О музее / Блог

Брань-трава

18 июня 2022
Лист гербария. Синюха голубая. Окрестности Томска. 1943 г. (Из коллекции Гербария
им. П.Н. Крылова Томского университета)

Брань-травой называли в народе синюху голубую – Polemonium cаeruleum. Видимо, нарекли её «бранной» в связи с латинским названием, произошедшим от древнегреческого πόλεμος, что означает война (ссора). По некоторым сведениям, переходящим от автора к автору, в годы на рубеже старой и новой эр случился конфликт между причерноморскими правителями. Царь Понта Полемон якобы поспорил с Филетайром Каппадокийским о том, кто первым из них открыл целебные свойства голубой травы.[1] Правда, не уточняется, какой же это был из Полемонов – I, II или III-й, отец, сын или внук?[2] Особенно искушенным в тайнах природного бытия был Полемон II (III). Но был ли смысл в таком споре? Ведь не могли не знать эти просвещённые греки об этом растении, если о нём писал в своём травнике ещё Кратей – придворный врач понтийского царя Митридата VI Евпатора (132–63 гг. до н.э.). Трактат Кратеуса же стал одним из основных источников сочинения военного врача римской армии Диоскорида «О лекарственных веществах» («De material medica»), написанного между 50 и 78 гг. [3] В нём есть раздел, посвящённый и полемониуму.[4]

 

 

Polemonium cоeruleum – синюха голубая. Страница из сочинения Диоскорида «De material medica»[5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Называли его в народе ещё и валерианой, видимо за то, что обладал он седативным действием, но не случайно – именно греческой валерианой. Видимо древние греки одними из первых обнаружили её целебные свойства.

У нас синюха голубая растёт в европейской части России, на Кавказе, в Западной и Восточной Сибири, в лесу, лесостепи, во влажных местах, по заболоченным лугам и берегам рек.

Чем же ценилась эта синяя брань-травка, она же синий зверобой, столистник, с лапками перистых продолговатых листочков и метёлками голубых или сиреневых колокольчатых цветков? По свидетельству известного томского фармаколога Н.В. Вершинина в народной медицине она издавна применялась в качестве успокаивающего средства при эпилепсии, бессоннице, родимце, при кровавом поносе.[6] А вот в качестве лекарственного средства, признанного традиционной медициной при бронхо-лёгочных заболеваниях, синюху стали использовать с конца 1940-х гг. До этого проводились многолетние исследования. 

В 1932 г. врач-фармаколог специалист по лекарственным растениям заведующий фармакологической лабораторией в Новосибирском филиале научно-исследовательского химико-фармацевтического института Михаил Николаевич Варлаков изучал растение на основе местного сибирского сырья. Он обнаружил в синюхе высокое содержание сапонинов[7], оказывающих в терапевтических дозах лечебное действие на организм.

«Механизм действия синюхи можно представить по аналогии с препаратами сенеги: содержащиеся в обильном количестве в синюхе сапонины способствуют увеличению секреции слизистых желез, расположенных на слизистой оболочке бронхов; вследствие этого увеличивается количество бронхиальной слизи и она разжижается; существующее, или даже увеличивающееся кашлевое раздражение ведет тем самым к облегченному отхаркиванию».[8]

Исследования полемониума на больных с заболеваниями бронхов и лёгких проводились в годы Великой Отечественной войны в Томске на базе факультетской терапевтической клиники мединститута и туберкулёзной больницы. Руководили этими исследованиями профессор Томского мединститута, главный терапевт томских эвакогоспиталей Дмитрий Дмитриевич Яблоков, а в специализированных туберкулёзных отделениях – фтизиатр Анна Ксенофонтовна Сибирцева.

Обложка «Воспоминаний о работе в Томском гарнизонном госпитале»
А.К. Сибирцевой
(из фондов ТОКМ)
Оборотная сторона обложки «Воспоминаний»
А.К. Сибирцевой
с дарственной надписью
Д.Д. Яблокову

Среди письменных источников Томского краеведческого музея есть Воспоминания заслуженного врача РСФСР А.К. Сибирцевой о работе в Томском гарнизонном госпитале с дарственной надписью Д.Д. Яблокову[9]. Помимо тубдиспансера с 1938 г. она работала в туберкулёзном отделении гарнизонного госпиталя. Доктор вспоминала, что особенно много больных поступало во время Великой Отечественной войны. У военных зачастую течение болезни усугублялось ранениями, стрессами, у гражданских – голодом и холодом. Тяжелейшие формы туберкулёза лёгких часто сопровождались осложнениями – кавернозной пневмонией, туберкулёзом гортани, кишечника, лёгочными кровотечениями. Специальных противотуберкулёзных препаратов, антибиотиков тогда не было. Чтобы «компенсировать процесс» приходилось применять различные средства и методы симптоматического лечения.[10]

А.К. Сибирцева проводит искусственный пневмоторакс.

(источник фотографии: https://www.ssmu.ru/ru/obrazovanie/departments/ftipul/lica/ )

 Анна Ксенофонтовна отмечала, что несмотря на трудности военного времени

«недостатка в медикаментах не ощущалось», а «томские учёные лауреаты Государственной премии Д.Д. Яблоков, Н.В. Вершинин и В.В. Ревердатто в арсенал лечебных препаратов ввели ряд новых лекарственных веществ из сибирской флоры, что позволило с успехом заменить импортные медикаментозные средства».[11]

Среди этих веществ были и препараты синюхи голубой. Результаты исследований по их применению представлены в совместной статье Д.Д. Яблокова и А.К. Сибирцевой «Клинические наблюдения над действием синюхи как отхаркивающего средства».

