть наполнены кровью или костным мозгом. В других случаях костяные чаши могут быть нарисованы в нижней части иконы и означать дары божествам, нарисованным выше: тогда в габале изображают пять частей тела, символизирующих пять чувств (глаза — зрение, уши — слух, язык — вкус, нос — обоняние, кожа — осязание).

Гневные божества обычно носят украшенные черепами атрибуты:

  • оружие (мечи, булавы, копья, трезубцы), и тогда черепа означают уничтожение (смерть) старой кармы и освобождение человека от всех привязанностей (а привязанность — сильное желание чего-либо),
  • ожерелья и пояса в виде гирлянд черепов или отрубленных голов — обезглавливание всех демонов (идей, представлений), которые вводят нас в заблуждение,
  • короны из пяти черепов олицетворяют пять Будд Высшей Мудрости и великое могущество, побеждающее любые препятствия,
  • барабан-дамару из двух половинок черепов мужчины и женщины — единение мужского и женского начала, знание, как достичь Просветления, и активные действия на пути к нему.
Слева направо, сверху вниз (фрагменты танка):
- габала с кипящей кровью в руке богини Симхамукха,
- копье-кхатванга с головами и черепом богини Симхамукха,
- подношение пяти чувств богине Лхамо,
- барабанчик-дамару на столе ламы.

Есть и более приближенные к материальному миру объяснения, почему в буддизме стали использоваться костяные атрибуты.

Например, в горах Тибета имеется сложность с захоронением людей в земле, и нет леса для сожжения останков, потому практикуется воздушное захоронение: человеческое тело разрывается на части, дабы его могли проглотить птицы.

Или в Индии (а буддизм зародился именно там и многое почерпнул из индийской религии и философии) существовали группы йогинов-капалика («держатели черепов»), которые жили на кладбище, практиковали презрение к жизни и использовали кости для ритуалов.

В обоих случаях сами условия жизни делали черепа и кости удобным и легко находимым материалом.

Котенко Александра Леонидовна
научный сотрудник научно-исследовательского отдела Томского областного краеведческого музея
им. М.Б. Шатилова
Черепа в буддизме