Если спросить современного японца о том, что он знает о живописи России, вероятнее всего, он ответит про футуризм, абстракционизм или советские плакаты. У такого ответа две причины. Первая – ориентация японских популяризаторов зарубежного искусства на опыт США и Европу, которые, в свою очередь, не хотели популяризировать искусство, связанное с СССР. Вторая причина – первые выставки русской живописи связаны с колоритной фигурой футуриста Давида Бурлюка, который эмигрировал в Японию после вынужденного «тура» по Сибири. Побывал художник и в Томске.
Весной 1919 года художник-новатор приехал в наш город. Он спасал семью от голода, совершая поездки по городам Сибири, повсеместно устраивая выставки и лекции. Бурлюк предложил поставить совместную выставку с томскими художниками. Она проходила 17–19 апреля и знакомила с новейшими течениями живописи – супрематизмом, кубизмом, футуризмом. На ней было выставлено 150 работ 14 авторов. Участник выставка Николай Котов писал об одной работе футуриста:
«…среди них была одна «загадочная картинка», которая возбуждала любопытство всех. Это парикмахерская, где посетители сидят без голов, а их головы, отдельно стоящие на подставках, причесывают и бреют парикмахеры».
В. Медведев вспоминал иллюстрацию Бурлюка к «Преступлению и наказанию» Ф. М. Достоевского, со старухой, у которой вместо шеи была тщательно выписана огромная куриная лапа.
В Томском областном художественном музее сохранились два портрета, созданных Бурлюком – «Портрет Николая Котова» и «Портрет неизвестного мужчины».
Выставка вызвала много споров, и Давид Бурлюк проводил платные лекции-диспуты о футуризме. Большая часть их состоялась в театре «Интимный» по Ямскому переулку.
После городов Сибири художник отправился покорять Японию.
Осенью 1920-го года Давид Бурлюк вместе с другим футуристом В. Пальмовым прибыл на землю Японского архипелага. Уже 14 октября состоялась первая выставка в Токио, где японцы увидели около 500 произведений 28 авторов – Бурлюка, Каменского, Малевича, Татлина и других. Выставка имела огромный успех, ее посещали 600 человек ежедневно. После Токио картины захотели видеть в Осаке и Киото.
1921
Благодаря этим выставкам у Бурлюка появились последователи (Тай Камбара, Сэйдзи Того, Гё Фумон, Суё Касаги, Масаму Янасэ), и из отца русского футуризма он стал отцом футуризма японского. Сам художник обзавелся «японским периодом» в творчестве, нарисовав около 300 картин – портретов и пейзажей: серия «Гора Фудзи», «Японец, разделывающий рыбу», «Японский рыбак», «Пильщик красного дерева», «Портрет семьи Маримото. Кобэ» и т.д. В этих полотнах чувствуется влияние работ таких известных японских мастеров, как Андо Хиросигэ (1797–1858 гг.), Кацусика Хокусай (1760–1849 гг.) и Китагава Утамаро (1753–1806 гг.).
Ворота храма в Японии, 1921 год
На пляже. Япония
Посадка риса
Японская деревня, 1921 год
Японский рыбак
В Японии Бурлюк пробыл два года, наконец, сумев накопить на переезд в США.
21 июля исполняется 134 года со дня рождения этого удивительного художника, соединившего в своем искусстве и Запад, и Сибирь, и Восток.