Д.Д. Яблоков со студентами и коллегами на обходе больных.
1952 г.
(из фондов ТОКМ)
Тонометр Д.Д. Яблокова
(из фондов ТОКМ)

Наблюдения проводились на 100 больных с различными заболеваниями бронхов и лёгких: хроническим и острым бронхитом, крупозной и катаральной пневмонией, абсцессом лёгких, бронхоэктатической болезнью и более всего туберкулёзом лёгких.[12] Синюха назначалась в виде экстракта, отвара из корня и водного настоя из корня и травы. Во всех формах препараты хорошо переносились пациентами и не вызывали отрицательных побочных явлений. У большинства испытуемых наблюдался положительный отхаркивающий эффект, уменьшались катаральные явления в лёгких, проходили боли в груди, облегчались мучительные пароксизмы кашля или он прекращался.[13] Наибольший эффект давало применение корня растения, так как именно в нём содержится больше сапонинов. Поэтому врачи пришли к заключению, что наиболее целесообразно приготовление и назначение его жидкого экстракта. В отличие от сенеги, тоже богатой сапонинами, синюха оказалась более мягким и щадящим средством, не вызывая раздражения желудочно-кишечного тракта и кровохарканья. Не оказывала она отрицательного действия и на почки, на картину крови, не ухудшала состояние лихорадящих.

Работая со своими пациентами, доктор-фтизиатр вела сравнительное изучение действия синюхи с действием других отхаркивающих средств – термопсиса и ипекакуаны, основной объём сырья которых до войны получался из-за границы. И оказалось, что она может стать достойной им заменой.

Во имя жизни и здоровья человека содружество сибирских учёных, врачей с честью вплело лазурную синюху в «венок из лекарственных растений Сибири».[14] Разведать и найти природное богатство, умело взять, безвредно с пользой применить его, быть благодарным пациенту и коллеге – всё это есть высокое искусство доктора и учёного!

Литература

Ботанико-фармакогностический словарь – М., 1990, 272 с.

Вершинин Н.В. Лекарственные растения Сибири // Новые лекарственные растения Сибири и их лечебные препараты. Новосибирск, 1944.

Воспоминания о работе в Томском гарнизонном госпитале заслуженного врача РСФСР Сибирцевой А.К. (Из фондов ТОКМ 11415/47).

Яблоков Д.Д. Новые сердечные средства из сибирской лекарственной флоры. Из сборника памяти Порфирия Никитича Крылова в связи со столетием со дня рождения. Томск, 1951 (Из фондов ТОКМ).

Яблоков Д.Д., Сибирцева А.К. Клинические наблюдения над действием синюхи как отхаркивающего средства // Новые лекарственные растения Сибири и их лечебные препараты. Новосибирск, 1944.

Dioscorides. De material medica. URL: http://bookzal.do.am/index/dioskorid_pedanij/0-1778 (дата обращения 10. 06. 2022 г.)

 

 

[1] Ботанико-фармакогностический словарь – М., 1990, с. 236.

[2] Полемон I (65-8 гг. до н.э.), Полемон II (Марк Антоний Полемон Пифодор был соправителем матери в 3 г. до н.э. – 7 г. н.э., Полемон III (II) (10-е гг. до н.э. – 74 г. н.э.).

[3] Кратей [Электронный ресурс]: http://penelope.uchicago.edu/~grout/encyclopaedia_romana/aconite/crateuas.html

Диоскорид Педаний – грек по происхождению, ботаник, фармаколог, врач в римской армии при Нероне (54-68) и Веспасиане (69-79).

[4] Диоскорид [Электронный ресурс]: https://www.pravenc.ru/text/178517.html

[5] Dioscorides. De material medica.  [Электронный ресурс]: http://bookzal.do.am/index/dioskorid_pedanij/0-1778

[6] Вершинин Н.В. Лекарственные растения Сибири // Новые лекарственные растения Сибири и их лечебные препараты. Новосибирск, 1944, с. 12.

[7] Сапонины - сложные безазотистые органические соединения из гликозидов (органические соединения, молекулы которых состоят из углеводного остатка и неуглеводного фрагмента) растительного происхождения.

[8] Яблоков Д.Д., Сибирцева А.К. Клинические наблюдения над действием синюхи как отхаркивающего средства // Новые лекарственные растения Сибири и их лечебные препараты. Новосибирск, 1944, с. 73.

[9] Воспоминания о работе в Томском гарнизонном госпитале заслуженного врача РСФСР Сибирцевой А.К. ТОКМ 11415/47

[10] Воспоминания … Там же, с. 12.

[11] Воспоминания … Там же, с. 14.

[12] Яблоков Д.Д., Сибирцева А.К. Клинические наблюдения … Там же, с. 70.

[13] Яблоков Д.Д., Сибирцева А.К. Клинические наблюдения … Там же, с. 71-72.

[14] Завершая свой доклад на конференции, посвящённой 100-летию со дня рождения П.Н. Крылова, Д.Д. Яблоков сказал: «Пусть и наш венок из лекарственных растений Сибири украсит памятник великого русского ботаника, как знак, отмечающий его высокополезную плодотворную работу на благо нашей Родины и советской медицины» (Яблоков Д.Д. Новые сердечные средства из сибирской лекарственной флоры. Из сборника памяти Порфирия Никитича Крылова в связи со столетием со дня рождения. Томск, 1951, с. 124).  

Евгения Владиславовна Гоппе
Старший научный сотрудник культурно-образовательного отдела ТОКМ
Брань-трава