О музее / Блог

Большие кошки в буддизме

24 августа 2021

Львы и тигры — одни из самых популярных животных в буддийской культуре. Их присутствие можно обнаружить на тронах Будд, среди украшений богинь, рядом с божествами и храмами.

Считается, что тот, кто стал Буддой (освобожденным от всех привязанностей и страданий существом), меняется кроме прочего физически. Описание этих изменений поэтическое и включает в себя 32 признака, в том числе такие: щёки, туловище у Будды должны стать как у льва. Конечно, имеется в виду гармоничное телосложение, которое будет вызывать ощущение царственного величия, ведь даже для буддийского мира лев — царь зверей.

Рис. 1. Будда Нараяна Джина. ТОКМ 3114/9.

Обычно мы видим Будд или буддийских учителей, которые восседают на «лотосовом троне» — огромном цветке лотоса, символизирующем их чистоту. Но некоторые Будды сидят на «львином троне» — пьедестале, по бокам которого изображена пара львов и драгоценные камни, исполняющие желания. Право на такой престол имеют три Будды — Будда Прошлого Дипанкара, Будда Настоящего Шакьямуни и будда будущего Майтрейя. Львы, с одной стороны, являются стражами трона, а с другой подчеркивают его царственный статус.

Рис. 2. Ступа Будды Шакьямуни. ТОКМ 3114/270.

У многих азиатских храмов можно увидеть каменные изваяния в виде двух львов, охраняющих вход. Львы эти зачастую на львов не сильно похожи. Не знакомому с восточной культурой может показаться, что он видит собак или даже жаб. Тем не менее, почитаются эти звери именно как львы. Они могут быть огромными хранителями буддийских, даосских, родовых или синтоистких храмов, а могут быть маленькими скульптурами, которые ставят на домашний алтарь для того же дела — охранять маленькие изображения Будд. Как правило, львы немного отличаются друг от друга — один считается самцом и воплощением мужской, активной энергии, а другой — самкой и воплощением женской, пассивной энергии (у самки обычно под лапой мячик или детеныш).

Рис. 3. Лев-страж. ТОКМ 3114/288.

Танцовщица с львиной головой

В Индии издавна существуют легенды о небесных танцовщицах, «дакини». Они могут появляться в сказаниях в виде прекрасных дев или страшных демониц. Порой они совершают ужасные вещи, например, воруют детей и выпивают их кровь как вампиры, а порой испытывают йогов, пугая или искушая их. Как и в индуизме, в буддизме дакини имеют двойственную природу, но все же приравниваются к существам полезным — эти сверхъестественные создания являются владелицами редких священных текстов и могут многому обучить монахов. У многих дакини есть имена и особый облик. Таковой является и Симхавактра-дакини, что переводится как «Львиноголовая небесная путешественница». Симхавактра танцует на демоне в облике женщины и носит страшные украшения из человеческих костей. Ее облик говорит о свободе от всех мирских условностей, страшные атрибуты призваны защищать верующих от бед, а ее львиная голова — это голова стража, ведь Симхавактра противостоит всем угрозам, которые могут нанести вред живым существам и особенно буддистам.

Рис. 4. Симхавактра-дакини. ТОКМ 3114/88.

Симхавактру также изображают как спутницу богини Лхамо. Лхамо, «Блистательная мать», — очень древняя богиня. Возможно, ей поклонялись еще в древних городах Мохенджо-даро и Хараппа. В буддизме она существует в нескольких формах, и одна из них — богиня, защищающая детей и матерей, Харити Лхамо. В этой ипостаси ее изображают с двумя интересными сережками — одна является целым драконом, а вторая — целым львом. Дракон означает мир хаоса, воду и пассивные энергии, а лев — мир порядка, солнце и активные энергии.

Рис. 5. Харити-Лхамо. Фрагмент. ТОКМ 3114/208.

В буддизме есть гневные божества — они имеют страшный, демонический облик и много пугающих атрибутов, например, короны из черепов, ожерелья из змей, разнообразное оружие. Тем не менее, они тоже являются божествами сострадания и главное их назначение — защищать буддизм и буддистов от всевозможных напастей. У некоторых гневных божеств вся одежда состоит из набедренной повязки, сделанной из шкуры тигра и надетой хвостом вперед. Означает эта повязка победу над «тигром» — животными инстинктами человека.

Рис. 6. Хаягрива. Фрагмент. ТОКМ 3114/221.

Напоследок расскажем о всаднике на льве, божестве и царе Вайшраване («Яснослышащий»). Вайшравана является покровителем богатства, и многие миряне-буддисты имели его образки или статуэтки, чтобы привлечь богатство на свою сторону. Царственного всадника на льве можно встретить во вратах или у входа в буддийский храм вместе с тремя другими царями, которые управляют ни много ни мало сторонами света. Каждый царь имеет свое ездовое животное, и Вайшравана ездит на прекрасном белом льве с бирюзовой гривой. Это небесное мифическое создание, снежный лев, символизирует северные страны, находящиеся под присмотром Вайшраваны, и к ним относятся кроме прочих Индия и Тибет. Для Тибета снежный лев является символом страны с 1912 года.

Рис. 7. Вайшравана на льве. ТОКМ 3114/312.
Котенко Александра Леонидовна
научный сотрудник научно-исследовательского отдела Томского областного краеведческого музея
им. М.Б. Шатилова
Большие кошки в буддизме