В буддийском искусстве часто встречается образ черепа — как деталь короны или оружия, как чаша или музыкальный инструмент. Попробуем разобраться, что такой страшный предмет делает в мирном буддизме.
Обычно при слове «буддизм» нам представляется улыбающийся будда или монах, сметающий метелкой насекомых со своего пути, чтобы никому не причинить вреда. Но у буддизма есть обратная, немного пугающая сторона, — это ритуальные предметы из человеческих костей и изображение черепов, костей и прочих страшных вещей. Однако все эти предметы наполнены глубочайшим символизмом и совершенно не противоречат идеям мирного буддизма.
*Все использованные здесь и ниже изображения — предметы музея из коллекции М.А.Полумордвинова.
Можно сказать, что главная цель буддиста — стать Буддой и прекратить перерождаться снова и снова. Для этого нужно, во-первых, совершенно исправить карму — груз всех своих деяний за прошлые жизни, а во-вторых, ни к чему не привязываться в этой жизни, чтобы снова не накопить этот груз. И тут буддистам помогает идея, что все бренно, все исчезнет, каждый человек рано или поздно столкнется со смертью.
Чтобы осознать это, буддисты используют черепа и кости как символ смерти и эфемерности человеческого тела, человеческого существования. Кроме того, так монахи «тренируются» не иметь страха перед смертью, ведь страх тоже мешает освобождению.
Один из самых интересных артефактов нашей буддийской коллекции — габала (габал, капала — санскр. «чаша, череп»). Эта ритуальная чаша, сделанная из настоящего человеческого черепа в XIX в., была обработана в пекинской мастерской в 1914 г. по заказу русского офицера Михаила Полумордвинова.
Использовать габалу в ритуалах мог только лама высокого ранга, посвященный в особые таинства, и, скорее всего, в такой чаше делались подношения гневным божествам — водой и глиняными фигурками в виде частей человеческого тела. Гневные божества выглядят довольно пугающе и больше похожи на демонов, но их облик обманчив: они защищают само буддийское учение, буддийские монастыри и территорию, где они находятся, а также при медитации на некоторых из них буддийские монахи могут побороть все то, что мешаем достичь главной цели.
Габалу также изображают на иконах-танка и в скульптуре. Порой чаши держат сами божества, и тогда габалы могут быть наполнены кровью или костным мозгом. В других случаях костяные чаши могут быть нарисованы в нижней части иконы и означать дары божествам, нарисованным выше: тогда в габале изображают пять частей тела, символизирующих пять чувств (глаза — зрение, уши — слух, язык — вкус, нос — обоняние, кожа — осязание).
Гневные божества обычно носят украшенные черепами атрибуты:
Есть и более приближенные к материальному миру объяснения, почему в буддизме стали использоваться костяные атрибуты.
Например, в горах Тибета имеется сложность с захоронением людей в земле, и нет леса для сожжения останков, потому практикуется воздушное захоронение: человеческое тело разрывается на части, дабы его могли проглотить птицы.
Или в Индии (а буддизм зародился именно там и многое почерпнул из индийской религии и философии) существовали группы йогинов-капалика («держатели черепов»), которые жили на кладбище, практиковали презрение к жизни и использовали кости для ритуалов.
В обоих случаях сами условия жизни делали черепа и кости удобным и легко находимым материалом.